Статьи Моделирование сигналов доступа к Я: Сигнал*Змеи

Моделирование сигналов доступа к Я

Сигнал*Змеи

I noticed that licking of her lips, the directing

of her glance, her general body movements. (1959)

Selected Papers, 1980, vol. 1, p. 222

You meet, you observe your patient – get acquainted

with them. To recognize the little things, the little

bit of behavior that they’re manifested.

ASCH, 1980 Taped Lecture,7/16/65

Dr. Erickson

The Wisdom of Milton H. Erickson,

 

1. Сигнал*Змеи

1.1 Индивидуальное разнообразие Сигнала*Змеи
2. Что может обозначать Сигнал*Змеи?
2.1  Сигнал*Змеи – не является сигналом Репсистемы
2.2 Гипотеза происхождения Сигнала*Змеи
2.3 *ЛимбическийГлаз
2.4 Расширение представления о  Сигнале*Змеи через практику его использования
2.4.1 Сигнал*Змеи как маркер
2.4.2 Установление коммуникативной обратной связи с использованием Сигнала*Змеи
Терапевтическое оперантное формирование с использованием Сигнала*Змеи в качестве самопоощрения
2.4.3 Использование Сигнала*Змеи в ОткрытомТебеЯзыкоиде.
2.4.4 Переформирование Сигнала*Змеи в ЯзыкДа/НетСубстрата
2.4.5 Применение Сигнала*Змеи для получения ясности в запутанных случаях терапевтических случаях
2.4.6 Значение Сигнала*Змеи в Эриксонианском подходе
3 Сигнал*Змеи есть СубстратныйСигнал«Я»
3.1 ТематическийСебеЯзыкоид«Я». Таблица примеров.

1. Сигнал*Змеи

 Сигнал*Змеи – это особенное  движение языком:
–заметное облизывание губ, в процессе речи
— едва заметные маленькие «змеиные» движения, немного высовывая язык между губ ——-движение языком и губами, челюстями не раскрывая рта. (Это выглядит так, как если бы тот человек пробовал что-то на вкус, однако, эти реакции замечены тогда, когда активность человека не предполагает какой-то связи с обсуждением или оценкой вкуса.)
 Иногда, хотя и не часто, одновременно с  Сигналом*Змеи  наблюдается сглатывание.
 1.1 Индивидуальное разнообразие Сигнала*Змеи
 Любой человек демонстрирует Сигнала*Змеи в определенных ситуациях. Некоторые индивидумы демонстрируют хорошо заметные, интенсивные и частые Сигналы*Змеи, у других эти реакции едва заметны. Создается впечатление, что частые и хорошо заметные Сигнала*Змеи типичны для энергичных, оптимистичных людей или для людей, находящихся в позитивном эмоциональном настрое. А с другой стороны, едва заметные Сигнала*Змеи типичны для апатичных и депрессивных людей, или для тех, кто находится в подавленном, депрессивном состоянии. Однако, корреляция не столь прямолинейна, индивидуальные характеристики могут быть совершенно уникальны. Например, возможно, некоторые энергичные люди демонстрируют едва заметные Сигнала*Змеи постоянно. Изучение их индивидуальных особенностей выявляет, что они являются интровертами в большей степени, чем экстравертами.
В 9 из 10 случаев Сигнал*Змеи никак не связан с процессом оценки внешних вкусовых ощущений. Если спросить  человека сразу после/в момент Сигнала*Змеи, испытывает/осознает ли он какие-либо внешние или внутренние вкусовые ощущения именно в момент Сигнала*Змеи, он всегда отвечает «нет». Углубленное/подробное Вопрошание  достаточного числа испытуемых на эту тему не меняет такого вывода.

