Статьи Стратегии памяти/реальности…

Заметки “Стратегия реальности”

1.Мы начали с того, что стали вначале систематически разделять Внешнюю реальность – это в большей мере сенсорная реальность и Внутреннюю реальность – это то что в большей мере определяется ментальными (внутренними) процессами. Ментальные процессы задаются соотвестствующими предикатами: воображать, думать, вспоминать, решать, соображать, осознавать, рассуждать и т.п.

Примечание: Так что в нашей модели мы не задавались целью исследовать Абсолютную Нереальность внешнюю/внутреннюю. Обозначим эту АН каким-нибудь нагвалистким термином(например, “неописуемый нагваль”) и в целях экологии забудем про нее.

2. В качестве исследуемого феномена, задаваемого оппозицией Реальное-Нереальное, мы выбрали, по некоторым соображениям, феномен, который задается оппозицией Абсолютно новое (Ан.: то что мы способны воспринять, но точно знаем, что никогда не воспринимали прежде) и Известное/Действительность (И/Д: то о чем мы сразу знаем, что знаем/узнаем это). Другое определение этого: Дежавю-Антидежавю. Эту оппозицию в дальнейшем будем называть Реальностью. Так проще будет обозначать, например, – реальность памяти, реальность фантазий, реальность восприятия.

3. Ключевым моментом (2.) является два особых референтных чувства.
Одно из них реферирует Ан, другое – И/Д. То что их два было определено на этой стадии построения модели исследованием. Достаточное количество испытуемых были прометамоделированы. Эти референтные чувства похожи на сущностные (см. Т., и К., Андреас “Сущностная трансформация”). Каждое чувство “как если бы”(экологический предохранитель):
а) имеет центр/источник в теле человека.
б) распространяясь из источника, чувство может “как бы выходить” за поверхость тела.
в) “результат” действия чувства не зависит от его “физической” интенсивности – “малая порция” чувства эквивалентна по действию “большой порции”.
г) является своеобразной синестезией сложных ментальных процессов: восприятия, осознания, понимания, уверенности.
д) определения чувств в физических/физиологических словах содержат “противоположные” термины, например, то ли тепло – то ли холод.
Для удобства назовем эти чувства: Чувственной Референцией Реальности (см. 2.) – ЧРД.

4. Определим теперь “рабочие инструменты”. Это, конечно, метамоделирующие вопросы, субмодальности и стратегии. Стратегии мы понимаем в том виде как они изложены в кн. “Структура субъективного опыта” Дилтс, Бандлер, Гриндер, … . Нас будут интересовать стратегии: Как мы “делаем” Х, где Х – ментальный процесс, задаваемый соответсвующим предикатом ментальных процессов. Например, “как мы помним”, “как думаем”, “как знаем” и даже “как видим”. “Как мы знаем, что помним” – двойная стратегия. “Как видим/слышим/чувствуем” – метастратегии восприятия.
“Как осознаем что видим” – комбинаторная стратегия.

5. Теперь попробуем разобраться с поставленными вопросами. Заодно рассортируем их.

а)”… стратегия памяти…” “…Как ты вспоминаешь события…”
Это простые задачи. Надо только тщательно следить за употреблением ментальных предикатов, чтобы вместо простой стратегии “Как ты помнишь” не описывать какой-нибудь двойной или тройной, типа: “как ты ЗНАЕШЬ, что ПОМНИШЬ”. И еще. “Как ты ВСПОМИНАЕШЬ” у некоторых людей может отличаться от “как ты помнишь”. Получаем описание стратегии в последовательности VAKAdO
+ субмодальные характеристики могут появиться при желании, особенно, в последнем случае.

б) “…Как ты отличаешь “фантазии” от “действительности…”
Это сложная тройная стратегия. Состоит из двух “простых”: “Как ты отличаешь одно от другого”(четыре варианта, – по расположению пары того, что сравнивается, по отношению к границе внешнее/внутреннее).
“Как ты фантазируешь”
А вот с “Действительностью” – чуть позже. Здесь же отметим, что важно разделять внешнюю/внутреннюю. Потому что фантазии – это процесс внутренний, и не понятно в исходном вопросе о какой Д. идет речь.

в) “…Как ты понимаешь, что реально, а что нет…”
Состоит из:
“Как ты понимаешь”
“Как сравниваешь/различаешь/разнишь …” Прямо не сказано, но присутствует…
И, вот она, осталась в остатке “Реальность”.

г)”…Как ты понимаешь, что это событие “действительно” было…”
“Как нечто было”, “как нечто есть”, “как нечто существует” – новый элемент в этом примере. Различать внешнее/внутреннее.

д) Вот и добрались до чистой реальности/действительности.
“Как для нас нечто реально/действительно” в чистом виде исследовать невозможно! Уже в приведенной формулировке прячестся процесс ЕСТЬ/БЫТЬ/СУЩЕСТВОВАТЬ. Да это и неудивительно. Прямой доступ к Р/Д процессам вкрывает то, что можно назвать “константы восприятия реальности”. А они на удивление легко меняются. Последствия очевидны. Это как в трансформаторную будку влезть. Поэтому прямо Реальность/Действительность экологично моделировать через Чувственную Референцию Реальности, при этом, моделирующее описание получается “замороченным”(см. 3.).

6. Для терапевтических целей у Дилтса описан процесс ( Веры.Путь к здоровью и благополучию): “как Вы (1)ЗНАЕТЕ (2)РАЗНИЦУ между(3) ФАНТАЗИРОВАНИЕМ о том, что Вы (4)МОГЛИ (5)СДЕЛАТЬ и тем, что Вы (6)ПОМНИТЕ что (7)ДЕЙСТВИТЕЛЬНО/РЕАЛЬНО/ (8)ДЕЛАЛИ”.
Восемь процессов, из них только (7) относится непосредственно к процессам Р\Д !
Если тщательно контролировать предикаты то работает хорошо.

7. Все же, в экспериментальных целях, (очень уж хотелось посмотреть) изучалась возможность изменения констант восприятия маленьких фрагментов внешней реальности.
Для этого:
а) выбирался малозначительный объект.
б) у испытуемого активизировалось осознание Чувства Референции Реальности – в полярности дежавю.
в) метамоделировалось восприятие “внешних” субмодальностей, которые обеспечивают восприятие объекта как известного.
г) выявленные субмодальности фиксировались “якорем”
д) Чувство Референции Реальности переключалось в полярность антидежавю.
е) метамоделировалось новое (из числа известного) восприятие объекта: “на что это похоже?”
ж) метамоделировалось обнаружение новых субмодальностей (на фоне прежних!) которые “закрепляли” новое восприятие.
и так далее…
Удавалось получить несколько возможных вариантов восприятия объекта. Их можно было менять потом произвольно, но только последовательно.

взято здесь

А.Ткачев (ака metanymous)

Нет комментариев