Статьи Избавление от горя

 

Введение

Мы обучаем методу избавления от горя на тренингах уровня мастер-практик с тех пор, как мы разработали этот метод более четырнадцати лет назад. В книге “Сердце разума” [1, гл. 11] вы найдете введение в этот метод, а на видеокассете “Избавление от горя” [2] сможете увидеть пример его применения в исполнении Конниры. Этот метод часто оказывается весьма полезным, потому что с ощущением внутренней пустоты и печали, возникающим в результате утраты любимого человека, рано или поздно сталкивается каждый из нас, и у многих людей серьезных потерь бывает слишком много. Не разрешившееся горе часто становится неосознаваемой причиной возникновения других проблем, с которыми люди обращаются к терапевту, и к таким проблемам можно отнести отсутствие мотивации, депрессию, непрекращающиеся болезни и кризис середины жизни.

Когда мы приступили к моделированию горя, мы сравнили переживания людей, которые особенно хорошо справились с серьезными потерями, с переживаниями тех людей, которые продолжали испытывать печаль и горе и сталкивались с многочисленными трудностями в своей жизни после понесенной утраты.

Мы обнаружили, что те, которые продолжали горевать (долго или коротко), делали то, что можно описать одним из следующих способов:

  1. Воспоминание о финале
  2. Диссоциация

1. Воспоминание о финале

Часто они поступали ошибочно, вспоминая самые последние моменты их взаимоотношений, а не периоды радости и любви. Например, они могут вспоминать последний конфликт, который привел к разрыву, или утомительный бракоразводный процесс, ужасную болезнь, приведшую к кончине, или какие-нибудь другие неприятные события, результатом которых стало прекращение взаимоотношений. И все это вместо того, чтобы вспоминать лучшие моменты этих взаимоотношений.

Даже если они вспоминают эти неприятные события диссоцированно, как будто на экране телевизора, ощущения все равно остаются неприятными. Многие люди вспоминают эти события как будто все это происходит с ними здесь и сейчас, в полной мере воспроизводя все неприятные моменты тех событий. Финал взаимоотношений — это не то, что дорого человеку, и не то, о чем он горюет, и это довольно распространенное ошибочное мнение мешает людям испытывать те особенные теплые ощущения, которые были связаны с близким человеком.

Если человек вспоминает последние моменты, на одном из первых шагов необходимо предложить ему подумать о том, что они любили и ценили в утраченных взаимоотношениях, вместо того, чтобы вспоминать финал этих взаимоотношений. Это предложение клиенту изменить содержание его внутренних представлений.

2. Диссоциация

Другие вспоминают теплые взаимоотношения, но при этом думают о них как о чем-то далеком, отдельном, отсутствующем в настоящем и нереальном, что приводит к ощущению внутренней пустоты а не полноты жизни, которую он испытывал во время этих отношений. Существуют различные способы внутреннего представления этой отстраненности или диссоциации. Вы можете разместить образ утраченного человека на очень большом удалении или же вы можете увидеть себя рядом с этим человеком со стороны, так что наслаждаться взаимоотношениями будут эти двое, находящиеся в этом образе. Вы можете увидеть смятую постель и в ней никого, или образ любимого человека, который стал прозрачным или размытым, или похожим на приведение. У одного человека отношения с любимой поддерживались в основном по телефону, и после того, как она умерла, он продолжал слышать ее голос, но этот голос стал похож на голос с магнитофонной записи, что подчеркивало его нереальность.

И во всех этих вариантах диссоциированного представления человека хорошие ощущения близости пропадают. Остается только чувство пустоты, и оно становится причиной печали и горя.

Смирение

Когда мы брали интервью у людей, которые заявляли, что им удалось справиться со своим горем, мы заметили, что многие из них говорили о своей жизни с некоторым чувством смирения или печали. Когда мы просили их подумать о человеке, с которым им пришлось расстаться, они обычно вздыхали, их плечи бессильно опускались, а дыхание становилось более поверхностным. Затем они произносили: “Все хорошо”, — но звучало это несколько напряженно. И хотя это несколько лучше, чем неудержимые рыдания, было понятно, что горе этих людей не разрешилось полностью. Оно было “ослаблено” до того уровня, что человек мог держать себя в руках и горе уже не так часто вторгалось в его повседневную жизнь.

