Статьи Избавление от стыда

Введение

В первый раз мы написали о стыде более 12 лет назад [1]. Стыд часто называют “секретной эмоцией”, потому что большинство людей, испытывающих стыд, стыдятся и самого чувства стыда, и поэтому редко говорят о нем и редко заявляют о нем как о проблеме, которую они хотели бы решить. Приведенная ниже запись сеанса психотерапии [2] была сделана на тренинге Мастер-практик в 1990 году. Запись приведена дословно за исключением некоторых повторений, нескольких “ОК” и незначительных изменений, сделавших ее более удобной для чтения.

Демонстрация приема работы со стыдом

Стив: Прежде всего, я полагаю, у вас в голове уже есть то, что заставляет вас испытывать стыд.

Женщина: Да, это…

Стив: Только не говорите им о содержании. Иначе их разберет любопытство, крыша съедет и они перестанут замечать то, что мы с вами делаем. Итак, вы вспомнили? (Женщина: Угу.) Это имеет отношение к какому-то конкретному моменту времени или это занимает некоторый период времени?

Женщина: Период времени.

Стив: ОК. А что, если мы возьмем отдельную… потому что, я обещаю вам, мы обязательно распространим это на весь период времени еще до того, как закончим. Но сейчас давайте подумаем о конкретной ситуации. Нам так легче будет разобраться с этой ситуацией, хорошо? (Женщина: Угу.) Вот и хорошо. Сейчас на время отложите на минутку эту ситуацию на полку и вспомните о другой ситуации, в которой вы нарушили стандарты другого человека или же вы не соответствовали стандартам другого человека, но по какой-то причине вы не испытывали стыда. (Женщина: ОК.) Вы вспомнили? (Женщина: Угу.)

Стив: Как вам удалось не испытывать стыда в этой ситуации?

Женщина: М-м, потому что я… я делала то, что хотела делать.

Стив: ОК. А как же вам удалось все-таки испытать стыд в другой ситуации?

Женщина: Потому что мне казалось, что эта ситуация больше относилась к моей личности, ко мне лично.

Стив: ОК. Это очень важное различие, различие между тем, отражается ли эта ситуация на вас лично, на вашей я-концепции, на вашем существе, или же она отражается только на вашем поведении. Это как раз то, о чем в свое время говорила Лесли Камерон-Бендлер — кажется, что это было миллион лет назад! — о необходимости проводить различие между личностью и поведением. И это замечательный первый шаг в самом общем случае, когда вы загружены работой, провести такое различие, если кто-нибудь оскорбляет вас или говорит, что вы сделали что-то не так, или что-то подобное, и понять, что этот человек говорит лишь о вашем поведении. Тогда к этому легче относиться. Но когда вы молоды и живете в трудной семье, об этом трудно догадаться… но мы сможем вернуться и поправить это. (Женщина: Хорошо.) Если вы сравните эти две ситуации: ту, в которой вы испытывали стыд, и ту… назовем ее просто “не стыд”, в которой — еще раз — вы понимали, что в каком-то смысле не соответствовали стандартам другого человека, но вы не испытывали стыда. В чем различия… в особенности, субмодальные различия?

Женщина: ОК. Ситуация со стыдом находится здесь. (Она жестом указывает немного влево на расстоянии около двух футов.) И она круглая, овальная. Она… яркость немного ниже обычной.

Стив: ОК, она немного темнее.

Женщина: Угу. Она объемная.

Стив: Кстати, насколько она овальная? Вы говорили, она…

Женщина: Вот такая.

Стив: Но тогда она немного наклонена. (Ее правая рука примерно на шесть дюймов выше левой.)

Женщина: Угу.

Стив: Примерно так?

Женщина: Да, только люди в ней стоят вертикально, а та часть, которую я вижу, наклонена.

Стив: ОК. То есть она расположена вот так. Хорошо. И в ней есть люди?

Женщина: Угу. Я одна из этих людей.

Стив: Вы одна из них, стало быть вы видите себя в ней. (Женщина: Угу.) То есть она диссоциированная. Кстати, это мудрый шаг. На одно мгновение, просто в качестве наставления, что произойдет, если вы войдете внутрь?..

Женщина: (энергично качая головой) Я не могу!

Стив: Никак! ОК, хорошо, достаточно. Вы поняли, в чем различие? А теперь на минутку подумаем о второй ситуации. Она с другой стороны?

Женщина: ОК, она… да. М-м…

Стив: Расскажите мне о ней.

