Упражнения Рефрейминг смысла и контекста

Теперь  я прошу  вас  провести упражнение по  рефрей-мингу смысла  и контекста  продолжительностью в  двадцать минут. Соберитесь в группы по  три человека. Один из группы будет клиентом, другой будет  будет программировать, а третий — наблюдать. Периодически меняйтесь ролями.

Дело клиента  — придумать  некоторую жалобу.  Вы можете  сыграть  роль одного дз ваших клиентов и предложить какую-нибудь и  в самом деле серьезную жалобу,  какие вы часто слышите на практике от наших  клиентов. Или сделайте вид,  что играете роль клиента, но  предложите  жалобу,  связанную  с  вашим  личным развитием. Форма вашей  жалобы  подскажет  вашему партнеру, какой вид  рефрейминга лучше подходит.

1.  Предложите  вашу   жалобу   в  форме  комплексной  эквивалентности, связывающей реакцию с  некоторым  классом  событий:  “Когда  происходит X, я испытываю Y.”

2.  Предложите  жалобу  в  форме  сравнительного  общения  с  удаленным контекстом, относящимся к  вам  или к кому-нибудь другому: “Я слишком 3” или “Он слишком О”.

Дело   программиста   —   найти  для  предложенной   проблемы   способ рефрейминга,  а  затем  рефреймировать ее  таким  образом  чтобы  произвести воздействие.  Поскольку  это  тренировочный  семинар,  не  заставляйте  себя реагировать немедленно.  Сейчас я дам вам стратегию выполнения  рефрейминга.

Сначала определите форму  жалобы,  предложенной клиентом,  —  тем самым  вы узнаете,  какой вид рефрейминга  вы будете применять.  В  случае комплексной эквивалентности рефреймируйте  смысл, а  в случае сравнительного  общения вы рефреймируете  контекст.   На  следующем   шаге   вы   создаете   внутреннее представление   предложенной   вам   жалобы:   зрительный  образ   ее,   или кинестетическое описание, или слуховое.

В случае рефрейминга контекста  спросите  себя: “В каком  контексте это поведение,  на  которое  человек   жалуется,  могло  бы  оказаться  ценным?” Представьте себе  различные контексты,  пока  не найдете такой,  где  оценка поведения меняется.

В  случае рефрейминга смысла спросите себя:“Есть ли какая-нибудь более широкая рамка, где это поведение имело бы позитивную ценность?” Какие другие аспекты  той же  ситуации, но не замечаемые этим человеком, могли бы придать такому  поведению  другую  смысловую рамку, или  проще:  “Что еще  могло  бы означать, это поведение?” “Как еще мог бы я описать ту же ситуацию?” Когда вы уже  нашли новую рамку  для  поведения, подумайте  немного  об альтернативных способах рефрейминга, а затем выберите способ, который должен вызвать, как вы  полагаете,  наибольшую реакцию.

При выполнении  рефрейминга чрезвычайно важны подстройка и ведение! Если это  вызывает  у вас трудности, отведите в сторону наблюдателя и посоветуйтесь с ним. Обдумав способ рефрейминга, попросите клиента  по-вторить его жалобу, а затем выполните рефреймирование.

По мере  того, как он воспринимает сказанное вами, тщательно следите за его несловесными изменениями. По мере того, как  клиент переходит от жалоб  на  некоторое поведение к какому-то  хотя  бы частичному пониманию, какую ценность это поведение имело бы для него в другой рамке, наблюдатель и программист должны составлять себе основанное на сенсорных ощущениях описание  происходящих у  него несловесных изменений. Есть ли у вас вопросы?”

Женщина: Зачем нужно делать паузу перед началом рефрейминга?

Вы  должны  воспользоваться  этим  временем,  чтобы  выбрать  один   из предложенных мной  специальных стратегий словесного рефрейминга  содержания.

Если вы уже имеете опыт  такого рефрейминга и сразу же получаете информацию, очень  хорошо.  Приступайте к  работе.  Но  если  вы  колеблетесь,  сделайте перерыв.  Погрузитесь во внутреннее  переживание  и  используйте все системы представления,   чтобы  решить,  как  вы   будете  словесно  рефреймировать, пользуясь зрительным, слуховым или кинестатическим способом. Если  у вас уже есть опыт  рефрейминга, вы можете использовать этот небольшой перерыв, чтобы осознать,  каков  ваш  типичный способ словесного рефрейминга содержания,  а затем применить другой способ, чтобы увеличить вашу гибкость. Если вы обычно применяете  зрительный  способ  для  ведения  и  для  поиска  альтернативных контекстов, попробуйте проделать это кинестатическим или слуховым способом.

Затем вы вернетесь ко мне, успешно выполнив рефрейминг содержания всех видов,   с  конкретными,  основанными  на   сенсорных  ощущениях  описаниями увиденных у  клиента изменений.  Мы сравним  эти описания и  посмотрим,  как можно обобщить ваши наблюдения. Есть ли еще вопросы по поводу  упражнения…

Хорошо приступайте.

Нет комментариев