Ресурсная реакция на утрату

Но были и другие люди, которые относились к своим утратам гораздо более позитивно. Когда мы спрашивали их о тех людях, которых они потеряли, их лицо зачастую смягчалось и на нем появлялась улыбка, плечи слегка приподнимались, а дыхание становилось более глубоким. Они могли говорить об этом человеке с нежностью, заботой и радостью в голосе. Одна женщина сказала: “Когда я думаю о Джо, он как будто находится здесь рядом со мной. Если я в супермаркете выбираю апельсины, он стоит рядом и помогает мне выбрать самые лучшие, как он обычно это делал”. Такая реакция явно приносит больше радости и дает возможность получить доступ ко всем тем особенным чувствам, которые испытывали эти люди в то время, когда их близкие были рядом. Именно этих людей мы начали изучать, чтобы понять, как они могли испытывать искреннюю радость по поводу человека, которого потеряли.

Когда мы спросили их, как они думают об утраченном близком человеке, мы обнаружили, что они думают в буквальном смысле так, как будто их близкие находятся все еще рядом, и это дает им возможность вновь переживать все те приятные ощущения, которые были у них когда-то. Думать так можно разными способами. Чаще всего люди просто представляют себе своих близких рядом с собой, и эти образы объемные и имеют реальные размеры, они двигаются и дышат, могут разговаривать и реагировать невербально, как будто они живы и присутствуют в реальном мире. Некоторые представляют своих близких, как будто они физически живут в их сердце или в области груди, или каким-то образом располагаются в их теле. Одна женщина представляла своего погибшего мужа неким щитом, облегающим все ее тело. Были и другие способы представления, но все они приводили к отчетливому ощущению присутствия этого человека в настоящем и создавали впечатление, что с ним легко вступить в контакт.

“Object constancy”

Задумавшись над этим, мы поняли, что этот способ представления утраченного человека на самом деле ничем не отличается от того, что мы делаем, когда близкий нам человек временно отсутствует. Подумайте сейчас о таком человеке, с которым вы сейчас поддерживаете близкие взаимоотношения, но которого в данный момент нет рядом с вами, и обратите внимание на то, как вы представляете себе этого человека. Какие образы, звуки, голоса и ощущения вы используете, чтобы думать об этом человеке?

Когда я (Стив) думаю о Коннире, которая в данный момент отправилась в город за покупками, в моих представлениях она стоит слева от меня, она обычных размеров и дышит, и такое ощущение, что она действительно находится рядом со мной в комнате, и поэтому все приятные ощущения, связанные у меня с ней, оказываются очень доступными и близкими. И хотя могло так произойти, что она в действительности погибла в автокатастрофе или бросила меня с другим мужчиной, я могу представлять ее так, как будто наши отношения все еще существуют, и получать удовольствие от всех тех теплых чувств, которые являются частью наших взаимоотношений. Психологи назвали эту способность “object constancy”, и принципы, которые используются в методе избавления от горя, могут также применяться и для обучения этой способности.

Горечь разлуки

“Object constancy” — это навык, которым еще не владеют маленькие дети. Когда мама выходит из комнаты, маленький ребенок думает, что она ушла навсегда, и начинает безутешно плакать. К счастью большинство маленьких детей не умеет долго удерживать в своей голове образ покинувшей комнату мамы и легко отвлекается. Ребенку требуется некоторое время, чтобы научиться сохранять ассоциированный образ мамы и тем самым поддерживать ощущение комфорта и безопасности в то время, когда она временно отсутствует.

Как показывают следующие исследования, человек может представлять своего близкого присутствующим или отсутствующим независимо от того, что происходит “в реальности”, и от того, что скажет внешний наблюдатель. Это зависит только от способа внутреннего представления близкого человека, и в этом ключ к разрешению проблемы с горем.

Суть этого метода заключается в том, чтобы научить этому важному умению человека, который переживает горе по поводу своего близкого, которого представляет себе безвозвратно ушедшим. Поскольку существует огромное множество различных вариантов представления человека присутствующим или отсутствующим, мы должны собрать некоторую информацию, чтобы понять, как данный конкретный человек делает это.

Сбор информации

Мы просим человека, испытывающего горе, сначала подумать о таком человеке, присутствие которого постоянно ощущается в жизни клиента (хотя он может физически отсутствовать в данный момент, либо уйти навсегда, либо умереть), а затем подумать о человеке, по поводу которого клиент испытывает горе. Затем мы предлагаем ему подумать об этих двух людях одновременно и заметить субмодальные различия между образами. Человек, утрата которого стала причиной горя, чаще всего представляется в виде образа, удаленного на некоторое расстояние и в некотором смысле отделенного, в результате чего возникает ощущение внутренней пустоты, в то время как представление действующих отношений сопровождается ощущением присутствия и эмоциональной наполненности.

