статьи Андреаса НЛП Что такое НЛП? (What is NLP?)

<….Я учу процессам НЛП участников национальных конференций по психотерапии уже много лет, а наблюдаю за всеми демонстрациями работ других психотерапевтов, насколько это возможно, особенно, когда они хотят действительно продемонстрировать то, что они делают. Практически во всех случаях, та работа, которую я могу сделать с помощью НЛП, — намного превосходит другие подходы и гораздо целостнее их. Поскольку область знаний НЛП продолжает развиваться и обретать новые различия, мы способны делать с каждым годом все больше.>

Стив Андреас

Вопрос «Что такое НЛП?» немного похож на вопрос «Что такое физика?», поскольку существует множество разных ответов на него.

Один ответ состоит в том, что НЛП способно выполнить то, что было обещано при зарождении психологии сто лет назад, но так и не выполнено — практический способ понять наше мышление и наше поведение, который может быть использован для совершения быстрых и полезных изменений в наших жизнях.

Другой ответ состоит в том, что НЛП изучает структуру субъективного опыта, внутреннюю работу наших разумов, и то, как использовать это знание для увеличения числа наших выборов. Обычно, многое из этой структуры находится в бессознательном, или предсознании. Однако, многое из этой структуры также может стать осознаваемым, может быть изменено и затем стать бессознательным и автоматическим снова.

Кто-то описывал НЛП как «когнитивно-бихевиоральную терапию на стероидах», поскольку, имея в основе схожую направленность, НЛП делает гораздо более точные различия и включает в себя много специфических процессов, принципов и пресуппозиций, которые производят изменение куда быстрее.

Есть и другое описание: НЛП это коллекция методов для достижения определенных личных результатов вместе с общим пониманием как они все работают, которое может быть использовано для разработки новых методов.

НЛП иногда описывают как прагматическую методологию моделирования человеческого превосходства, которую можно применять в любом контексте, который включает по меньшей мере одного человека. После моделирования, каждый может изучить модель для того, чтобы изучить навык, это некий образчик затасканного термина «ускоренное обучение».

Кто-то подметил, что «человеческий мозг — единственный самоподдерживающийся многоцелевой компьютер, который может произведен неквалифицированным трудом». Также, это единственный компьютер, который только частично может быть запрограммирован на фабрике и в комплекте с которым не идет руководство. Мозг ребенка не имеет тех программ, которые есть у нас, взрослых, и не существует инструкций к его операционной системе или способу их программирования.

Несмотря на то, что есть расхождение во мнениях о том, какого типа компьютером является мозг, ясно, что на входе мы принимаем информацию через органы пяти чувств, обрабатываем их множеством различных способов, используя наши способности вспоминания, прогнозирования, связывания различного рода опыта, и делая обобщения из них, и затем на выходе мы имеем поведение и реакции. Поведение или реакции на выходе могут становиться дополнительным материалом на входе, который затем будет обработан, и бесконечный кибернетический процесс.

Поскольку у нас нет руководства пользователя — и клавиатуры — в основном, каждому из нас приходится программировать себя самому, с некоторой помощью родителей и других людей. Несмотря на лучшие усилия наших родителей, многое из такого программирования было случайным и хаотичным, и зачастую являлось результатом случайных событий, некоторые из которых были поддерживающими, а некоторые — травматическими. Многое из того, как мы запрограммированы, работает достаточно неплохо, в то же время некоторые части обычно не работают ни на грамм хорошо.

Итак, следующее определение НЛП состоит в том, что это руководство по использованию человеческого мозга, «программное обеспечение для нервной системы человека», которое может быть использовано, чтобы перепрограммировать себя, когда мы не удовлетворены нашими реакциями.

Данных описаний может быть и так уже больше, чем многие хотят прочитать. Тем, кто хочет немного более специфического описания что представляет из себя НЛП и как оно отличается от большей части психологии и психотерапии, я предлагаю читать дальше…

Три разных аспекта любой области знаний.