2.1  Сигнал*Змеи – не является сигналом Репсистемы

В НЛП описываются различные когнитивные типы людей в зависимости от ведущей сенсорной системы: визуальной, аудиальной, кинестетической или вкусовой, «зАпаховой». Если бы ведущей оказалась модальность вкус/запах, это обозначало бы, что,  совершая Сигнал*Змеи, человек реально/метафорически проверяет входящую информацию на вкус. В речи этот факт сопровождается употреблением таких оборотов как «плохой вкус», «почувствовать вкус», «иметь вкус к чему-то» и пр. Отметим, что определенное число людей с ведущей вкусовой/«зАпаховой» репрезентативными системами существует.
Однако, даже у таких людей чрезвычайно редко можно обнаружить активизацию  модальности вкус/запах во время прохождения Сигнала*Змеи. Когда человека с ВедущейРепрезентативнойСистемой вкуса/запаха спрашивают о внутреннем ощущении вкуса сразу после Сигнала*Змеи, он не может сказать чего-либо конкретного и никак не демонстрирует того, что какой-то реальный вкус был тестирован. Поэтому вывод о том, что Сигнал*Змеи не является сигналом об активизации Вкусовой/ЗАпаховойРепрезентативнойСистемы, в достаточной мере обоснован.
 2.2 Гипотеза происхождения  Сигнала*Змеи
 По нашей гипотезе, Сигнал*Змеи взрослого человека являются важной частью когнитивного процесса, происходившего в детстве. В ходе этого процесса, когда ребенок в возрасте нескольких месяцев начинает узнавать окружающий мир, лижет и дотрагивается губами и языком до разных вещей. Облизывание разных вещей – это не есть поиск съедобного (весьма мало съедобных вещей вокруг), это очень важная стадия познания, проверка и исследование вещей, обнаруженных руками.
Иными словами, губы и язык играют одну из важнейших ролей на самой первой стадии познавательного процесса. По этой гипотезе легко объясняется, почему взрослый человек никогда не упоминает и не имеет никаких вкусовых ассоциаций в момент Сигнала*Змеи – у этой реакции нет значимых пищевых вкусовых составляющих на стадии ее формирования в детстве.
 2.3 *ЛимбическийГлаз
 В научной литературе (Замбржицкий И.А., Пищевые центры мозга, М. «Медицина», 1989) отмечено, что в мозге существует ПРО (один из гипоталамических центров/ядер) RegioPreopticaHypothalami, который является важной частью Hypothalami. Когда этот участок активирован у собаки, она начинает предчувствовать что-то приятное, начинает облизываться и что-то искать. Для нашего исследования важно, что это предчувствие «чего-то приятного»   связано только с едой. Очень характерно,  Другое название ПРО – Гипоталамический*Глаз.
 Согласно Замбржицкому, ПРО играет важную роль в процессе интеграции:
 (1) стимулов окружающей действительности
(2) прошлого опыта
(3) ситуационных рефлексов
(4) аффектов
(5) активности лобных долей мозга.
 В работе Замбржицкого также отмечено, что ПРО играет главную роль в процессе пищевого поощрения за некоторое поведение (*1).
 Итак, в поведении взрослого человека Сигнал*Змеи является демонстрацией/свидетельством некоторого ментального реферативного процесса, который происходит онтогенетически от поисково-манипулятивной реакции младенческого возраста, и работает на глубоком подкорковом уровне.
2.4 Расширение представления о  Сигнале*Змеи через практику его использования
 Рассмотрим многообразие существующего применения Сигнала*Змеи.
 2.4.1 Сигнал*Змеи как маркер