Обычно возникают весьма важные различия в расположении этих образов во внутреннем воображаемом пространстве. Например, один из них может располагаться на небольшом расстоянии слева и иметь большие размеры, в то время как второй расположится на большем расстоянии справа и будет иметь меньшие размеры и т.п. Чаще всего возникает и ряд других различий. Один образ может быть ярче, либо его могут отличать более насыщенные цвета, либо большая подвижность, один образ может оказаться немым, в то время как второй будет наполнен голосами и звуками и т.п. Все это различия, которые совершенно не зависят от содержания представлений. И как только эти различия станут известны, после этого не составит никакого труда взять переживание внутренней пустоты и горя и преобразовать его в ощущение полноты переживаний и мысленного воссоединения с утраченным человеком.

Чаще всего простой перенос образа, связанного с ощущением утраты, в то место, где располагается образ, несущий в себе ощущение присутствия, оказывается единственным действием, необходимым для завершения преобразования переживания утраты в переживание присутствия. Обычно в таких случаях все остальные параметры (яркость, цветность, подвижность и т.п.) изменяются автоматически вместе с изменением местоположения образа. Если же эти оставшиеся параметры не изменяются при перемещении образа, мы просто просим клиента провести эти изменения самостоятельно, завершив эту работу лишь тогда, когда ощущения утраты не сменятся ощущениями присутствия.

Когда процесс преобразования будет завершен, к клиенту вновь вернутся все те приятные ощущения, которые давало ему общение с утраченным ныне человеком. Такие изменения обычно вызывает слезы, но эти слезы совсем не то, что слезы от невосполнимой утраты. Это слезы от воссоединения с утраченными чувствами, при этом очень важно дать клиенту возможность пережить это состояние как можно более полно.

Рефрейминг возражений

Большинство людей оказывается вполне удовлетворенным возможностью преобразовать свое горе и восстановить связь с утраченными ощущениями, но у некоторых возникают возражения. Прежде чем продолжить, очень важно с должным вниманием и уважением отнестись ко всем этим возражениям и понять, какая позитивная цель скрывается за каждым из них. Как только эта цель выяснится, задача сведется к тому, чтобы найти такой путь преобразования, чтобы оно либо вообще не затрагивало цели возражения, либо даже поддерживало его в большей степени, чем переживание горя. Вот несколько примеров:

  1. “Я не хотел бы расставаться со всем этим”.
  2. “Если я буду думать, что этот человек снова рядом со мной, люди подумают, что я сошел с ума”.
  3. “Если я буду представлять себе утраченного человека рядом с собой, это может помешать моим реальным отношениям с другими людьми”.
  4. “Горе — это дань уважения усопшему”.
  5. “Мне кажется, было бы неплохо сделать это, но если я буду демонстрировать радость, думая об усопшем, мои близкие и друзья могут подумать, что меня ничего не связывает с этим человеком”.

1. “Я не хотел бы расставаться со всем этим”

“Полностью с вами согласен. Многие люди ошибочно считают, что они должны расстаться с этими воспоминаниями, чтобы прекратить горевать, но все как раз наоборот. Все, что необходимо, это снова встретиться с этими воспоминаниями и восстановить ту связь, которая соединяла вас с этим человеком прежде”.

2. “Если я буду думать, что этот человек снова рядом со мной, люди подумают, что я сошел с ума”

“Мы определенно не хотим, чтобы это случилось. Но мне кажется, здесь может возникнуть проблема лишь в том случае, если вы начнете говорить об этом вслух. На протяжении всей своей жизни вы думали о разных людях и, возможно, даже разговаривали с ними, во всяком случае я точно делаю так, но при этом никто даже не догадывается, что именно происходит в моей голове”.

3. “Если я буду представлять себе утраченного человека рядом с собой, это может помешать моим реальным отношениям с другими людьми”

“Мы определенно не собираемся делать ничего такого, что помешало бы вашим нынешним отношениям с другими людьми. думаю, вы согласитесь с тем, что, когда ваши мысли преимущественно заняты горем, это довольно сильно мешает вашим отношениям с людьми. А с другой стороны, то, как вы думаете о своем друге, дает вам ощущение связи, которое на самом деле подкрепляет вашу связь с другими людьми, когда в этом есть необходимость, и я обещаю вам, что изменение мышления об утраченном человеке будет действовать точно так же. Но если я окажусь не прав, вы всегда сможете вернуться к тому, что происходит с вами сейчас”.

4. “Горе — это дань уважения усопшему”

“Я целиком и полностью поддерживаю ваше стремление отдать дань уважения этому человеку, и горе действительно отражает глубину ваших чувств. С другой стороны, разве не будет лучшей данью уважения, если вы будете вспоминать его с радостью и хранить воспоминания о нем всю оставшуюся жизнь?”