Женщина: Она правее, вот здесь. Мне кажется, она квадратная (она показывает прямоугольник шириной 60 см и высотой 20 см), она также объемная и… яркость обычная. Она дальше, и я могу находиться как внутри, так и снаружи. Я имею в виду, я…

Стив: ОК, то есть вы входите в нее или выходите.

Женщина: Да. Кроме того… аудиальная составляющая… голоса здесь действительно приятные. А в ситуации со стыдом они более… я бы назвала это кудахтаньем.

Стив: Кудахтанье. Вот как, хорошо.

Женщина: Слова звучат, но кудахтанье напоминает тон… интонация.

Стив: ОК. Итак, вы сказали об этой ситуации… “не стыд”, что она объемная. А другая плоская? Или она тоже объемная?

Женщина: Нет, они обе объемные.

Стив: ОК. Они обе объемные, поэтому мы не будем уделять этому внимание, поскольку в этом они одинаковы. Какие-то еще различия между… А, вот эта (“не стыд”) расположена дальше, так?

Женщина: Да.

Стив: Насколько далеко?

Женщина: Она примерно там, где сидит Кейт. Это для меня привычно…

Стив: ОК, 6-9 метров?

Женщина: Да.

Стив: Скажем, 7,5 метров.

Женщина: Да. А эта примерно на расстоянии 2,5 метров.

Стив: ОК. Еще какие-нибудь различия вы заметили между ними?

Женщина: В этой ситуации (“не стыд”) я… интересно. У меня возникает ощущение, но оно не посередине тела, оно чуть справа, приятное ощущение, я бы так сказала.

Стив: ОК. Я буду называть его “правым”, то есть позитивным, правильным ощущением. (Женщина: Угу, да.) Что врачи скорой помощи назвали бы “правым нижним квадрантом”. (Она смеется.) Есть еще какие-то различия между этими ситуациями?

Женщина: В этой ситуации (со стыдом) мне было бы очень неприятно, если бы я в нее вступила (нервно смеется).

Стив: Да, я понимаю.

Женщина: Но я не хочу, возникает какое-то неуравновешенное, скручивающее ощущение.

Стив: Если бы вы вернулись в эту ситуацию, возникло бы это неуравновешенное, скручивающее ощущение. (Женщина: Угу.) ОК. Но вы не возвращаетесь в нее… а здесь, если вы входите в эту ситуацию, у вас возникает приятное теплое ощущение. (Женщина: Верно.) ОК. Я хотел бы спросить у вас еще кое-что. Во-первых, еще какие-нибудь субмодальные различия между этими ситуациями вы замечаете? (Женщина: Нет.) Хорошо, достаточно. Мм, люди присутствуют в обеих ситуациях? (Женщина: Угу.) ОК. Я хотел бы, чтобы вы мне сказали… это уже содержание… Давайте я задам конкретный вопрос. Когда вы видите себя в этой ситуации, замечаете ли вы различия в размерах между собой и другими людьми?

Женщина: Нет. В них…

Стив: Потому что и вы и они имеют реальные размеры, или сохранены пропорции или по какой-то другой причине?

Женщина: Между собой они сохранили пропорции, но они стали крупнее фона. Я только что это заметила.

Стив: Они крупнее фона. (Женщина: Угу.) То есть как-то нереально больше? Или… просто больше выделяются?

Женщина: М-м. Может быть, они больше выделяются, именно так.

Стив: Вы хорошо их замечаете. (Женщина: Да, угу.) Так, а куда они смотрят?..

Женщина: Трудно сказать, потому что в ней все буквально вращается.

Стив: ОК. То есть вы вращались в самой этой картинке? (Женщина: Да, угу.) Как на карусели или чем-то еще?

Женщина: (смеется) Нет, меня другие закрутили.

Стив: Вас закрутили другие. (Женщина: Да.) И это было неприятно, да? (Женщина: Да.) В этой ситуации, приблизительно, сколько человек участвует? (Женщина: М-м, два.) Всего два? (Да.) А в этой? (Женщина: Два.) ОК, по два человека в обеих ситуациях. Я объясню, что я выпытываю у вас. Обычно в переживании стыда скрыто своего рода искажение. Иногда другой человек оказывается больших размеров. Иногда сам человек — в данном случае, вы сами — оказывается в каком-то смысле нереальным. Человек оказывается деформированным, без одежды, в некотором смысле оказывается не вполне самим собой. (Женщина: Угу.)