 Прежде всего, Сигнал*Змеи может быть использован как СебеМаркер. Интересно систематизировать слова, сказанные непосредственно перед Сигналом*Змеи, которые оказываются, промаркированы этим Сигналом. Этот СебеМаркер имеет обобщенное значение: «Только что сказанные слова имеют для меня очень важное значение,  на глубоком уровне. Это важно для меня  на архаическом уровне важности». Сигнал*Змеи как СебеМаркер приходит с глубокого уровня подсознания.
 Этот СебеМаркер нельзя декодировать  традиционным путем, т.е. просто суммировав значения слов, отмеченных этим маркером. Уникальной особенностью Сигнала*Змеи как CебеМаркера является то, что даже в очень короткой фразе он может выделить несколько разных семантических нюансов. К примеру, во фразе: «Я могу делать А» CебеМаркер Сигнала*Змеи (СМС*З) может обнаружить несколько смыслов:
 «Я – СМС*З -могу делать А»                    сразу после «Я» или имени СМС*З указывает на эгоцентричность высказывания
 «Я могу делать – СМС*З – А»                   сразу после слова, обозначающего действие СМС*З указывает на действие и подчеркивает его исполнимость
 «Я могу делать А – СМС*З»                      в конце высказывания СМС*З маркирует интегральность всего процесса в целом
 Среди всех этих вариантов третий является наиболее ценным, он указывает на то, что персона позитивно и целостно  вовлечена в выполнение действия. Это указание особенно ценно еще и потому, что этот маркер полностью происходит с подсознательного уровня.
 2.4.2 Установление коммуникативной обратной связи с использованием Сигнала*Змеи
(Терапевтическое оперантное формирование с использованием Сигнала*Змеи в качестве самопоощрения)
 Примечание: терапевтические кейсы приводятся по полному варианту работы:
Tkachev A. V., Topeshko I. N., “Tongue Reactions” (Research in Process and Case Report) in The Milton H. Erickson Foundation Newsletter, 2000, vol. 20, # 3) В полном Варианте опубликована на сайте http://www.openmeta.org/
 В ходе коммуникации с субъектом достаточно несложно подавать какой-либо едва заметный  ответный сигнал каждый раз, когда он демонстрирует Сигнал*Змеи. В результате вскоре на подсознательном уровне субъекта будет установлена коммуникативная обратная связь  и ее легко будет проверить: если  в ответ на сигнал оператора – Алисы, субъект -Чарли выдает Сигнал*Змеи. В результате, Чарли может демонстрировать СебеСигнал*Змеи в соответствии со своими внутренними процессами, а также по сигналу Алисы – ТебеСигнал*Змеи. Когда такая обратная связь установлена, Алиса может утилизировать Сигнал*Змеи Чарли, и для подсознания субъекта это будет поощрением, которое поможет изменить поведение Чарли в соответствии с правилами оперантного формирования. Такой сорт оперантного обучения/формирования, в котором используется собственная физиологическая реакция Чарли, является особенно эффективным и элегантным. В частности, его значение невозможно переоценить, если речь идет о прерывании сознания Чарли. Мы экспериментировали с оперантным обучением такого сорта, когда работали с эмоциональными, поведенческими и даже ментальными проблемами.
 Before describing the cases we would like to point out that all of those cases were not purely therapeutic and contained a great deal of experimental researching work. When used in regular therapy the TR is usually only one of a set of tools arranged according to the therapeutic situation and goals.