“Если бы вам случилось завтра умереть, хотели бы вы, чтобы ваши близкие безутешно горевали и были несчастными, или же вы хотите, чтобы они вспоминали вас с радостью, с ощущением любви и благодарности за ваши особенные качества? Что бы предпочел тот человек, который ушел из вашей жизни?”

5. “Мне кажется, было бы неплохо сделать это, но если я буду демонстрировать радость, думая об усопшем, мои близкие и друзья могут подумать, что меня ничего не связывает с этим человеком”

“Вы хотите быть уверенными, что окружающие вас люди правильно вас понимают. Вы можете либо подробно объяснить этим людям то, что вы испытываете, и предложить им сделать то, что я предлагаю сделать вам, либо вы можете в определенные моменты времени делать печальное лицо, полностью соответствуя их представлениям о вашей реакции”.

Каким бы ни было возражение, мы предполагаем, что оно основывается на позитивных и достойных целях, в достижении которых этот человек заинтересован, и наша задача состоит в том, чтобы найти путь, на котором он сможет осуществить процесс избавления от горя, сохраняя полную уверенность в том, что возражение будет полностью удовлетворено так же как его позитивное намерение.

Схема метода избавления от горя

  • Часть I. Воссоединение с утраченными переживаниями
    1. Утрата (отсутствие/пустота)
    2. Присутствие (полнота переживаний)
    3. Контрастный анализ
    4. Проверка субмодальных различий
    5. Проверка конгруэнтности
    6. Преобразование
    7. Тест
  • Часть II: Воссоединение с миром
    1. Получите доступ к ценным переживаниям
    2. Определите ценности/цели
    3. Преобразование
    4. Проверка конгруэнтности
    5. Размещение в будущем новых переживаний
  • Комментарии

Часть I. Воссоединение с утраченными переживаниями

Человек, переживающий горе, обычно представляет себе того, кто ушел из его жизни, находящимся в прошлом отдельно от себя. Часть I метода избавления от горя помогает восстановить связь с этими утраченными переживаниями, так что они превращаются в ассоциированные ресурсы, полностью доступные для восприятия в настоящем. Следующие шаги написаны в виде инструкции, которая позволит вам изучить этот метод, работая с самим собой или с кем-нибудь другим.

Подготовительный шаг: найдите возможность прервать тяжелое состояние. Если человек плачет или подавлен, вам необходимо найти возможность временно изменить это состояние на более подходящее, прежде чем начать применять метод. Даже если клиент начинает работать в хорошем состоянии, он может соскользнуть в подавленное состояние на первых шагах этого процесса, поэтому, вероятно, вам прервать это состояние позже. Для этого обычно бывает достаточно попросить клиента встать и немного пройтись, чем-то неожиданно отвлечь его или попросить вспомнить что-нибудь связанное с ресурсным состоянием.

  1. Утрата (отсутствие/пустота)
  2. Присутствие (полнота переживаний)
  3. Контрастный анализ
  4. Проверка субмодальных различий
  5. Проверка конгруэнтности
  6. Преобразование
  7. Тест

1. Утрата (отсутствие/пустота)

Подумайте о переживании одного из двух следующих типов:

  1. Реальная утрата, по поводу которой вы скорбите и испытываете чувство внутренней пустоты, или же утрата, с которой вам пока не вполне удалось справиться. “Подумайте о человеке, о котором вы в настоящее время скорбите, или же о человеке, воспоминания о котором до сих пор вызывают у вас неприятные ощущения. Будьте особенно внимательны к тому, чтобы в ваших представлениях было то, что вы ценили и не хотели потерять, а не горечь утраты. Например, если ваш ребенок умер от рака, и вы вспоминаете, как он находился в коме незадолго до смерти, то, скорее всего, это не те воспоминания, с которыми вам горько расставаться. К горю ведет то, что вы ценили и теперь потеряли: детский смех, игры с ребенком, его какие-то особые черты, ожидания, связанные с будущим, и т.п.” Если человек видит при этом больного ребенка или гроб, задавайте ему вопросы: “Как вы узнаете о том, что потеряли что-то ценное?” или “Как вы узнаете о том, что об этом стоит горевать?” — до тех пор, пока он не начнет думать о ценных переживаниях, а не их отсутствии. Этот шаг очень важен, и без него метод не даст результатов, а всякая попытка упорно продолжать процесс будет только лишний раз возвращать клиента к неприятным воспоминаниям.
  2. Потенциальная утрата, которая не должна произойти, но если все-таки она случится, то вам хотелось бы быть подготовленными к ней. “Подумайте о человеке, который особенно дорог вам, и представьте себе эти дорогие вашему сердцу взаимоотношения, но так, как будто вы их утратили навсегда”. Вы можете вообразить, как будто вам только что сообщили о внезапной смерти этого человека в автомобильной катастрофе, и воспользоваться этим представлением. Пойдя по этому пути, вы сможете предварительно подготовить себя к тому, чтобы в будущем справиться с возможной утратой.