Мужчина: Если вы ребенок, то окружающие выше…

Стив: Да, я имею в виду несоизмеримо больше. Нереалистично больше. Знаете, порой вы чувствуете себя маленьким в окружении гигантов, и хотя дети могут испытывать это и при реальных размерах, зачастую возникает искажение такого сорта. Так что, я понимаю, что в этих ситуациях не возникает таких искажений? (Женщина: Нет.) Ну, хорошо. Тогда, в качестве замечания, если бы мы заметили такие искажения, я бы сразу изменил их, прежде чем продолжить. Как в методе избавления от горя, если человек видит того, кого он потерял, в гробу, вы заменяете этот образ образом живого человека — человека, по которому он скучает, которого он любил и о котором заботился, но не оставляете образ тела в гробу. В этом случае вы можете сделать вполне конкретные изменения в содержании образа.

Мужчина: То есть существуют не только искажения в содержании, но и искажения в размерах? Вы об этом говорите?

Стив: Я говорю о них как об искажениях содержания, потому что они имеют отношение к содержанию. Вы можете относиться к размеру как к субмодальности. Если изменяется весь образ целиком, я называю это субмодальным изменением. Может быть, это можно назвать как-то по-другому. Но в любом случае, если возникает искажение типа большой/маленький, я постараюсь изменить их именно на этом этапе.

Мужчина: А также и видимые искажения?

Стив: Да. Часто человек в этой ситуации смотрит на вас и смеется или критикует, или делает что-то подобное. И обычно в ресурсной ситуации это воспринимается спокойно, когда люди смотрят друг на друга или на стену или на то, что происходит. Вед так?

Мужчина: Если бы вы столкнулись с таким искажением содержания, что бы вы сделали?

Стив: Просто скажите: “Сделайте себя больше”, — или: “Сделайте себя меньше”. Увеличьте себя, а окружающих людей уменьшите до тех пор, пока они не примут реальных размеров. Просто предложите человеку сделать это. До сих пор у меня не возникало с этим никаких проблем. Просто скажите, чтобы он сделал это, и он ответит: “Есть, сэр!” — и сделает.

Женщина: Вы знаете, они были… Мне кажется, они были больше, потому что, пока вы говорили, я делала это, и тогда ситуация раскрылась настолько, что она стала уже не такой тревожной, как была.

Стив: ОК. То есть они, по-видимому, были немного больше. (Женщина: Да.) Вот замечательный пример. Я даже не говорил ей делать это, но она это сделала. Вы сказали, что ситуация раскрылась. Она действительно стала больше?

Женщина: Да, и она…

Стив: И она меньше тревожит вас?

Женщина: Да, потому что после этого она внезапно стала прямоугольной.

Стив: Она стала прямоугольной?

Женщина: Она уже больше не овальная.

Стив: ОК. Следующее, что мы сделаем, это перенос субмодальностей (map across), и легче всего это сделать путем изменения местоположения. Поэтому возьмите этот образ и перенесите его в это место (справа), и заметьте, какие еще изменения при этом произошли. У него уже была прямоугольная форма в этом положении, ведь так? И когда он переместился сюда, увеличилась ли у него яркость?

Женщина: ОК. Ээ… да. Он стал ярче, и звук вдруг из кудахтающего стал более…

Стив: …нормальным звуком?

Женщина: Да, или как карусель. Знаете… теперь это весело.

Стив: Теперь это весело. (Женщина: Да.) ОК. Вот в чем различие, да?

Женщина: (смеется) Да!

Стив: ОК, вы видите этот образ здесь, где сидел Кейт? Теперь он ушел.

Женщина: Угу. Примерно за Нельсоном и Клинтоном.

Стив: За Нельсоном. ОК, отлично. (Женщина: Да.) Вы также заметили, что звук тоже изменился. А теперь что произойдет, если вы войдете в эту ситуацию? Ненадолго… (Она описала головой небольшой круг.)

Стив: Определенно, это заставляет вашу голову вращаться, ведь правда? (Женщина: Да.) Вернитесь сейчас же (смеется), а то у вас будет головокружение. (группе) Вы видели, как у нее завращалась голова?

Женщина: Просто… она не… знаете, она… Возможно, она и кружится, но в этом нет ничего пугающего, я не теряю равновесие и не теряю контроль над собой.

Стив: А как насчет стыда?

Женщина: Мм, звучат те же замечания, что прежде вызывали стыд, но мне кажется, я уже так не реагирую…

Стив: (группе) Разве это не видно по ней? Она улыбается и говорит обо всем этом как: “Ну и что”.

Женщина: Вы знаете, мне кажется, я могла бы сказать: “Нет, это ваше дело”.