 Case 1.

PatientU., 22 years old, professional chess player, wanted to become a grand master. He complained that sometimes he had had failures without any reasons. His abilities were very unstable. His trainer told him that the reason of his failures was psychological and he had to get psychotherapy. U. didn’t want to go through any traditional psychotherapy.
According to his wishes the therapist was talking with him about different successful and unsuccessful games. For many longhoursU.and the therapist discussed U.’s successful and unsuccessful actions, and the same of different famous chess players.
At the first stage of therapy there was the only technique used as a therapeutic interaction: rapport, of course, and a special signal associated with U.’s TR. The therapist used this signal to point out U.’s positive and effective thoughts about good combinations that he could remember from his own and other great chess players’ games.
At the second stage the therapist worked to find out the mental processes preceded the successful moves during U.’s and the other famous chess players games, to U.’s mind. Using the signal for TR therapist succeeded to associate those mental processes with the patient’s TR.  In addition, the therapist asked the patient to think over the successful moves very carefully and this thinking moments were also pointed by U.’s TR. This process of talking and associating the positive mental states and the patient’s TR was continued until the patient started to demonstrate TR spontaneously at right (positive) moments without the therapist’s signal. By this time the therapist decreased the number of the signals and the patient began to demonstrate his own TR when he played successfully and when he thought or talked about successful moves and positive emotional and mental state.
This way the patient’s problem was resolved. U. pointed out that he had had less and less of failures and that it’s not a problem anymore. In addition, his talent was developing further even though he didn’t believe that was possible. At present time, he has plans to become an international grand master.
There were many other nuances but we pointed the most important of them. It is possible to use the same technique for resolving physiological, emotional and behavioral problems. Again we would like to point out that according to our experience this technique doesn’t lead to magic quick results. It requires time and many sessions as well. It takes time to form an effective unconscious automatic system of patient’s self-rewarding and then it takes time for this system to make positive changes. This is especially true in cases of chronicle illnesses and severe emotional problems. The advantages of that technique are mostly noticeable if a patient has negative attitude toward hypnosis and is not very enthusiastic about therapy and when they like to talk. This is highly important because people demonstrate more TR when they are speaking.
 2.4.3 Использование Сигнала*Змеи в ОткрытомТебеЯзыкоиде.
 Мы можем присвоить Сигналу*Змеи любые позитивные значения, сделав этот Сигнал  НевербальнымСигналомЯзыкоида (Ткачев, 1999).  В результате подсознательный ум субъекта воспримет Сигнал*Змеи как  сообщение Языкоида. Таким путем СебеСигнал начинает служить чем-то вроде постгипнотического внушения/якоря, потому что каждый раз, когда субъект будет делать СебеСигнал, он/она автоматически будет активировать эти позитивные значения, которые в то же время будут позитивными самовнушениями.
Этот процесс подобен тому, что д-р Эриксон демонстрировал в своей работе с Манди (Эриксон, 1979), а именно, присваивал значение открыванию глаз Манди: каждый раз, когда она открывала глаза после того, как некоторое время они были закрытыми, она чувствовала освобождение от некоторого негативного переживания.
 Case 2
Patient L., 31 years old, had multiple problems because of her impulsive behavior. While talking, she demonstrated very noticeable TR, she even put her tongue out. When she was talking about her problems and actions, her TR marked the action: “I do – TRM – X”, which corresponded to the cognitive model of her problem: she became involved in some activity without considering its consequences. When she did TR after the verb of action her TR functioned as a self-reward and thus stimulated the whole process of impulsive behavior.
At the first session a stable feedback was established so when the therapist demonstrated his special signal she responded with her TR.
At the second session the therapist was discussing her problems with her and every time when she had spontaneous TR he interrupted (pattern interruption) her and asked to repeat the last words. This way the meaning “repeat” was attached to the patient’s TR (secondary word).
At the next session when L. demonstrated TR the therapist gave the signal and asked to repeat the words with some other meaning.
Then the therapist continued to maintain this association until there was built a stable regularity: every time after the therapist’s signal L. stopped, demonstrated her TR and repeated the last words with different meaning. That was the model of thinking over and considering different aspects of her future actions.
At the fifth session a light trance was induced and the metaphors were told about somebody who was thinking of doing something and considered all the circumstances and consequences and then acted or didn’t. In those metaphors the key words were pointed by the signal, which reinforced the suggestion. And every time the therapist’s signal was used as an associational suggestion as if the signal meant: “Think about your actions, consider the results and reward yourself for that thinking and also think about your past actions”.
Some time past and L.’s behavior had become more stable and goal directed.
We don’t know how long this effect stayed after it was set. At present, she phones to tell a few words. When she talks she demonstrates her TR at the same place as it was during the therapy, i.e. after the words of considering the results of her actions.

 Комментарий

В этом случае терапевт использовал технику соединения Сигнала*Змеи субъекта и значения «оценивай то, что ты собираешься делать». Затем ЯР были перемещены в нужное место, где они могли служить самопоощрением.
 2.4.4 Переформирование Сигнала*Змеи в ЯзыкДа/НетСубстрата

