Упражнения БиГи Упр - NLP: Volume I Схлопывание якорей (коллапс якорей)

Это упражнение поможет вам получить ощущение сознательного использования якорения с другими лицами.

Шаг 1. Сядьте с кем-нибудь, с кем вам может быть комфортно, и попросите его рассказать вам о той ситуации и времени, где и когда он был особенно полон ресурсов, уверенным и творческим.

Шаг 2. Когда человек вспоминает и излагает свой опыт, дотянитесь и кинестетически заякорите его, положив левую руку на его правое колено. Используйте собственные сенсорные способности как обратную связь, удостоверьтесь, что вы касаетесь колена этого человека только тогда, когда он получает доступ к тому опыту, который описывает.

Шаг 3 (дополнительно). Получите полный фотопль данного опыта, проведя человека через каждую из сенсорных систем, фокусируясь как на внутренних, так и на внешних репрезентациях, выясняя, какие из ни функционируют в данном состоянии. Например:

Что вы чувствуете внутри, когда находитесь в этом состоянии? (Ki)
Ощущаете что-нибудь на поверхности тела? (Ke)
Чем (грудью, животом и т. д.) и как часто вы дышите, когда вы в этом состоянии? (Kc)
У вас есть внутренний диалог? (Aid)
Насколько хорошо вы слышите то, что происходит вокруг вас? (Ae)
Как звучит ваш голос, когда вы находитесь в этом состоянии? (Aet)
Вы ясно видите то, что происходит вокруг вас? (Ve)
Вы видите что-нибудь внутренним взором? (Vi)
Вы чувствуете какие-либо запахи в этом состоянии? (Oe)
Вы вспоминаете какие-либо запахи или вкусы? (Oi)

Используйте ваш сенсорный опыт, чтобы убедиться — человек проверяет каждую из этих систем, и калибруйте, весь ли опыт, к которому получает доступ человек, одинаковой интенсивности. Когда человек получает доступ к части опыта, якорите каждую часть через прикосновение к левому колену. Таким образом вы заякорите весь фотопль. Мы можем записать это следующим образом:

1 → <Ae,i1 , Ve,i1 , Ke,i1 , Oe,i1>

Запись показывает, что якорь номер один, «∮1», запускает состояние номер один.

Шаг 4. Продолжайте проверку и подкрепляйте якорь, пока вы не убедитесь в том, что якорь сформирован основательно. Необязательно, чтобы человек сознательно знал, что вы делаете, для того, чтобы якорение было эффективным. Равным образом, осознавание человеком того, что вы делаете, не повлияет на процесс, если, конечно, не будет удерживать его от получения доступа к нужной вам информации. Говорить ли человеку, что вы делаете, – решать только вам. (Возможно, вы пожелаете, чтобы человек установил якорь на ресурс самостоятельно.)

Шаг 5. Затем, спросите человека, есть ли такая ситуация или задача, в которой он обычно находит себя неэффективным или ограниченным. Когда человек рассказывает про ситуацию, якорите ее, дотрагиваясь правой рукой до левого колена человека. Опять же, используйте ваш сенсорный опыт, чтобы убедиться – вы якорите в нужное время.

Шаг 6 (дополнительно). Повторите процесс получения полного фотопля репрезентаций второго состояния, якоря каждую извлекаемую и наблюдаемую вами часть фотопля. Так, у вас будет якорь для проблемного состояния:

2 → <Ae,i2 , Ve,i2 , Ke,i2 , Oe,i2>

Шаг 7. Проверяйте и подкрепляйте якорь, пока вы не удостоверитесь в том, что он основательно сформирован.

Шаг 8. Дотянитесь до человека обеими руками и запустите оба якоря одновременно. Это принудительно совместит два паттерна поведения (которые репрезентируются двумя фотоплями) на уровне нейрологии во времени и пространстве так, что сформируется третий фотопль (или иногда ряд фотоплей), которые интегрирует два других. Ресурсный опыт будет совмещен с неэффективным опытом так, что для человека будет обычным делом спонтанно создавать новые поведенческие выборы в той ситуации, которая ранее была проблемной.

Мы можем записать этот процесс интеграции следующим образом:

1+∮2 → <Ae,i(1*2) , Ve,i(1*2) , Ke,i(1*2) , Oe,i(1*2)>

Здесь показано как при одновременном запуске двух якорей, фотопли объединяются, порождая третий. Звездой «*» обозначается функция объединения сенсорных параметров двух состояний. Конечно, способ объединения их — не просто сложение. Он будет зависеть от силы и содержания репрезентаций и нейрологических особенностей каждого человека.

Это упражнение включает в себя использование тактильных якорей. Мы предлагаем вам также провести это упражнение с другим человеком (или с тем же, но на другую тему), используя визуальные, аудиальные и олфакторные якоря. Вы можете создавать эти якоря своим поведением, жестами, изменениями тональности и темпа, и также использовать любые другие доступные стимулы.

Например, вы можете использовать экстракт миндаля и ванили как олфакторные якоря. Используя визуальные якоря, вы можете проинструктировать человека, чтобы он согнул пополам лист бумаги и на одной стороне нарисовал картинку, репрезентирующую его в проблемном состоянии. Те типы вопросов, которые мы перечислили раньше, задаются для того, чтобы извлекаемая полная репрезентация якорилась на рисунок. Затем, пусть человек перевернет половинку страницы и нарисует картинку, репрезентирующую ресурсное состояние, и снова извлеките полную репрезентацию. Наконец, пусть человек развернет бумагу так, чтобы видеть две стороны одновременно. Так, используя визуальные якоря, вы получите тот же результат, какой получили бы от одновременной активации двух кинестетических якорей.

Тот же самый процесс можно провести, если попросить человека выбрать две песни или музыкальных произведения, репрезентирующих два состояния. В то время, когда играет одна из песен, нужно произвести полное извлечение репрезентации, то же сделать со второй, а затем проиграть две песни одновременно.

 перевод В.Балыбердин

Нет комментариев