Техники НЛП 1. Выявление своей я-концепции

1. Идентифицируйте какое-то соб­ственное качество или характеристику, в котором вы уверены и которое вам нравится.

2. Закройте глаза и молча ис­следовали свои ощущения в течение примерно 5 минут, задав себе во­прос: «Как я определяю, что я…?» Идентификация суммарной репре­зентации не должна вызвать затруднений; вероятно, вы уже это сделали. Я хочу, чтобы вы потратили большую часть своего времени на изучение состоящей из примеров базы данных и выяснили, что она собой пред­ставляет. Какие образы, чувства, звуки и слова содержатся внутри вас и где и как вы их ощущаете?

3. Затем откройте глаза и в течение следующих 10 минут поделитесь своими ощущениями. Вы можете научиться очень многому, выполнив это упражнение самостоятельно; вы можете научиться еще большему, если поделитесь с другими и поможете друг другу, задавая вопросы. Я хочу, чтобы вы проделали это, ни разу не упомянув о содержании — наименова­нии качества. которое вы исследуете. Разговоры о содержании только отвлекут вас от задачи выявления того, как вы мысленно воспроизводи­те содержание. Описывайте друг другу только структуру — образы, зву­ки или чувства, которые составляют вашу базу данных, и то, как и где вы их воспроизводите. При желании вы всегда можете поговорить о содер­жании позднее.

«Я делаю то-то и то-то, а что делаете вы?» Поделитесь своим опы­том и, если кто-то испытывает трудности, помогите ему, спросив: «Итак, как вы это делаете?», и понаблюдайте за невербальными сигналами и жестами, которые нередко ясно показывают размер, удаленность и ме­стонахождение образов или голосов, чтобы понять суть того, как он или она это делает.

Позже я дам вам более конкретные указания, а пока хочу, чтобы вы провели самостоятельное исследование. Затем мы соберемся вместе и обсудим, что вы обнаружили. Есть ли какие-то вопросы по упражнению.

Тесс: Пожалуйста, объясните еще раз различие между суммарными репрезентациями и базой данных.

Возможно, вам поможет один пример. Когда мне нужно рассказать о содержании, я часто упоминаю доброту, поскольку доброта мне симп- 5 тична и я думаю, что было бы очень хорошо, если бы в мире ее было больше. Вы можете услышать внутренний голос, который говорит: «Я — добрый человек», но это общее утверждение не уточняет, в чем именно заключается доброта. Однако ваша база данных содержит обилие примеров добрых слов, добрых поступков, добрых прикосновений, размышле­ний о добрых словах и поступках и т. д.

Отныне Мы будем работать почти исключительно с вашей базой данных, поскольку именно в ней содержится реальная информация о вашей я-концепции. Именно там вы можете произвести самотрансфор­мацию, внеся глубокие и полезные изменения в функционирование ва­шей я-концепции. Исходя из всего того опыта, который вы накопили за годы, прожитые вами на земле, как вы определяете, что вы добрый че­ловек, или что вы настойчивы, или внимательны к другим, или облада­ете каким-то иным качеством, которое вы выбрали? Какой опыт вы воспроизводите и, что важнее, как вы его воспроизводите? Внося изме­нения в базу данных, вы можете добиться хорошего функционирова­ния своей я-концепции, но прежде чем вы что-то измените, важно знать, что уже там имеется.

***

Пока же скажите мне, какую базу данных вы обнаружили?

Джин: Когда я задала себе вопрос: «Как я определяю, что я такая- то?», — внутри меня неожиданно возник образ, а затем ста­ли появляться все новые и новые. В определенный момент они заполнили мое поле зрения, при этом не переставая появляться.

Керк: У меня своего рода коллаж, находящийся от меня на рас­стоянии вытянутой руки, с множеством маленьких карти­нок, на которых запечатлены разные случаи и ситуации, когда я проявлял данное качество. Некоторые из картинок сверкают, как бы мигая в мою сторону. Джан: У меня звуковой образ. Я слышу несколько голосов, источ­ник которых находится где-то под моим левым ухом; каж­дый из них напоминает мне о какой-то конкретной ситуа­ции, в которой я проявила данное качество.

Фред: Внизу передо мной находится своего рода подшивка бу- § маг. Я вытягиваю по одной бумаге (производит жест пра- вой рукой), когда хочу посмотреть, что на ней. Она появляет- s ся прямо передо мной, на расстоянии примерно тридцать а сантиметров и имеет размер шестьдесят на шестьдесят * сантиметров. Сначала я вижу картинку, затем слышу голос, а потом испытываю определенное чувство. Я вижу слева от себя длинную вереницу образов, упорядоченных во времени, так что самые ранние находятся позади меня, а самые последние — чуть впереди меня, но сбо­ку. Образы увеличиваются по мере своего приближения к текущему моменту.

Пам: Сначала у меня было кинестетическое чувство, а затем по­явился целый набор картинок, а также слова и звуки, кото­рые подтверждали это чувство.

Отлично. Все это удачные примеры. У каждого из нас имеется вполне уникальная структура репрезентации своей я-концепции.

….

Исследуя подобные процессы, которые обычно неосознанны, люди часто полагают, что они просто «придумали» то, что им удалось обнару­жить. Однако я гарантирую, что когда вы начнете экспериментировать с проверкой различных приемов, некоторые из них покажутся намного бо­лее комфортными и «правильными», чем другие. Что бы я ни говорил, истина будет найдена посредством вашего собственного опыта, в ваших собственных реакциях на различные приемы. Существует также ряд об­щих принципов, которые могут быть полезны, но прежде чем рассказать вам о них, я хочу, чтобы вы ближе познакомились с изменчивым внут­ренним ландшафтом я-концепции.

У меня есть перечень вопросов, и я хочу, чтобы вы их использовали в дальнейшем’ исследовании своей базы данных. Ответить на вопросы обычно достаточно легко. Сложнее придумать хорошие вопросы. Иног­да, когда вы задаете правильные вопросы, ответы сразу же становятся очевидными. Например, если вы спросите на улице незнакомого челове­ка: «Когда вы мысленно представляете себе что-то, то видите кинофильм или фотоснимки?», большинство людей посмотрят на вас с удивлением: «Что? Понятия не имею».

Но если вы затем попросите: «Вспомните своего друга», они, скорее всего, ответят: «Вспомнил, и что?»

«Посмотрите на этот образ; это кинофильм или фотоснимок?» «Кинофильм».

Когда вы задаете конкретный вопрос, касающийся их опыта, они вполне могут ответить: «Интересно. А я и не задумывался об этом рань­ше». Но если вы не зададите этот вопрос, он может так и не прийти им в голову. Поэтому вот вам перечень вопросов

Процессуальные элементы я-концепции

Количество примеров. Сколько примеров содержится в вашей базе дан­ных?

Локализация. В какой части вашего личного пространства находятся ваши примеры?

Одновременность /последовательность. Примеры доступны вам одно­временно, все сразу, или последовательно, один за другим (или и так и так)?

Модальности. Все ли основные модальности используются (зрительная, аудиальная, кинестетическая)?

Ассоциация. Можете ли вы без труда погрузиться в любой пример и ассо­циироваться с ним?

Субмодальности. (Субмодальности — это более мелкие элементы внут­ри модальности.) Какие субмодальные элементы (размер, яркость, удален­ность, подвижность/неподвижность, тональность, громкость и т. д.) делают образы устойчивыми и значимыми, реальными и убедительными для вас?

Нет комментариев