Упражнения 2. Идентификация репрезентативных систем по предикатам

После того, как вы установили предикаты в вышепри­веденных предложениях, вернитесь к ним и определите, какая репрезентативная система или системы связаны с каждым из них. Обратите внимание на то, что некоторые предикаты не связаны однозначно с какой-либо из репре­зентативных систем.

Например, предикат “легкий” может быть связан либо с кинестетической репрезентативной си­стемой, либо с визуальной, в зависимости от контекста его употребления, а, например, предикат “напрягаться” в та­ком предложении, как: Тело ее напряглось…, может относиться к визуальной или кинестетической репрезентации, потому что опыт, описанный в данном предложении, можно проверить тактильно или визуально, наблюдая за напряжением мышц на теле.

Чтобы сориентироваться в тех случаях, когда вы не уверены, о какой именно репрезентативной системе идет речь в том или ином случае, задайте себе вопрос о том, что бы вы сделали для проверки описания, задаваемого преди­катами в предложении, в котором они присутствуют.

Здесь мы хотели бы сообщить, что наиболее распрост­раненной реакцией на мысль о том, что репрезентативную систему можно установить по применяемым предикатам, на наших семинарах была реакция недоверия. Мы хотели бы, чтобы вы поняли, что лишь очень малая часть общения на естественном языке оказывается на самом деле метафо­рической. Большинство людей, описывая собственный опыт, даже в малозначащем разговоре, обыденном разго­воре, буквальны в своих выражениях.

Высказывания вроде: “Я вижу, что вы говорите” чаще всего употребляется людьми, организующими свой мир средствами визуальных образов. Это люди, у которых основной репрезентативной системой является визуальная система. Они в буквальном смысле превращают то, что слышат в “картины”. Сначала наши студенты не верят в это. Затем они начинают по-новому прислушиваться к то­му, что люди говорят, и поражаются, как много можно, оказывается, узнать таким образом о самих себе и о других людях. Наконец, они осознают ценность этого знания.

Мы надеемся, что вы начнете прислушиваться к самим себе и к другим людям. Чтобы развить эти навыки, предла­гаем вам следующее упражнение.

Нет комментариев