Калибровка. В то время, как клиент будет думать о своей утрате, обратите внимание на всевозможные невербальные реакции, которые сможете заметить в его дыхании, позе, выражении лица и т.п., чтобы на более поздних шагах этого процесса вы смогли понять, произошло ли изменение, и заметить, если это состояние вновь вернулось.

2. Присутствие (полнота переживаний)

“А сейчас подумайте об одной из следующих ситуаций”:

  1. Утрата, воспринимаемая как присутствие. “Подумайте о позитивном переживании реальной утраты, которая не воспринимается как утрата. Даже если этот человек действительно умер или ушел от вас, вы думаете о нем так, как будто он “все еще с вами”, и эти мысли поддерживают вас. Вы все еще отлично помните все те замечательные чувства, которые связывали вас с этим человеком. И когда вы думаете об этом человеке, у вас возникает ощущение присутствия, как будто он вовсе и не уходил из вашей жизни”.
  2. Близкий вам человек, который в настоящий момент отсутствует. “Подумайте о человеке, который обычно находится рядом с вами, но в данный момент, когда вы думаете о нем, он физически отсутствует. Например, у вас есть близкий друг, родственник или ребенок, который в настоящий момент куда-то уехал и на протяжении некоторого времени будет отсутствовать. При этом когда вы думаете о нем, он представляется вам так, как будто он рядом с вами”. Очень многим такой пример легко приходит в голову. Даже если ваш клиент ведет одинокий образ жизни, у него наверняка найдется несколько воспоминаний о таких отношениях. (Если же вам не удастся найти и воспоминаний, вы можете помочь ему создать такие представления.)

Предупреждение. Если вы пойдете по этому пути, будьте осторожны с предположениями (presuppositions), которые могут быть связаны с этим переживанием и могут помешать вам в поиске подходящего представления, например, предположение о том, что с этим человеком практически в любой момент можно встретиться и сейчас. Вы можете заметить: “Мы воспользуемся этим переживанием только для того, чтобы понять, каким образом вы храните в своей голове представление о человеке, как о присутствующем рядом с вами, и чтобы помочь вам оживить те чувства, которые связывали вас с тем человеком, который ушел из вашей жизни. И вы и я понимаем, что вы никогда уже не сможете встретиться с ним в реальной жизни точно так же, как с тем, который все еще находится рядом с вами”.

Калибровка. Обратите внимание на все невербальные реакции, которые отличают это состояние от предыдущего переживания утраты. Позже вам понадобятся эти реакции для проверки, насколько успешно ощущение утраты сменилось ощущением присутствия.

3. Контрастный анализ

“Сравните эти два внутренних переживания — утраты и присутствия — чтобы заметить процессуальные отличия в том, как вы думаете о них. Когда вы думаете об утрате, что вы видите/слышите/ощущаете (тактильно)? Когда вы думаете о присутствии в вашей жизни другого человека, что вы видите/слышите/ощущаете (тактильно)?” Местоположение этих двух представлений во внутреннем воображаемом пространстве клиента является особенно важным параметром и может оказаться единственно информацией, которая вам действительно потребуется. (Если переживания клиента слишком интенсивны, переходите к шагу 5.) Составьте список всех субмодальных различий между этими двумя переживаниями. Например, утрата может восприниматься как диссоциированная, неподвижная, черно-белая фотография, в то время как присутствие — как ассоциированное цветное кино и т.п. Особенно отметьте различия в следующих субмодальностях: кино/слайд, ассоциация/диссоциация и прозрачность.

4. Проверка субмодальных различий (необязательно)

Чаще всего единственная необходимая вам информация — это местоположение этих двух представлений в пространстве, но иногда полезно знать и другие различия, и они могут дать вам как полезную информацию для дальнейших проверок, так и ценные знания, которые пригодятся вам в работе с другими людьми.