Стив: Вот так. ОК. Мне нравится это. А сейчас я хочу, чтобы вы сделали кое-что еще. Стыд ушел, так? (Женщина: Угу.) Образ остается на том же месте, и я не думаю, что вам захочется когда-нибудь вернуть его обратно, правда? (Женщина: Нет!) ОК. Держите его здесь, и я предлагаю вам подумать о том, какому стандарту вы не соответствовали в той ситуации?

Женщина: Мм, это имело… ОК. Это имело… вам нужно содержание?

Стив: Если вы не возражаете.

Женщина: Нет. Это имело отношение к внешнему виду.

Стив: К внешнему виду. ОК. Такой ли это стандарт, которому вы хотели бы соответствовать? Хотели бы вы сделать этот стандарт своим?

Женщина: Это… Как бы это сказать?.. Я хочу, но не в соответствии с критериями этого человека.

Стив: Хорошо. То есть вы хотели бы иметь собственные критерии для оценки внешности. (Женщина: Угу.) То есть в данной конкретной ситуации вы по существу говорите о том, что его стандарты, выраженные в его критериях, вовсе не то, что вы хотели бы для себя, правильно? (Женщина: Верно.) Отлично. Тогда на минутку задумайтесь над тем, каковы ваши стандарты и критерии. Возможно, вы уже думали об этом, тогда просто подумайте о них и оцените их. Каким стандартам вы хотели бы соответствовать? (Женщина: ОК.) Если это произошло в детстве, возможно, это никогда больше не повторится, тогда просто на всякий случай…

Женщина: Эта ситуация произошла в юности.

Стив: В юности. (Женщина: Да.) ОК. Учитывая то, что это произошло так давно, может так случиться, что этого никогда уже не повторится. Но если это повторится, или что-то подобное, мы хотели бы подготовить вас. Если у этих людей будут стандарты, отличные от ваших, как бы вы хотели реагировать в этом случае? Достаточно ли просто знать, что у вас другой набор стандартов и вы можете просто сказать: “Это ваше дело”, — или что-то подобное внутри или снаружи, если хотите? Но какую бы реакцию вы ни захотели проявить в этой ситуации, просто подумайте о ней и подумайте о том, что если вам придется когда-нибудь еще оказаться в подобной ситуации, именно эта реакция должна вас удовлетворить. (Женщина: ОК.) Хорошо. Это выглядит вполне хорошо. Есть ли какие-нибудь возражения?

Женщина: Нет!

Стив: (смеется) Нет! Не похоже!

Женщина: Так приятно говорить людям: “Это ваше дело!” (она смеется)

Стив: ОК. Порой приходится делать это. “Руки прочь!” (Женщина: Да.) ОК. Возникли ли у вас какие-нибудь вопросы?

Женщина: Нет, мне просто хочется взять это во все свои многочисленные ситуации в прошлом…

Стив: Мы сделаем это в следующий раз. (Оба смеются.) ОК. Итак, вы уже умеете делать обобщение на временной линии (timeline generalization), строить “разрушителя решений” (“decision destroyer”) и т.п. А сейчас я хочу, чтобы вы подумали об этой ситуации и о том, что, воспринимая ее в новом месте, вы получаете доступ ко всем тем ресурсам, которые позволяют вам спокойно воспринимать требования или стандарты других людей и бодро говорить им в ответ: “Это не тот стандарт, которому я хотела бы соответствовать”. (Женщина: Угу.) И я хочу, чтобы вы подумали о том, что вы можете столкнуться с такими ситуациями, в которых вам потребуется соответствовать их стандартам или поступать с ними как-то по-другому, чем “Это ваше дело”. (Женщина: ОК.) Это могут быть ваши близкие друзья, в отношениях с которыми вы захотите вести себя, по крайней мере, более учтиво. (она смеется) А может быть вам в чем-то захочется пойти на уступки по отношению к их стандартам, потому что вы слишком цените их дружбу и добрые отношения. (Женщина: ОК.) В таких ситуациях это было важно для вас, притом, что у вас есть множество собственных различных критериев, это было бы хорошо для вас. (Женщина: Угу.) ОК? Можете вы подумать о подобных… Вы уже подумали о паре подобных ситуаций? (Женщина: Угу.) Отлично.

Женщина: И какой же будет моя новая реакция?

Стив: Конечно, правильной. Мы хотели бы, чтобы вы обладали целым набором различных реакций в подобных ситуациях. Мы не хотим просто послать вас в этот мир, чтобы вы целыми днями демонстрировали всем свой средний палец. (смех)

Женщина: Вот, черт.