Case 3

A patient A., 27 years old, married and pregnant at the time of therapy. A.’s problems were caused by her life situation. Her husband was going to move to another place, get a stable position and then take her there. This supposed to take quite a long time and she didn’t feel emotionally involved in this plan. She didn’t feel certain about their relationship though there were no reasons for such uncertainty. In order to participate in the plan actively and positively and to give birth to their child she needed to feel sure that their marriage will stay stable and that she will cope with all the problems.
During the first meetings with A. every time when she demonstrated well-formed TR the therapist interrupted her and said “yes” in an emphasized manner, so all the said words turned to sound affirmatively. When A. demonstrated small TR the therapist said “no” so all the said words turned to sound with negation. The therapist continued to make those associations until A. herself started to demonstrate very noticeable TR when saying something affirmatively and a very small ones when saying something with negation.
That was the establishment of secondary words “general yes” and “general no” (they are secondary because not words but nonverbal signals became the bearers of the meanings).
At the second session the therapist checked the association of TR and the meanings “yes” and “no” and then conducted 6-step reframing. He asked the patient’s unconscious mind to find new ways of becoming certain about her future. All the objections were utilized.
The 6-step reframing is the procedure where unconscious mind gets instructed about some steps that are to be done and when done it makes the signal “yes” and if there are some objections it makes the signal “no” and the objections are to be resolved. In a medium trance A. demonstrated strong TR, which was “yes” response. Very soon after the session A. reported that her problem was resolved and that she felt positively involved in the plan. Her husband left, she gave birth to her baby without any medical problems.
There was one additional problem shortly after the described therapy. At some moment when she knew her husband had some problems at the new place she got problems with lactation. A. asked the therapist if it were possible to ask her unconscious mind to produce more milk for the baby. During a short visit the therapist checked if her unconscious mind remembers the reactions she demonstrated during the first trance and it showed readiness to communicate but the therapist didn’t induce trance. When she demonstrated TR at the very beginning the therapist repeated the ritual of the first session and asked her unconsciousness to find new ways of becoming sure in positive future despite all the difficulties. He asked her unconsciousness to find such a feeling of certainty that would increase her lactation and give a signal “yes” when this would be done. After that procedure the therapist kept talking with A. The therapist waited for the time of usual breast-feeding which supposed to be approximately 40 minutes after. At proper time A. told that she had got milk and that was confirmed with her TR. After that session she continued to breast-feed her baby until it was more than one year old.
 2.4.5  Применение Сигнала*Змеи для получения ясности в запутанных случаях терапевтических случаях
 Мы также используем процедуру построения ассоциативной связи между  Алисой и Сигналом*Змеи от Чарли, когда Чарли не только страдает от серьезной проблемы, но еще и проблему сопровождает сорт ментальной «запутанности»   и усложненной личной/субъективной информацией и эта информация требует специального анализа.
В таких случаях мы проводим первоначальное интервью, задаем субъекту довольно-таки прямые вопросы о проблеме и ассоциируем все Сигналы*Змеи субъекта с субсенсорным невербальным якорем. Когда эта связь построена, мы задаем дополнительные вопросы о более глубоких корнях этой проблемы и после каждого вопроса активизируем якорь. Постепенно ответы Чарли становятся все более адекватными, ассоциации уместными, запутанный комплекс негативных чувств, физиологии, прошлых событий, актуальных для настоящего интерпретация выстраиваются в линию, становятся структурированными и ясными. С такой техникой гораздо проще получить у Чарли инсайт.