Попробуйте по очереди изменять субмодальные параметры из вашего списка, чтобы модифицировать переживание утраты и сделать его похожим на переживание присутствия. Например, “Посмотрите на застывшую фотографию и позвольте ей превратиться в фильм, изображающий то, что предшествовало ситуации, представленной на фотографии, и непосредственно следовало за ней. Когда фотография превратится в фильм, обратите внимание, в какой степени это изменит ваше состояние, сменив ощущения утраты ощущениями присутствия”. Прежде чем перейти к проверке следующей субмодальности, верните предыдущие параметры к первоначальному значению. В данном примере вам следует сначала фильм снова превратить в слайд, и лишь затем изменять черно-белое изображение на цветное. Определите, изменение какой субмодальности дает наиболее значительный эффект в ослаблении ощущения утраты и усилении ощущения присутствия. (Если вы заметите, что изменение одной субмодальности приводит к автоматическому изменению других субмодальностей из вашего списка, это указывает на то, что вы нашли самую сильную субмодальность, которую мы называем “ведущей”.)

5. Проверка конгруэнтности

“Есть ли у вас возражения против изменения ваших переживаний утраты, чтобы вы начали воспринимать этого человека как присутствующего рядом с вами? Кто-нибудь из членов вашей семьи будет возражать, если вы с этого момента перестанете испытывать горе?” Прежде чем продолжать работу, постарайтесь удовлетворить всем без исключения и каждому возражению главным образом с помощью рефрейминга содержания, о чем говорилось выше.

6. Преобразование (“перенос субмодальностей”)

Превратите переживание утраты в переживание присутствия, начав с изменения выявленной вами ведущей субмодальности. Обычно достаточно бывает изменить местоположение образа, переместив образ утраты в то место, где находился образ присутствия, и все остальные субмодальные параметры изменятся самопроизвольно. “Позвольте образу человека, который ушел из вашей жизни, переместиться в то место, где располагался образ того человека, который все еще находится рядом с вами”. Но в конце желательно предложить сделать и все остальные изменения из вашего списка. “И по мере того, как этот образ перемещается в новое положение, возможно, вы заметите, как он принимает обычные как в жизни размеры, становится объемным, цветным и приобретает пастельные тона” и т.п. Чаще всего содержание образа остается неизменным. Но порой содержание самопроизвольно меняется или возникает необходимость в его доработке в соответствии со структурой образа присутствия.

В то время как клиент совершает эти изменения, можно наблюдать, как у него расслабляется поза и мимика и довольно часто выступают слезы. Обычно это слезу воссоединения, и это добрый признак того, что преобразование утраты прошло успешно. Но я редко различаю слезы воссоединения и слезы скорби, поэтому я всегда спрашиваю, чтобы проверить свое предположение. “Мне необходимо кое-что проверить. Есть слезу печали, когда вы что-то теряете, и есть слезы воссоединения, когда вы обретаете что-то вновь. Я полагаю, то, что вы сейчас переживаете, это слезы воссоединения, верно?” Если же оказывается, что эти слезы относятся к печали, это означает, что на предыдущих шагах было что-то упущено и необходимо вернуться на один или несколько шагов назад, чтобы понять, что вы не успели завершить, и доделать недоделанное, прежде чем двигаться дальше.

7. Тест

“Подумайте сейчас об утрате. Воспринимается ли она сейчас как поддерживающий вас ресурс подобно тому, как воспринимался тот человек, который все еще рядом с вами? Похоже ли это представление утраты на представление присутствия, если говорить о субмодальностях?” Обратите внимание на невербальные реакции человека, чтобы заметить, насколько то, что вы видите, соответствует вашей калибровке первоначального переживания “присутствия” (шаг 2). Направление взгляда чаще всего является хорошим индикатором того, думает ли клиент об утрате или присутствии, но должны быть и другие отличия, которые помогут вам провести эту проверку. Если еще остались какие-то отличия, выявите их и воспользуйтесь ими, чтобы завершить изменение. Изредка остаются некоторые различия между первоначальным переживанием присутствия и новым представлением того, что раньше воспринималось как утрата. Но если новое представление вызывает у клиента ощущение присутствия, то полного совпадения добиваться не следует.

Часть II: Воссоединение с миром

Часть I использует разнообразные внутренние ресурсы и кодировки, которыми клиент уже пользуется, для того, чтобы преобразовать переживание утраты в прошлом в ресурсное переживание в настоящем. Естественные стратегии некоторых людей, помогающие им справиться с горем утраты, не включают в себя программы, ориентирующие их на поиск новых подходящих переживаний в окружающем их мире, которые дали бы им то, что они потеряли. Может так случиться, что, обретя новые ресурсы, человек почувствует себя хорошо и проваляется на диване всю оставшуюся жизнь. Часть II возникла в результате изучения наиболее эффективных стратегий преодоления горя утраты и ориентирует человека на активный поиск новых подходящих переживаний в будущем.