Стив: Это спасет вас ненадолго. (смех) ОК. А сейчас подумайте обо всех таких ситуациях в целом, и я хочу, чтобы вы почувствовали их во всем своем теле, почувствовали эти ситуации в целом, эти реакции и вашу способность оценивать ситуацию и реагировать в соответствии со своими желаниями, и я хочу, чтобы вы поднялись вверх… над своей временной линией… и начали двигаться назад в прошлое… так быстро, как вам хочется. Возможно, вы вернетесь к моменту своего рождения или к моменту зачатья, или туда, куда вас занесет это путешествие в ваше прошлое… (Женщина: ОК.) А теперь начните двигаться вперед сквозь время, неся в себе эти реакции, и всякий раз, когда вы будете сталкиваться с теми моментами времени, когда вы испытывали стыд, эти ситуации будут меняться, и большая часть этих изменений будет происходить на подсознательном уровне. Двигайтесь со своей собственной скоростью в наиболее удобном для вас темпе… и возвращайтесь прямо в настоящее…

Женщина: (удивленно и удовлетворенно) Ух!

Стив: А теперь увидьте себя в будущем продолжающим двигаться в это будущее и использующим весь запас приобретенных способностей и реакций во всех подобных ситуациях, в которых люди будут пытаться навязать вам свои стандарты. Рассмотрите их и решите, хотите ли вы находить согласие с ними или нет…

Женщина: Да!

Стив: Теперь это выглядит вполне прилично.

Женщина: Это… да… это действительно приятно.

Стив: Это хорошо? (Женщина: Угу. Да.) Хотите ли вы сделать это еще раз? (Женщина: М-м… да.) На этот раз возьмите с собой двойную порцию. (Женщина: ОК.) Поднимитесь над временной линией, вернитесь снова назад. На этот раз двигайтесь вперед немного быстрее, как метеор, и когда вы вернетесь в настоящее, посмотрите в будущее и увидьте в этом будущем себя со всеми этими ресурсами во всех соответствующих ситуациях.

Женщина: ОК. (смеясь) Вынуждена согласиться со своей аудиальной частью, которая у меня хорошо развита… Она говорит что-то вроде: “Страдай молча, приятель”. (смех)

Стив: ОК. Есть вопросы?

Женщина: Это приятно.

Стив: Это и выглядит хорошо.

Женщина: (смеясь) Да. У меня нет вопросов.v

Стив: ОК. Тогда счастливого пути и никакого стыда.

Женщина: Вау! Спасибо! (смех)

(Этот сеанс занял чуть менее 21 минуты.)

Некоторое время спустя

Примерно через три месяца после этого сеанса наша клиентка отправилась в Европу на реактивном самолете, на котором не осталось ни одного свободного места. А поскольку при росте 158 см она весила 120 кг, ее тело частично занимало и соседние места. Чрезвычайно экспрессивный француз, у которого был билет на соседнее место, пришел чуть позже и, показав на нее, заявил громким, почти кричащим голосом: “Посмотрите на это! Я не собираюсь здесь сидеть!” — и поднял шум. Несмотря на это наша клиентка сохраняла спокойствие, размышляя про себя: “Бьюсь об заклад, все думают о нем. Какое он ничтожество”. Она сказала: “Только позже до меня дошло, что до того сеанса я бы начала искать место под креслами, чтобы скрыться”.

Три года спустя она рассказывала: “Однажды я осознала, что я автоматически “переключаюсь” на комфортные ощущения в подобных ситуациях и чувствую реальное освобождение. Меня больше ничто не сдерживает в публичных ситуациях, когда люди могут начать глазеть или указывать пальцем. С тех пор у меня ни разу не было ситуации, в которой я испытывала бы стыд”.

Я разговаривал с ней еще раз уже через 11 лет после сеанса. Она сказала мне: “У меня поменялись убеждения: если прежде я думала: “У меня нет права на существование”, — то сейчас я думаю: “Эй! У меня тоже есть право здесь находиться”. Я вспоминаю один случай в Калифорнии, когда двое детей 6 и 8 лет начали показывать на меня пальцами и кричать: “Посмотрите на эту жирную леди”. Я подошла к их родителям и сказала: “Вы знаете, бессердечно учить этих детей вести себя так критично и осуждающе. У каждого есть свои неспособности, и если бы у меня была возможность стать другой, я бы стала”. После этого я ушла, думая про себя: “Бог мой, и это сказала я?” То изменение закрепилось надолго”.

