Статьи Кинестетический переключатель

Введение

В своей статье в сентябрьском номере журнала Anchor Point за 1998 год (с. 33-37) Майкл Холл (Michael Hall) и Дебра Ледерер (Debra Lederer) описали процедуру, которую они назвали “Кинестетический переключатель” (“The Kinesthetic Swish Pattern”).

Я убежден, что представленный ими прием принесет немалую пользу клиентам, потому что он включает в себя следующие элементы:

  1. “По крайней мере” четыре позиционных якоря (“от шести до десяти”, в том числе две различные диссоциированные метапозиции, которые используются неоднократно).
  2. Полное выявление конкретного проблемного состояния и стабилизация кинестетической реакции с помощью якорей-прикосновений.
  3. Выявление визуальных и аудиальных (тональных и дискретных) ключей доступа (но не кинестетических ключей!) для проблемного состояния.
  4. Переход (Overlapping) от локализованной кинестетической реакции к визуальным и аудиальным представлениям этой реакции.
  5. Признание, принятие и благодарность по отношению к части, ответственной за проблемную реакцию.
  6. Поиск позитивного намерения части, ответственной за проблемную реакцию.
  7. Поиск альтернативной цели (которая скорее всего является метацелью) в том случае, если выявленное позитивное намерение не воспринимается как “вполне позитивное”.
  8. Выявление и получение доступа к конкретной ресурсной реакции во всех репрезентативных системах.
  9. Использование субмодальностей для усиления ресурсного состояния.
  10. Усиление мотивации с помощью вопросов, содержащих позитивные предпосылки (presuppositions).
  11. Неоднократное физическое перемещение между проблемным и ресурсным состоянием.

Поскольку многие из перечисленных элементов способны вызвать глубокие изменения либо самостоятельно, либо в более слабых комбинациях, я уверен, что процесс в целом может дать хорошие результаты. На самом деле в тело этого процесса вплетено так много других методов изменения, что специалист в области НЛП должен будет сильно постараться, чтобы получить неудачный результат.

Однако, лишь сильное воображение способно найти какое-то сходство между этим процессом и “Переключателем” (кинестетическим или каким-нибудь другим), во всяком случае, специалистам в области НЛП не предлагается описание этого процесса в целом. Фактически этот процесс включает в себя лишь самый простой элемент “Переключателя” (переход от проблемного состояния к ресурсному). Смена одного состояния другим возникает во многих других приемах и методах, но в “Переключателе” такой переход осуществляется с помощью изменения аналоговых субмодальностей, а не простым перемещением в пространстве.

Я хотел бы описать основные элементы “Переключателя” точно так же, как мы описывали их много лет назад, чтобы отделить его от последующего описания.

Переключатель

  1. Ассоциированное представление стартового образа
  2. Диссоциированное представление об изменившемся самом себе
  3. Формирование субмодальной связи
  4. Другие элементы

1. Ассоциированное представление стартового образа

Первым элементом приема является ассоциированное представление стартового образа (звука, ощущения), который “запускает” проблемное поведение или реакцию. В визуальной системе это будет образ, в аудиальной системе — звук или голос, а в кинестетической системе это будет тактильное (или проприоцептивное) ощущение определенного внешнего события.

Я вынужден напомнить здесь об очень важном различии, которое следует иметь в виду при работе в кинестетической системе — различием между:

  1. Перцептуальной кинестетикой, которая фиксирует тепло, холод, давление, движение, положение и т.п. Все это ощущения, вызванные самим внешним воздействием.
  2. Мета-кинестетика, которая оценивает воспринимаемое. Это ощущения, возникающие по поводу внешнего воздействия.

Точно так же, как при виде какой-нибудь картины или при звуке какой-нибудь мелодии у меня могут возникать мета-кинестетические ощущения неудовольствия или удовольствия по поводу того, что я вижу или слышу, я могу испытывать некоторые ощущения в груди, чувствуя, как по мне ползет насекомое или моя любимая своим прикосновением хочет привлечь мое внимание, совершенно разные ощущения по поводу кинестетических ощущений.

Поскольку и перцептуальная кинестетика и мета-кинестетика возникают в одной и той же репрезентативной системе, то порой бывает трудно отделить одну от другой. Перцептуальная кинестетика воспринимается преимущественно кожей, особенно кожей рук, лица и других чувствительных участков кожного покрова. В противоположность этому, мета-кинестетика большей частью ощущается в туловище, чаще всего по срединной части тела. Но отдельные элементы такой эмоциональной реакции могут ощущаться и в других частях тела. Главное, что мы должны уметь делать, это отличать ощущения, вызванные самим внешним воздействием, от ощущений по поводу внешних воздействий.