  1. Получите доступ к ценным переживаниям
  2. Определите ценности/цели
  3. Преобразование
  4. Проверка конгруэнтности
  5. Размещение в будущем новых переживаний

1. Получите доступ к ценным переживаниям

“Возьмите ценное переживание, которое вы только что преобразовали из утраты в присутствие, и представьте его в наиболее простом и естественном для себя виде”.

2. Определите ценности/цели

“Удерживая в голове это представление, определите и представьте себе в каком-нибудь другом месте качества, ценности или цели этого переживания, которые делают его особенно ценным для вас. Например, если вы потеряли лучшего друга, возможно, вы ценили эти дружеские отношения, потому что с этим человеком вы могли быть просто самим собой или вам доставляло удовольствие его необычное чувство юмора. Подумайте об особенных качествах ваших с ним взаимоотношений: любовь, комфорт, стабильность, нежность, юмор, спонтанность — все, что вы особенно ценили в тех моментах времени, когда вы были вместе. Я хочу, чтобы вы подумали о всех тех качествах, которые делали эти взаимоотношения особенно ценными. Задайте себе вопрос: “Что ценного давали мне эти взаимоотношения?”

Когда вы проговариваете эти инструкции, может оказаться полезным сначала жестами обозначить ту область пространства, в которой клиент представляет себе присутствие, а затем в визуальной области выделить место, в котором он построит новый образ (лучше всего справа вверху).

3. Преобразование

“Если бы такого сорта переживания, обладающие этими качествами, возникли в вашем будущем, в какой форме они проявились бы? Каким образом вы могли бы найти эти качества и достичь тех же целей в других ситуациях и с другими людьми в будущем, принимая в расчет ваш возраст и жизненную ситуацию? Оставив неизменными эти качества, ценности и цели, позвольте сформироваться дополнительным представлениям (жестами обозначая еще одно место, тоже расположенное в визуальной области), соответствующим вашему нынешнему жизненному опыту и тому, кем вы собираетесь стать. Эти представления, скорее всего, будут несколько отличаться от ваших прошлых переживаний в соответствии с тем, каким вы стали теперь, и в соответствии с теми реальными возможностями, которые у вас есть сейчас и появятся в будущем. Эти представления должны быть достаточно привлекательными и убедительными, но, как и все представления о будущем, они не должны быть слишком конкретными, они должны быть слегка неопределенными и туманными, допуская реализацию различных возможностей и учитывая неизбежную неопределенность будущего”.

4. Проверка конгруэнтности

“Есть ли у вас возражения против того, чтобы такого сорта переживания или направления стали частью вашего будущего?”

“Возникнут ли возражения против этого у кого-нибудь из тех людей, с которыми вы связаны в своей жизни?”

Возражения на этом шаге появляются нечасто, но если уж они появятся, просто вернитесь назад и должным образом настройте представления и, прежде чем продолжить, найдите разрешение для всех и каждого возражения.

5. Размещение в будущем новых переживаний

“Далее я хочу, чтобы вы взяли этот образ и сначала сделали его светящимся, а затем размножьте его, собрав из копий целую колоду. По мере того, как будут появляться новые образы, в каждом из них будут спонтанно появляться какие-то изменения, отражая все новые и новые возможности для осуществления такого сорта переживаний в будущем. После этого разбросайте эти образы в своем будущем, чтобы они разлетелись в разные стороны и упали повсюду. И тогда вы увидите множество маленьких сверкающих точек, каждая из которых обозначает то место в будущем, куда упал один из разбросанных вами образов, и, привлекая ваше внимание, манит вас к себе”. (Благодарим Роберта Мак-Дональда за эти спецэффекты.)

Комментарии

Травматические утраты. Некоторые утраты оказываются связанными с шоком автокатастрофы или с ужасами смертельной болезни. В этом случае очень важно отделить утраченные ценные переживания от травмирующих переживаний, связанных с тем, как эта утрата произошла, и работать с этими двумя переживаниями отдельно. «Смотрите, то, что вы потеряли, и та ситуация, в которой все это произошло, совсем разные вещи. Вы же скорбите по этому человеку, а не по автомобильной аварии, которая унесла его жизнь. Поэтому я хочу, чтобы вы отделили ценные для вас отношения от того, как они были прерваны, и разместили эти образы в разных местах (жестом определяя в пространстве два разных места)». Сначала воспользуйтесь методом излечения фобии/травмы [1, гл. 7], а затем примените метод избавления от горя в работе с утратой.