Если вы прочитаете книги Джона Бредшоу (John Bradshaw) или какого-нибудь другого подобного автора, они вам расскажут, что существует два вида стыда. Существует полезный стыд, который заставляет вас изменить свое поведение, и вредный стыд, который изнутри разрушает вас. И я думаю, они подметили важное различие. Один вид стыда в основном опирается на поведение. Вы сделали что-то не так, вы что-то натворили. Кто-то застал вас голышом или что-то в этом роде, и это конкретное поведение, и вам стыдно за это поведение, но не за себя. Это не становится замечанием в адрес вашего существа. То, что они называют вредным стыдом, возникает в ответ на замечания по поводу качеств вашей личности. На самом деле это порицание вашего я, самого вашего существа и определенно это наносит гораздо больший вред. Но я не думаю, что вы нуждаетесь в каком-нибудь из этих видов стыда.

И как мы показали здесь, если у вас есть свои критерии и вы осознаете, когда вам следует соответствовать стандартам другого человека и в некотором смысле пойти на компромисс или каким-то образом согласовать интересы, и если этот человек является вашим родственником или начальником, или человеком, с которым вам действительно необходимо поддерживать длительные взаимоотношения, то вы просто принимаете решение, что вам делать. Жизнь порой ставит вас перед необходимостью принимать непростые решения, но вы просто делаете то, что делаете. “Вы платите свои деньги и делаете свой выбор”, — как говорили прежде.

Основа для изменения стыда — субмодальности. Это очень и очень мощный инструмент. Он изменяет ваш способ кодирования. Он изменяет ваш доступ к ресурсам и, как вы видели, как только она передвинула свой внутренний образ, это произвело огромные изменения. И заметьте, несмотря на то, что она первоначально заявляла, что никаких различий в размерах не было, когда я заговорил об этом — и именно поэтому стал говорить об этом в данном случае — когда она изменила их, картинка открылась и к этому моменту у нее изменились и ощущения. Они были уже не такими неприятными даже еще перед переносом субмодальностей в новое местоположение. Итак, есть какие-нибудь вопросы?

Мужчина: А что если человек действительно убежден в том, что нарушаются его собственные стандарты? Он смотрит на ситуацию и все равно думает: “Да, я действительно поступил против собственных стандартов”.

Стив: Мои собственные стандарты? (Мужчина: Да.) Тогда что вы имеете? Если вы нарушаете свои собственные стандарты, что у вас возникает? (Мужчина: Чувство вины.) Правильно, чувство вины. Вот что происходит. Вот почему мы собираемся на следующем этапе работать с чувством вины или самопрощением. (Мужчина: Отлично.) Потому что порой, когда вы делаете это и затем совершаете перенос субмодальностей, вы испытываете чувство вины. А в этом случае работает прием “прощение”. Он очень похож, но есть и различия, и чтобы не усложнять ситуацию, не будем удаляться от темы стыда. Но это следующий шаг.

Часто люди говорят: “Вы знаете, я не хотел бы соответствовать этим стандартам, это чужие стандарты”. Или если я захочу следовать им, то я пойму, что мне хочется делать. А иногда вы можете отбросить все это и просто сказать: “Послушай, у нас с тобой различные стандарты, но мы ведь можем остаться друзьями?” Существует огромный диапазон различных реакций.

Порой бывает очень полезным пересмотреть старые стандарты и обновить их или почистить, чтобы сделать их более детальными и конкретными. В книге “Сердце разума” вы сможете найти несколько страниц о том, как это сделать.

Мужчина: Мне действительно понравился тот момент, когда вы упомянули о тех ситуациях, когда вам необходимо рассмотреть различные варианты своих действий.

Стив: Да. Если вы действуете неаккуратно, то и получаете неаккуратные результаты, но если… серьезно, это возможно. В свое время люди посещали “тренинги уверенности”, и все, чему их там учили, сводилось к тому, чтобы быть колючкой. Они выходили в этот мир и говорили всем: “Это ваше дело!” и “Меня волнуют мои интересы и к дьяволу ваши!” Так действительно бывает. А мы хотим встроить всевозможные разветвления, чтобы у человека был полный спектр реакций и полный набор вариантов выбора. Если вы не сделаете этого явным образом, само это может не произойти. Некоторые люди именно так и сделают, но в данном случае мы предпочитаем думать о людях, как о некомпетентных, чтобы в том случае, если им действительно не хватает компетентности, учесть все возможности.

Мужчина: Я думал, что в некоторых ситуациях, в которых у вас возникает стыд, может оказаться весьма полезным дополнить этот метод реимпринтингом с родителями пациента.

Стив: Конечно.