 Case 4

PatientI., 28 years old, married, has a 4 years old child. Her story began when her husband, a dentist, decided to set his office in their apartment. That was very good business decision (they were not wealthy) but she started to swoon at home without any visible reasons. Her explanation was that she couldn’t stand medical smells. But that never happened to her before. She described that at some moments she felt asphyxia, her heart didn’t work right, and she couldn’t breathe, so she could faint any time. Some time later she started to feel smells in different places other than their apartment and those smells caused her the same terrible problems. Her husband stopped working in his office, they closed it but it didn’t help. This reaction could happen even without any real smells. She also had a strong phobic reaction that it could happen again and that she may die of it.
When she came to us she had been suffering this for two years. During that time she had visited different specialists, took medications, but nothing could help her. She was on psychoanalysis, hypnotherapy and some sort of physical treatment. Some of those specialists worked with her fear but they bumped into her real physiological chock. Some of them tried to treat her physiological problem as an allergic response but her terrible fear impeded their efforts. All she told about all this treatment that it “was not right”.
At our first session, beginning from her first words the therapist was associating her TR and the special nonverbal signal. We continued to ask her gently what she could say about the reasons of that problem and every question was finished with the signal for her TR. The patient told that there are many reasons that can be mentioned and used effectively but everything should be done “in a right order”. That communication was conducted according to her wishes and associations began to come to her mind.
That is very typical for TR technique that the patients keeps very stable positive attitude toward therapy and starts to bring memories-associations that are closely connected to the problem. All those associations are relevant and useful for therapy. It is also important that those memories being very dramatic didn’t chock her. She was calm and in a rather positive emotional state and her physiological reactions were controlled. The line of memories looked like a smooth insight.
The first memory that came to her mind was of the time when her husband working in a dentist clinic had sort of a short romantic relationship with one of women in the clinic. This causedI.a hard time. That was before her smell-problems.
We can comment that since that time the medical uniform had become a symbol of betrayal, when she saw it at home it was as if something threatened her marriage right at their  home.
Her second memory was about her cousin. She was older thanI.and they were very close friends. WhenI.was about 8 her cousin died because of severe inflammation on her face. Parents took her to a hospital; in fact they visited several hospitals but none of medical doctors helped her. Several hours later she died at home.
This unconscious memory that she hadn’t think about for years was also connected to her present problem. She herself guessed that now when a doctor “who also works with some part of a faces” (a dentist) is in her home something terrible can happen to her or her child. By the way, she also guessed that her husband’s profession is quite symbolical for her. She had chosen this man because unconsciously she wanted to have a medical person in her life.
The third memory was about the cousin’s funeral: there were many people and a lot of flowers. There were so many flowers that some of them were kept in a white bathroom.I.remembered the strong smell of all those flowers and she had a headache and she couldn’t breath.
At present her husband’s office was white and there were strong smells, and again this unconscious association had led her to an unconscious conclusion that something so terrible as death could happen at her home.I.worried very much about her husband’s patients but they all felt alright so she herself began to suffer.
The fourth association was from her early childhood. When she was approximately 4 her mother was pregnant andI.expected to have a brother or sister. Her father took her mother to a hospital for delivery. But her mother came back home alone, and nobody explained that to the girl. I. remembered that being home she and her friend were looking for the baby in the appartment and for some reason they decided that the baby was like a doll hidden somewhere.I.also remembered that she had a strange guess that the baby is hidden in the bathroom.
All the unconscious experiences got focused whenI.and her husband decided to get the second child. That was at the same time when he started to see patients at his home office.
All these discoveries took three sessions altogether, each lasted for about an hour. WhenI.realized all those connections she felt herself much better already. She clarified her relationship with husband concerning his past passion. But she still had a strong fear of the dentist office at home and still couldn’t stand the strong smells.
In a medium trance she was instructed to breathe even and calmly even in the cases when her nose felt some unpleasant smells. She had got a straightforward task to train herself deliberately by smelling different strong-smelling things. She succeeded. Then there was a task to open the office that was closed for a long time and help her husband to prepare it for the work. She succeeded with that, too.
The whole therapy took about 10 sessions and lasted for a month and a half. By the end she had no fear of smells or medical offices, and she had no unpleasant physiological reactions.
Во многих подобных случаях Сигнал*Змеи может быть использован для упорядочивания содержания, сообщаемого субъектом, что является чрезвычайно важной задачей. Результатом этой процедуры всегда является то что Чарли вспоминает/открывает и сообщает некоторую нужную и важную ассоциацию, которая ведет к самому первоначальному опыту-причине.    Почти всегда мы используем эту технику, работая с наркоманами, потому что у них особенно сложно найти первоначальную причину проблемы: эмоциональные проблемы привели к наркомании или они появились позднее. Эта техника используется при работе с теми, кто принимал наркотические вещества длительное время. Обычно причины, которые вызывают их аддикцию, смешаны и запутаны. Сигнал*Змеи  помогает рассортировать  их и выбрать из них самые существенные. Ассоциативные линии, получаемые таким путем, всегда ясные и мощные. Зная этот материал, Алиса может воздействовать на поведение Чарли и решить проблемы, являющиеся корнем всего.
Кроме того, использование Сигнала*Змеи помогает обнаружить новую информацию и привести не просто к глубокому прошлому и невротическим комплексам, а к совершенно особенным первоначальным моментам.
 Case 5
Patient K., 23 years old, ex-drug abuser, had been taking drugs for a long time, including one year of heroin up to three times a day. The patient went through an intensive course of medications and psychotherapy. By the time he came to us he hadn’t taken drugs for two months. He succeeded to control his life without drugs but sometimes (rarely) he experienced a very short unbearable impulsive thirst for drugs.
Thorough interview with the use of TR didn’t lead to his past either anywhere else, probably because his psychotherapist worked very well. We continued asking him questions and making the signal for TR. And all of a sudden K. spontaneously went to a trance and told the stimuli of this short thirst. He told that for some very short moment he got a distortion of perception which then he forgotten immediately. For example, he could hold a cup of coffee and for one short moment he could see his coffee as if it was a prepared drug. K. called these local distortions of perception “bits of drug past”. Those distortions were utilized and removed successfully.
And it was not once that we found such “bits of drug past” and often it was some special distortion of perception. If not found, it provoked drug abusing even after a gigh professional treatment. Those “bits” are not found without a special search and the techniques with the use of TR help to discover them. In the case 6 we have described the most intricate distortion of perception that provoked drug abusing after a regular treatment.