Гнев или обида. В случае сильного гнева или обиды, они будут мешать процессу избавления от горя, поэтому важно сначала разрешить гнев и обиду с помощью метода достижения прощения [3].

Другие приложения

  • Другое содержание
  • Утрата самого себя
  • Утрата мечты

Другое содержание

Несмотря на то, что горе обычно связывают с потерей любимого человека, к утратам можно отнести и утрату вещи, деятельности, жилья или информации (еще четыре категории того, что называют “метапрограммой сортировка содержания”). Для некоторых людей потеря любимого кольца, утрата способности заниматься спортом, утрата жилища или особенных воспоминаний, или другой информации может иметь такое же серьезное значение, как и смерть любимого человека. Часто утрата включает сразу несколько таких моментов: потеря человека может привести к потере работы, которой занимались вместе, общих вещей и места, в котором занимались этой деятельностью, и т.п. Тот же самый метод одинаково хорошо работает и со всеми этими утратами, нужно только подобрать соответствующее утрате содержание в ресурсном переживании присутствия.

Утрата самого себя

Если уж в этом мире случаются утраты, то есть вероятность потерять и самого себя. Человек, потерявший работу, может утратить и представление о самом себе как о ценном работнике, а человек, потерявший ребенка, может потерять представление о самом себе, как о заботливом родителе. Метод избавления от горя так же хорошо работает и в этих случаях, но очень важно выделить утраты такого сорта, потому что порой они оказываются более важными, чем все другие.

Утрата мечты

Некоторые люди будут так же тяжело горевать по поводу того, чего у них никогда не было, как и по поводу того, что они действительно имели, а затем потеряли. Женщина, мечтавшая о ребенке и узнавшая о том, что она не может иметь детей, или мужчина, мечтавший об успешном бизнесе и узнавший о том, что дело рухнуло, не начавшись, могут горевать не меньше, чем те, которые потеряли реального ребенка и реальную работу. Несмотря на то, что человек никогда в действительности не имел того, о чем мечтал, все это было для него настолько реально, что осознание того, что этого никогда не будет, может стать причиной горестных переживаний. Даже тот, кому удается претворить в жизнь свои мечты об успехе, часто обнаруживает, что в реальности все получилось совсем не так, как он ожидал, и может все равно испытывать боль утраты. Нередко такого сорта расставание с мечтой описывают как “кризис среднего возраста”.

Говоря о мечте, обычно связывают ее с будущим, но она может также иметь отношение к прошлому. Человек, переживший тяжелое детство, может живо представлять себе жизнь в семье с любящими и заботливыми родителями, которых у него никогда не было. В этом случае метод избавления от горя тоже работает неплохо.

Процесс превентивного избавления от горя может подготовить вас к будущей потере близкого. Вы представляете себе, что уже потеряли его, и осуществляете тот же самый процесс. Такой метод может оказать помощь тем людям, чьи родственники или друзья больны неизлечимой болезнью со смертельным исходом. Очень часто друзья умирающего оказываются настолько подавленными мыслью о предстоящей потере, что не в состоянии с пользой провести то небольшое время, которое судьба отвела больному. И порой получается так, что не они заботятся об умирающем, а сам умирающий начинает успокаивать окружающих его друзей!

Процесс превентивного избавления от горя может быть также весьма полезным в тех случаях, когда отношения характеризуются чрезмерной зависимостью друг от друга. Он может освободить эти отношения от неодолимого желания цепляться друг за друга, в основе которого обычно лежит страх перед будущей потерей. Этот же метод подходит и в том случае, когда человек “пропал без вести” и предполагается, что он погиб, но может все еще быть живым.

Метод избавления от горя работает в самых разнообразных ситуациях, далеко выходя за рамки тех случаев, ради которых он был разработан. Многие люди страдают от переживаний необратимой утраты и, возможно, понятия не имеют о том, эти переживания могут быть составной частью их проблем. Результаты применения метода избавления от горя могут быть глубокими и удивительными, и влияние их на жизнь человека может распространяться весьма широко. Бывает полезным просто спросить клиента о том, переносил ли он горе утраты, и поработать с ним, даже если заявленная проблема явным образом не связана с этими переживаниями.

Литература

  1. Андреас К., Андреас С.: “Сердце разума” Moab, UT Real People Press, 1989.
  2. Андреас К.: “Избавление от горя” (видео) Lakewood CO, NLP Comprehensive.
  3. Андреас С.: “Прощение” Anchor Point, May 1999, pp. 5-16.
  4. Андреас К., Андреас С.: “Избавление от горя” Anchor Point, Vol. 16, No. 2, February 2002.

Нет комментариев