Мужчина: Как вы думаете, будет ли полезным провести взросление этой части?

Стив: Несомненно.

Мужчина: Мы уже сделали множество вещей, и все они оказались связанными с нашей задачей.

Стив: Да. Верно. Совершенно верно. До сих пор каждый раз, когда я пользовался этим методом, этого было достаточно и не возникало необходимости делать что-то еще. Но у меня не возникало возражений. И как видите, когда вы встраиваете это и делаете перенос, а затем, вернувшись в прошлое, распространяете это на всю жизнь, вы превращаете это в пожизненное качество личности этого человека. Таким образом, вы создаете часть я-концепции. Вы строите я-ресурс, который человек пронесет через всю свою жизнь.

Это очень важная особенность. Вы можете изменить отдельное событие, не превратив его в способность человека. Это тот самый замечательный элемент “разрушителя решений” и других приемов работы с временной линией, когда вы возвращаетесь в прошлое и проносите свои ресурсы сквозь время в будущее. И тогда эти ресурсы будут с вами всегда. Как ваше имя. Вы никогда не теряете свое имя. Оно всегда с вами. Вы не думаете о нем, но если кто-нибудь позовет вас, сразу — раз — и вы вспомнили его. Есть ли еще какие-нибудь вопросы прежде чем мы перейдем к описанию шагов процесса?

Схема метода избавления от стыда

В целом метод избавления от стыда прежде всего удаляет чувство стыда, возникающее в ответ на несоответствие стандартам другого человека, путем изменения субмодальностей. Кроме того, он учит процессу принятия решения, направленному на проверку внешнего стандарта, и определяет:

  1. хочет ли человек иметь этот стандарт или какую-либо его модификацию, и
  2. как человек хочет прореагировать в этой ситуации.
  1. Контрастный анализ
  2. Тестирование (необязательно)
  3. Преобразование
  4. Оценка стандартов
  5. Планирование конкретной реакции
  6. Планирование реакции в будущем
  7. Проверка конгруэнтности
  8. Тестирование
  9. Распространение по временной линии

1. Контрастный анализ

Сравните две следующие ситуации и зафиксируйте содержательные и субмодальные различия между ними:

  1. Переживание стыда. (Он всегда будет реакцией на несоответствие стандартам другого человека.)
  2. Ситуация, в которой не было соответствия стандартам другого человека, но при этом не возникало стыда, а была более подходящая реакция.

2. Тестирование (необязательно)

Проведите тестирование, чтобы определить, какие из содержательных и субмодальных различий оказывают наиболее сильное влияние на усиление или ослабление чувства стыда. Изменяйте параметры по очереди, чтобы определить силу их влияния на изменение чувства стыда, затем восстанавливайте значение параметра и начинайте изменять следующий, чтобы лучше понять, как это происходит.

Наиболее распространенными содержательными различиями по нашим данным являются:

  1. Окружающие люди начинают неодобрительно смотреть прямо в лицо человека, испытывающего стыд.
  2. Человек, испытывающий стыд, может выглядеть голым, уродливым и т.п.
  3. Окружающие люди кажутся гораздо больше человека, испытывающего стыд.
  4. В ситуации, в которой нет стыда, иногда человек оказывается окруженным своего рода защитным щитом, часто прозрачным.

Наиболее важные субмодальные различия, которые по нашим данным чаще всего встречаются в ситуациях со стыдом:

  1. Местоположение образа оказывается другим и зачастую “управляет” остальными субмодальными изменениями.
  2. Этот образ часто оказывается застывшим или почти застывшим: застывший неизменный момент времени или короткая повторяющаяся видеозапись.

3. Преобразование

Переведите содержание ситуации со стыдом в субмодальные характеристики ситуации, в которой нет стыда, используя наиболее сильные содержательные и субмодальные элементы, обнаруженные вами на шаге 2.

  1. Сначала исправьте все содержательные искажения в образе самого себя. (Наденьте одежду, замените уродливый образ нормальным и т.д.)
  2. Сделайте себя таким же по размерам, как и окружающие люди. (Иногда, в случае сильного стыда, возможно, вам потребуется временно сделать себя больше других или других сделать меньше себя.)
  3. Измените местоположение образа.

Когда все эти изменения будут сделаны, все остальные субмодальные параметры скорее всего изменятся автоматически. Проверьте, что так и произошло, и измените те, которые не изменились сами. Когда перенос субмодальностей будет завершен, человек перестанет ощущать стыд и у него появятся ресурсные ощущения.