 Case 6

Patient D., 18 years old. He told about his distortion of perception. He used to smell heroin through a small tube made of a ten ruble banknote so when he saw the banknote or some white powder he had a hallucination of a ten ruble tube near his nose and the tube was becoming bigger and bigger and millions of crystals rushed to him through this tube. He was forgetting this hallucination immediately but it was a very strong hook and it caused him a strong impulse to smell the drug.
It was very interesting for us to discover such a strange image so we used the signal for TR and that helped D. to recollect all the associational line. He was able to recall that Russian ten rubles bank note is green as the American money and that he watched an American movie where a character smelled drug through a ten-dollar bill. On the screen the ten dollar tube became bigger and bigger and millions of crystals rushed to him through this tube. The patient assured us that he saw this movie on TV many years ago, before he started to take drugs. Later this suppressed memory led him to his own distortions of perception, similar to momentary hallucination that provoked his drug abusing.

3. Обсуждение

Мы описали эти примеры для того, чтобы привлечь внимание к такой интересной физиологической реакции как языковая, обозначенная нами как ЯР. Хотелось бы пригласить профессионалов к исследованию этой реакции и ее терапевтического применения в сложных случаях, когда проблема охватывает физиологию, имунную систему, когда имеют место хронические заболевания. Прошло некоторое время с того момента, как первый из авторов начал экспериментировать с этой реакцией, так что теперь он вводит сигнал для присоединения к ЯР субъект с первой минуты терапевтической коммуникации. Было замечено, что такое присоединение сигнала к реакции происходит автоматически.  Иногда автор замечает, что посылает сигнал для ЯР еще до того, как субъект продемонстрирует ЯР, и субъект тем не менее выдает ЯР в ответ на сигнал. Это приводит автора в замешательство, так как он не замечает сознательно, когда происходит установка соответствующего сигнала.
Другой вопрос, который также приводит автора в замешательство, произошла ли генерализация и как его подсознательный ум может так быстро вызвать ЯР в качестве коммуникативного реагирования. Автор может предположить, что если это правда, то это похоже на то, что писал д-р Эриксон о своей работе: “I know what I am doing but I don’t know everything that I am doing”. Теперь потребовалось бы специальное исследование,  чтобы изучить, как именно автор так быстро устанавливает ассоциацию между своим сигналом и ЯР субъекта. Это особенно важно для того, чтобы оценить терапевтическое значение использования ЯР в случае с усложненными проблемами.

Case 7

Recently the author presented at a seminar and at some moment when he saw that one of participants was sitting motionlessly with his hand stretched cataleptically, and he was trembling. Even his glance was stopped. The other participants were puzzled and said: “We’ve got a problem”. The author interrupted the situation and came to the man. He sat to the right of the man, clasped him with his left hand and took the man’s right wrist very firmly in his right hand. The author felt that the man was trembling and shook impulsively. In a mechanical way the author concentrated the trembling in his right hand so that the man’s hand started to shake rhythmically with a big amplitude. According to this rhythm the author started to tell emphatically: “Relax. Relax…” It didn’t take a long time to tell this instruction ten times and the author to his own surprise heard his own signal for TR. In response the man swallowed and his body relaxed. He felt better.
Then the author proceeded the same way, the man came to a normal state and went home. The seminar participants explained that the man had two neurosurgeries because of tumors of his left-brain and that this accident wasn’t unusual. But before it took him more time to come to a normal state.
The author remembered very well that he didn’t talk to the man before the seminar and so he couldn’t set the association of his own communicative signal and the man’s TR. The man was sitting silently from the very beginning of the meeting and didn’t demonstrate any TR so the author even thought that he is the one who has no TR.
Here comes the question, if the association between the author’s signal and the man’s TR was set – then how it happened. This question can be answered only by a special research.
In addition, the author noticed that the professionals who master the TR technique learning them from the author get to the level of generalized automatic skill much faster then the author did.