Мы можем использовать такую область знаний и исследований, как физика, в качестве образца для понимания различных аспектов НЛП. Физику можно разделить на три разных уровня:

1. Практическая технология, посвященная конкретному применению науки в реальном мире, от строения мостов, устройства сотовых телефонов и космических аппаратов, до определения свойств атомов, вирусов и жизни в целом — включая все, что находится между двумя этими полюсами. Эта технология имеет форму рецепта, рассказывает нам, что нужно сделать для того, чтобы достичь определенных целей или результатов, так же, как рецепт приготовления торта является надежным способом получить этот торт. Как сказал Пол Валери, «Термином наука не нужно называть ничего, кроме собрания тех рецептов, которые всегда успешно работают. Все остальное — литература.»

2. Методология или теория, набор понятий, который направляет дальнейшее развитие и использование этой технологии. Методология включает в себя все идеи, которые у нас есть по поводу технологии, и то, как они, по нашему мнению, связаны. Как сказал Эйнштейн, «Нет ничего настолько практичного, как хорошая теория.»

Основной принцип — определенный множеством психологических экспериментов — мы не можем знать объективной реальности, у нас есть только «карта» реальности, сформированная нашими органами чувств. Этот принцип был сформулирован Альфредом Коржибским в книге Наука и психическое здоровье: «Карта — не территория.» В нашей карте всегда будут пробелы, ошибки и опущения. Карта может быть очень полезной и практичной, но она никогда не будет полностью соответствовать реальности, которую она пытается описывать. Если бы она полностью соответствовала, она была бы настолько полной, сложной и приводящей в замешательство, что она не была бы уже полезна как карта.

3. Эпистемология, как мы знаем то, что мы знаем; способ, с помощью которого решаем, какие свидетельства использовать для определения истинности когда мы проверяем и технологию, и методологию. В основе эпистемологии физики лежат научные эксперименты: проверка наших прогнозов и результатов всеми способами, которыми мы можем, используя столько элементов управления, сколько мы можем использовать. Эта проверка и отличает науку от догадок, откровений и предрассудков.

Три разных аспекта НЛП.

1. Технология

Как и в физике, в НЛП тоже есть большое число различных паттернов, рецептов и инструкций, которые могут быть использованы для того, чтобы помогать людям получать конкретные результаты. Это делается путем изменения нашего опыта — в нашем восприятии, нашем мышлении, наших действиях и наших чувственных реакциях на события.

Применение в образовании включает обучение людей правописанию, стратегиям быстрого освоения иностранного языка, запоминания и припоминания фактов и правил, пребывания в позитивном состоянии для легкого обучения и способы трансформации «неспособностей к обучению» в эффективное мышление и обучение, и т.д.

Применение в психотерапии включает способы трансформации неприятных ощущений, изменение нежелательных привычек, таких как курение, переедание, кусание ногтей, излечение фобий, страхов, беспокойств, разрешение от горя, стыда, вины и других внутренних конфликтов, устранение аддикций, навязчивого поведения, ПТСР и др.

Применение в коммуникации включает в себя знание как использовать язык — как первичный смысл слов, так и скрытый, как в эксплицитном виде, так и в метафорическом — чтобы складывать информацию в последовательности и комбинировать ее для быстрого изучения, точной передачи этих знаний другим людям, как развивать раппорт, как вести переговоры и разрешать конфликты, как становиться близким к людям тогда, когда вы этого хотите, как устанавливать эффективные границы и т.д.

Применение в спорте включает в себя способы мотивации для того, чтобы придерживаться программы тренировок, полностью концентрироваться на исполнении и игнорировать отвлекающие факторы, как достигать превосходства в любом виде спорта, как использовать те же самые мыслительные и двигательные стратегии, которые используют звезды атлетики для достижения успеха, и т.д.

Применение в бизнесе и организациях включает в себя способы разработки новых творческих альтернатив поведения для разрешения проблем, разработки удовлетворяющих решений и детальных планов для воплощения их, как достигать цели на собраниях, как определять и выбирать потенциальных служащих и партнеров, у которых есть навыки, необходимые для команды, как согласовывать результаты, как управлять в том стиле, который подходит вашей компании и подчиненным и т.д.

2. Методология

НЛП имеет связный набор идей и понятий, который может быть использован для широкого применения технологии.