4. Оценка стандартов

Теперь, когда человек чувствует себя хорошо, важно оценку внешних стандартов, их целей и возможных последствий соответствия или несоответствия этим стандартам.

  1. Чьи это стандарты?
  2. Какие цели/намерения скрываются за этими стандартами?
  3. Помня об этих целях, подумайте: “Эти внешние стандарты в данной ситуации — это те стандарты, которые я хотел бы взять себе?”
  1. Да. Если ответ “Да”, переходите к шагу 5. (Даже в том случае, когда человек в основном соглашается со стандартом, обычно он хочет пересмотреть или переформулировать его, чтобы вполне с ним согласиться.)
  2. Нет. Если ответ “Нет”, спросите: “Если нет, то какой стандарт вы хотели бы иметь в этой ситуации?” (Убедитесь в том, что этот стандарт применим для обеих сторон, как в “Золотом правиле”.)
  3. Не уверен. Если человек испытывает противоречивые чувства или неконгруэнтен, выделите полярные части, определите их намерения/цели и затем объедините их или проведите переговоры между ними для достижения соглашения в отношении данного стандарта [1, с. 151-154]. Когда вы закончите, человек сможет конгруэнтно ответить да или нет.

5. Планирование конкретной реакции

“Выбрав свой собственный стандарт в этой ситуации, в которой вы не соответствовали чужим стандартам, как вы хотите поступить в этой ситуации?”

  1. Тот же стандарт. “Если ваш стандарт совпадает или похож на чужой, вы можете подумать об извинении или какой-нибудь компенсации, об обязательстве соответствовать этому стандарту в будущем”.
  2. Другой стандарт. Если ваш стандарт отличается от чужого, возможно, вам придется подумать о том, как прервать партнерские отношения с этим человеком, как объяснить, что ваши стандарты отличаются от его стандартов, как привести эти стандарты в соответствие, даже если вы считаете этого человека глупым или он насмехается над вашими различиями и т.д. Помните о том, что не бывает двух людей с абсолютно одинаковыми стандартами. Если человеку потребуется помощь для формирования подходящей реакции, воспользуйтесь методом “Генератор нового поведения” (в том числе рамкой “как будто” и моделированием).

6. Планирование реакции в будущем

Мысленно прорепетируйте ту реакцию, которую вы выбрали на шаге 5. Представьте себе ассоциированно, что вы проявляете эту реакцию. (Сначала сделайте это диссоциированно, если у вас возникли некоторые сомнения относительно нее, и убедитесь в том, что она вас удовлетворяет полностью. Если нет, вернитесь к шагу 5.)

7. Проверка конгруэнтности

“Есть ли у вас какие-нибудь возражения против того, чтобы приобрести способность оценивать ситуацию и связанные с ней стандарты и принимать решение, как поступить?”

8. Тестирование

“Снова подумайте о ситуации, в которой вы испытывали стыд”. Проверьте вербальные и невербальные реакции.

9. Распространение по временной линии

Если человек испытывал стыд во многих ситуациях, может оказаться полезным воспользоваться распространением по временной линии, чтобы помочь ему провести переоценку всех прошлых ситуаций, в которых он испытывал стыд, и привнести в них те ресурсы, которые он приобрел во время применения этого метода.

“Вы только что преобразовали ситуации, в которых прежде испытывали стыд, таким образом, что теперь у вас будет больше вариантов выбора собственной реакции в ситуациях, когда ценности и стандарты других людей отличаются от ваших. Я хочу, чтобы вы взяли эту способность с собой в прошлое к самому началу своей жизни, когда вы еще не знали, что такое стыд, и начали быстро двигаться вперед во времени, пронося эту способность как часть своей личности и преобразуя любую ситуацию, в которой вы когда-то испытывали стыд, понимая, что значительная часть этого процесса будет проходить на подсознательном уровне. Возьмите столько времени, сколько вам потребуется, и когда вы достигнете настоящего, увидьте самого себя, идущего в будущее и несущего в себе эту способность”.

Процесс распространения по временной линии может оказать серьезное влияние на многочисленные ситуации в прошлом, поскольку он встраивает эту способность как постоянную и независящую от контекста способность, которая превращается в часть представления человека о самом себе, о своей личности. Это особенно полезно, если стыд имел отношение к качествам своей личности, а не только к отдельному поведению.

Литература

  1. Андреас К., Андреас С.: “Сердце разума”, (Глава 14) Moab, UT Real People Press 1989.
  2. Андреас С.: “Избавление от стыда” (видео) NLP Comprehensive, PO Box 927 Evergreen Colorado 80437, 1991.

 

Нет комментариев