 2.4.6 Значение Сигнала*Змеи в Эриксонианском подходе

 В данной статье нами описано исследование, проведенное не в лабораторных, а в терапевтических  и жизненных естественных условиях. Было несколько причин, побудивших нас предпринять это исследование:

 (1)    Слова д-ра Эриксона: “I think it is tremendously important that you observe everything that’s possible”. В настоящий момент для нас совершенно  удивительно, как могут люди не замечать такие явные Сигналы*Змеи.

(2)    Д-р Эриксон уделяет особое внимание всему, что связано с вкусовой реакцией, у него часто встречаются упоминания процесса еды как в метафорах, так и в техниках возрастной регрессии.

(3)    Нам представляется, что глубина содержания метафор д-ра Эриксона недооценена, в частности уровень их буквализма. Например, в метафоре о лошади, которая возвращается на ферму, говорится, что Эриксон не давал ей останавливаться и щипать траву вдоль дороги. Так же очень важным представляется такая деталь, как то, что Эриксон направлял ее ход с помощью поводьев, а поводья, как известно, крепятся у лошади во рту.

 3 Сигнал*Змеи есть СубстратныйСигнал«Я»

 Обобщение представления о  Сигнале*Змеи через практику его использования подводит к мысли о том,  что такой «могущественный» сигнал может быть только сигналом, который связан с «Я», и, вероятно, является прямым СубстратнымСигналом«Я».

 3.1 ТематическийСебеЯзыкоид«Я». Таблица примеров.
 Видеоанализ актерской игры подтверждает, что Сигнал*Змеи, фактически является ТематическийСебеЯзыкоид«Я».
Таблица смысловых контекстов Сигналов*Змеи
№/№
Смысловой контекст Сигнала*Змеи
Наличие личных местоимений(иные интерпретации)
1
2
Развод это мое  личное дело
мое
2
4
Машина мне очень понравилась
мне
3
6
Ты здесь живешь? (в контексте сравнения со своим жильем)
ты/я
4
8
И царь такой натуральный
?
5
9
Да она ведьма – честно признаться (мне)- да
она/я
6
10
Здесь у нас живой царь – (а) я не пьющий
я
7
11
мой отец служил офицером в индии
мой
8
12
Нет, нет, (я) прошу вас, останьтесь…но самое интересное впереди
я
9
13
в честь открытия  дворца мы здесь посоветовались
мы/я (по контексту)
10
14
Он (я за него) говорит(ю) – приятного аппетита
я
11
15
Они (я за него) вас зарежут
я
12
16
я завтра должен уехать
я
13
17
–ну что ж ^передайте Нине^что я согласен^
я
14
18
я что, – зверь?
я
15
19
–Здравствуйте^меня назначили (адвокатом)^Валентин Константинович (обращение)^это мое первое дело^просить более опытного адвоката^ 
менямое
16
20
–Спасибо^Валентин Константинович (обращение)^У вас была личная  неприязнь с Папишвили?^^
Адвокат защиты на суде
17
21
–я русский язык  не хорошо знаю^он постучал в дверь и сказал что тоже хочет^
я
18
22
мне приятно
мне
19
24
–Валентин Константинович, хорошо сейчас в горах?^–ничего особенного^
Первый пилот, второй пилот, летящего самолета
Примечание: Значок «^»  обозначает границу отдельного смыслового контекста для от данного Cигнала*Змеи
References
1. Tkachev A. V., Topeshko I. N., “Tongue Reactions” (Research in Process and Case Report) in The Milton H. Erickson Foundation Newsletter, 2000, vol. 20, # 3)
2. A. Tkachev, Secondary Languages in Psychotherapy and Life. Perspectives of the use in education, In: Ecology of Human beings, vol. 2, “The health of Nation: Education and Spirituality. The International Congress of UNESCO. New Technologies of Science and Education at the Threshold of III Millennium”Novosibirsk-Moscow, 1999, p. 210-225
3. Dr. Erickson, “The Artistry of Milton H. Erickson, M.D.” video tape 1979
4. Ronald Havens, “The Wisdom of Milton H. Erickson”,IrvingtonPubl.,New York, 1985

Нет комментариев