Стартовый элемент в кинестетическом Переключателе всегда будет относиться к перцептуальной кинестетике: ассоциированное ощущение прикосновения руки к шее, ощущение невесомости, ощущение зуда в ногах и т.п. В некоторых случаях стартовый элемент может оказаться воображаемым или сконструированным внешним кинестетическим ощущением.

2. Диссоциированное представление об изменившемся самом себе

Это диссоциированное представление об уже изменившемся самом себе — таком, для которого стартовая ситуация больше уже не вызывает проблем. Это представление должно быть достаточно правдоподобным и убедительным, позитивно мотивирующим и чаще всего лишенным конкретного контекста (если, конечно, вы не хотите, чтобы новая реакция возникала только в определенной ситуации). Это вовсе не образ самого себя, демонстрирующий конкретное новое поведение или реакцию, а представление о самом себе, как о человеке, обладающем способностью справиться с самыми разнообразными ситуациями.

При этом едва ли многие понимают, что этот элемент “Переключателя” непосредственно направлен на построение нового качества я-образа или я-концепции, и это придает методу особую силу.

Я-образ является рекурсивным элементом личности, поскольку личность, отраженная в я-концепции, одновременно является и субъектом по отношению к этому образу — как зеркало, отражающее зеркало. Кроме того, это система, ориентированная в будущее (feed-forward system) и формирующая цель, которая должна быть достигнута. При этом ни способ достижения этой цели не определен, ни то конкретное поведение или реакция, которые станут конкретным воплощением ожиданий, связанных с этим образом, все это полностью поручается подсознанию, и в этом одна из причин такой эффективности приема. Кроме того, изменение происходит удивительно быстро. Новая реакция часто возникает уже к концу первой репетиции, но наверняка к концу пятой. Я обучаю применению этого метода уже на протяжении 15 лет и я до сих пор совершенно не понимаю, как подсознание может работать так быстро.

В визуальной системе я-образ является диссоциированным образом самого себя, на котором в самой позе и во всем внешнем виде выражается способность легко справиться с самыми разными трудностями.

В аудиальной системе это мой собственный голос, который я слышу где-то там впереди и в его убедительных интонациях, темпе, тональности, общем звучании, выразительности, подборе слов и других качествах я легко угадываю те же способности.

В кинестетической системе диссоциированное представление собственного тела создается с помощью ощущений: я протягиваю руки вперед и, прикасаюсь к уже изменившемуся самому себе, стоящему передо мной. Мои пальцы ощущают тепло, позу, движения, напряжение в мышцах и другие элементы, которые создают представление о наличии способности легко справиться с того рода ситуациями, в которых возникала проблема.

3. Формирование субмодальной связи

Наконец, стартовый образ необходимо связать с образом уже изменившегося самого себя путем изменения двух аналоговых субмодальностей, которые:

  1. могут изменять свои значения непрерывно в рамках некоторого диапазона и
  2. способны усилить реакцию и на стартовый образ, и на образ уже изменившегося самого себя.

В визуальной системе увеличение размера и усиление яркости образа обычно усиливает реакцию для большинства людей, и поэтому “стандартный” вариант “Переключателя” использует именно эти субмодальности. Стартовый образ сначала делают большим и ярким, а я-образ маленьким и темным. Затем стартовый образ быстро сжимается и темнеет, и в то же самое время я-образ становится большим и ярким.

Такой переход создает особенно сильную связь между образами, потому что один из них переходит в другой в результате постепенного изменения субмодальностей. Если бы сначала исчез стартовый образ, а затем вдруг возник я-образ, такой дискретный переход сформировал бы гораздо более слабую связь между образами, чем аналоговый. Для некоторых людей другие аналоговые субмодальности, такие как цвет, прозрачность, расстояние и др., могут работать гораздо лучше, чем размер и яркость.

После перехода клиента просят очистить экран, а затем снова повторить переход. Чистый экран нужен для того, чтобы убедиться, что связь между образами устанавливается только для перехода в одном направлении. Без очищения экрана может возникнуть эффект “туда-сюда”.

В аудиальной системе расстояние до источника звука и громкость аналогичны размеру и яркости в визуальной и будут работать для большинства людей. Стартовый звук или голос сначала звучит поблизости и громко, а я-голос звучит издалека и очень тихо. Затем стартовый звук начинает быстро удаляться и затихать и одновременно с этим я-голос быстро приближается и становится громким. При этом можно использовать и другие субмодальности: стере/моно, местоположение источника, тональность, эхо и др. — если они действуют более эффективно в работе с конкретным человеком.

