Упражнения 2. Сопровождение в воспоминании + согласование: голос, темп речи, дыхание

 

Вскоре я предложу вам проделать то, что раньше (упр. 1), но на этот раз попрошу вас ограничиться описанием того, что должно быть в чувствах и переживании, и при этом выражаться неопределенно. Если вы скажете: “Вы слышите, как ваша рука хлюпает по воде”, а человек находится под водой, это не подействует. Но вы можете сказать: “Вы слышите звук воды”, потому что какие-то звуки должны быть.

Упражнение 1.

Прошу вас разбиться на группы по три человека. Пусть один из вас, обозначенный буквой А, думает о чем-нибудь подходящем к следующему описанию: ситуация, в которую вы глубоко вовлечены с ограниченным центром внимания. Для некоторых людей это бег трусцой, для других – чтение книги. Занятие может состоять в том, чтобы писать, смотреть телевизор, сидеть в кино, вести машину в длительном маршруте – в общем, делать что угодно, подходящее к приведенному описанию.

Если вы – А, скажите двум другим членам вашей группы. Б  и В в чем состоит ваше переживание. Сообщите им только название вашего переживания, в виде одного слова: бег, плавание и т. п.

Если вы сообщите им слишком много подробностей, их задача будет слишком легкой. Скажите им только одно слово, сядьте, закройте глаза и сделайте вид, будто вы находитесь в гипнозе, ведь все это все равно притворство. Теперь пусть два других человека опишут, что по их представлению, должно было бы быть в чувственных терминах, если бы вы испытали это переживание. Магические слова здесь – “должно было бы”, потому что, если кто-нибудь бегает трусцой, а вы скажите ему, что яркое солнце освещает его тело, то это не обязательно должно было бы быть. Ведь бегать можно и ночью, и в пасмурный день. Но при этом кожа человека должна иметь какую-то температуру. Итак, вы должны говорить нарочито неопределенно.

Пусть Б и В скажут по очереди по две фразы или по два предложения. Один, например, скажет: “Вы ощущаете вашим телом температуру воздуха, и место, где ваша нога касается земли”. Другой же скажет: “Вы замечаете биение вашего сердца. Вы чувствуете температуру вашей кожи”. Все эти переживания должны быть.

Вот и все описание, которое я даю вам для начала. Проделайте это, наблюдайте за человеком с закрытыми глазами, и обратите внимание на то, как он реагирует на сказанное вами. Если же вы, человек, сидящий с закрытыми глазами, прошу вас заметить, какие вещи позволяют вам глубже погрузиться в ваше (состояние) переживание, и какие вещи вам в этом мешают.

Дополнение

На этот раз прошу вас прибавить одну важную вещь: прошу вас соблюдать постоянный темп речи и использовать дыхание другого человека, как скорость… и частоту… и меру… речи…, которую вы производите. Когда вы соразмеряете чье-либо дыхание с чем-то в вашем поведении – с частотой вашего дыхания, темпом вашей речи, или чем-нибудь еще – это производит сильное действие. Попробуйте, и увидите, как это действует. Воспользуйтесь тем же переживанием, что раньше, сохранив те же группы.

Обратите внимание, есть ли разница в ощущениях.

Нет комментариев