Упражнения Андреас Упр - Шесть слепых слонов Нравиться vs важно

(упражнение проводится в тройках, 20 минут)

Один человек — ведущий, который задает вопросы и отме­чает ответы, второй — исследователь, который отвечает на во­просы и отслеживает любые изменения в своем внутреннем опыте, а третий — наблюдатель, который в первую очередь на­блюдает за невербальными реакциями исследователя — тоном го­лоса, выражениями лица, жестами и т.д.

Вам потребуется по 5 минут на круг, после этого поменяй­тесь, чтобы узнать на своем опыте, каково быть в каждой пози­ции. После того, как каждый побывал во всех трех ролях, оставшиеся пять минут обсудите, что вы наблюдали и поделитесь опытом. Хотя вы можете сделать это простое упражнение в одиночку, но вы научитесь гораздо большему, если найдете еще двух людей, которые сделают его с вами. Если вы никого не нашли, вы можете сделать это упражнение в одиночку, но вы лишитесь преи­мущества получения обратной связи и наблюдения от других.

1.    Выберите приятный опыт. Ведущий спрашивает иссле­дователя: «Выберите опыт, который приятен для вас». Исследо­ватель выбирает (X) и коротко называет опыт («вкусное блюдо»), внутренне отмечая и содержание, и качества внутренних обра­зов/звуков/ощущений (основная информация).

2.    Нравится. Ведущий спрашивает: «Что вам нравится в X?» Исследователь отвечает вербально, отмечая любые изменения в своих внутренних образах, ведущий записывает ответ исследова­теля, а наблюдатель отмечает возникающие невербальные реак­ции исследователя.

Повторите этот шаг три раза: «Что еще вам нравится в X?» …

3.  Важность. Ведущий спрашивает исследователя: «Чем важен для вас X?» Исследователь отвечает вербально, отмечая любые изменения в своих внутренних представлениях, в то время как ведущий записывает вербальный ответ исследователя, а на­ блюдатель отслеживает невербальные реакции. …

Повторите этот шаг еще три раза: «Что еще важно для вас в X?»

Поменяйтесь, чтобы каждый человек получил опыт каждой роли, прежде чем перейти к шагу 4.

4.  Обсуждение. Какой вопрос выявлял изменение в диапа­ зоне, а какой — в категории? Как изменились внутренние образы исследователя в ответ на эти вопросы о том, что нравится, а что важно! Как отличались невербальные реакции на эти вопросы?

(Очень полезным может быть — хотя и неприятным — сде­лать это упражнение с тем опытом, который не доставляет вам удовольствия, чтобы лучше его понять, и открыть для себя новые альтернативы).

Когда мы задаем вопросы, используемые нами слова влияют на то, ответит ли человек с изменением объема сенсорного опыта или категории в его внутреннем опыте. Когда мы спрашиваем: «Чем вам нра­вится результат?», мы обычно получаем больше сенсорно-оче­видной  информации  о  результате  —  расширение  деталей объема. Если ответ на вопрос— сенсорно-очевидный резуль­тат, это будет полезно для получения большего количества ин­формации об опыте, но не поможет понять как мы относим его по категориям.

Однако, если мы спросим: «Чем для вас важен результат?», то скорее всего мы получим ответ, который определяет более общую категорию опыта, которая переместит внимание с деталей самого опыта. Это будет очень полезно, когда мы захотим понять, каким образом человек распределяет по категориям, но не помо­жет, если мы хотим узнать больше непосредственно об опыте, свя­занном с результатом.

 

Нет комментариев