В кинестетической системе один из вариантов состоит в том, чтобы использовать размер области, захваченной ощущением, и интенсивность ощущения (снова по аналогии с визуальными размером и яркостью). Стартовое ощущение сначала распространено по всему телу и имеет высокую интенсивность, а я-ощущение является слабым и занимает лишь небольшую часть тела. Затем стартовое ощущение начинает быстро слабеть и сжиматься, и в то же самое время я-представление становится интенсивным и захватывает все тело. Непродолжительный период отсутствия всяких ощущений аналогичен стиранию образов в визуальном случае перед тем, как повторить переход. И на этот раз могут быть использованы и другие кинестетические тактильные ощущения: местоположение, температура, давление и т.п. — если только они усиливают реакцию как на стартовое представление, так и на преставление уже изменившегося самого себя.

4. Другие элементы

Есть еще ряд важных деталей структуры приема “Переключатель”, таких как: выбор подходящего стартового образа, и что делать, когда увеличение определенного суббмодального параметра усиливает стартовый образ, а уменьшение того же самого субмодального параметра усиливает я-представление. Тем не менее здесь представлены основные элементы приема и проиллюстрирована их работа в каждой репрезентативной системе (ВАК).

Это приводит нас к интересному вопросу: “Можно осуществить “Переключатель” в репрезентативных системах, отвечающих за восприятие запаха и вкуса?” Со стартовыми представлениями там будет легко, но я так и не смог разобраться в том, как мой я-образ будет пахнуть и каким он будет на вкус, когда я буду обладать способностями, необходимыми для того, чтобы справиться с моими проблемами. Если у кого-нибудь из читателей это получится, мне было бы очень интересно узнать об этом.

Кинестетический переключатель является непосредственным применением принципов визуального переключателя к кинестетической системе. Как и в любом другом “Переключателе” здесь возможны варианты, связанные с применением различных субмодальностей. Ниже приведена подробная инструкция применения этого метода с использованием пары аналоговых субмодальностей: интенсивность и местоположение. Этот метод Роберт Макдональд использует в своей работе с середины 80-х годов.

Кинестетический переключатель

Подберите для изменения ситуацию, в которой:

  1. вы вспоминаете неприятные ощущения из своего прошлого или
  2. думаете о неприятных ощущениях, связанных с вашим будущим, или
  3. вспоминаете неприятную ситуацию и позволяете этому воспоминанию превратиться во вполне определенное ощущение в вашем теле.
  1. Определите стартовое ощущение: неприятное ощущение на поверхности или внутри вашего тела (ассоциированное). Это должно быть ощущение, а не эмоция.
  2. Отвлекитесь от этого состояния: “Вспомните свой телефонный номер, только с конца в начало”.
  3. Прямо перед собой вылепите скульптуру своего ощущения Желаемого состояния в будущем — ощущения внутреннего или поверхностного (диссоциированного). Это ощущение того будущего Я, который уже справился со своими проблемными ощущениями. Этот будущий Я отличается от вас: он не совершенство, но чувствует себя уверенно, твердо стоит на ногах и у него хорошее чувство юмора.
  4. А сейчас аккуратно вдавите этого уже изменившегося будущего себя в землю прямо перед собой, как будто вы сжимаете пружину.
  5. Отвлекитесь от этого состояния: “Вспомните свой телефонный номер, только с конца в начало”.
  6. А теперь, как только вы начнете почувствуете стартовое ощущение, позвольте этому ощущению быстро ослабеть и одновременно опуститься вниз перед вами и вжаться в землю (как будто вы их выжимаете из себя подобно пасте из тюбика).
  7. Одновременно почувствуйте, как будущий уже изменившийся Я (у которого уже есть ощущение желаемого состояния) подобно пружине выпрыгивает из земли прямо перед вами. И когда этот изменившийся Я появится перед вами, положите подушечки своих пальцев ему на плечи, потрогайте его лицо и ощутите, как он всем своим телом излучает внутреннюю уверенность, силу и юмор, идущие откуда-то изнутри.
  8. А теперь почувствуйте легкий дождик (отвлекающее состояние). Этот дождик постепенно смывает этого замечательного изменившегося Я, и ваши руки возвращаются на свое место.
  9. Не торопясь повторите шаги 6, 7 и 8 минимум три раза. А затем три раза быстро.
  10. Проверка. Попробуйте восстановить неприятные ощущения. Если вам не удастся это сделать, процесс завершен. Если же неприятные ощущения снова вернулись, задайте себе вопрос о позитивных намерениях этих неприятных ощущений, удовлетворите этим целям с помощью рефрейминга, и, когда все возражения будут сняты, повторите “Кинестетический переключатель”.

Нет комментариев