Модальности

В НЛП базовым понятием является то, что весь наш опыт состоит либо из опыта, в данный момент получаемого от органов чувств (сенсорно-обоснованного), либо внутренних репрезентаций сенсорно-обоснованного опыта, полученного в прошлом и вспоминаемого, либо прогнозируемого в будущем. Мы не можем познавать мир напрямую, только через репрезентации мира, которые мы выстраиваем из того, что мы получаем от наших органов чувств. Эти репрезентации всегда включают одну или более из числа следующих пяти модальностей: визуальную — зрительные образы, аудиальную — звуки, кинестетическую — ощущения, олфакторную — запахи, и густаторную — вкусы. В то время, как две последние модальности играют важную роль при приготовлении и выборе блюд и других контекстах, например, личной гигиены или изготовления косметики, большая часть нашего мышления и реагирования является комбинацией трех основных сенсорных модальностей: визуальной, аудиальной и кинестетической.

Эти сенсорные модальности являются строительными блоками, или «атомами» всего нашего опыта. Даже наиболее абстрактные слова и концептуализации состоят из неких комбинаций образов, звуков и ощущений. Эти разные модальности могут быть объединены в один момент времени, или могут быть объединены в последовательность, похожую на линейную компьютерную программу, в которой, например, за образом певца следует песнь, которую он поет, а за ней — ощущения, которые являются реакцией на эти звуки. Мы можем научиться умышленно переорганизовывать эти «атомы» опыта для того, чтобы решать проблемы и достигать тех результатов, которые мы желаем. Давайте рассмотрим одно практическое применение этой методологии, изучение правописания.

Применяем методологию модальностей к технологии

Правописание это простая задача на механическое запоминание, в которой результатом является способность получить доступ к правильной последовательности букв в ответ на звучание слова (или в ответ на образ, который обозначается некоторым словом). Когда это сделано, слово может быть записано, или человек может озвучить последовательность букв, как во состязаниях по орфографии. Человек, делающий ошибки в правописании, пользуется одним из двух методов, которые работают не очень хорошо:

  1. Творческий неграмотно пищущий человек старается сконструировать визуальный образ слова, которое нужно написать, используя творческое зрительное воображение, вместо того, чтобы использовать зрительную память чтобы визуализировать слово именно так, как он видел его в прошлом. Многие правши смотрят от себя влево-вверх, чтобы получить доступ к правому полушарию своего мозга для зрительного вспоминания, и смотрят вверх-вправо, чтобы получить доступ к левому полушарию мозга для творческой визуализации. Творчество — это чудесная способность переорганизовать опыт и выработать новые возможности, но эта способность не подходит для правописания, потому что правописание является задачей на механическое запоминание, которое требует не быть в данный момент креативным.
  2. Некоторые люди пробуют озвучить слово аудиально для того, чтобы выявить, какие буквы подходят под звучание слога или фрагмента слова. В английском языке это невозможно для примерно 40% слов, потому что очень странная система правописания в английском языке весьма сильно усложняет задачу буквенного отображения какого-либо слова. Несмотря на это, многие школы предпринимают попытки научить детей правописанию именно по этому методу, названному phonetics, «фонетический». Ирония состоит в том, что в английском языке нельзя правильно написать слово phonetics пользуясь фонетическим методом! (прим. переводчика — так, пользуясь фонетическим методом в русском языке можно записать звучание слова «вариант» как «врянт» и никак иначе).

Фонетический метод замечательно работает при чтении, которое требует переходить от написанного слова к его озвучиванию. Но это иная задача, нежели чем правописание, при котором вы делаете диаметрально противоположное, и переходите от произносимого слова к его написанию. В испанском языке все слова пишутся точно так же, как они звучат, поэтому стратегия правописания, основанная на аудиальной модальности, работает замечательно, и не служит источником проблем в школе — в испаноговорящих странах практически невозможно найти неграмотно пищущего человека. (прим. переводчика — аналогично и в белорусском языке — как слышится, так и пишется).

Правильно написание. Технология обучения детей правописанию проста до смешного. Вы просто говорите детям взглянуть на слово, написанное на доске, затем просите их закрыть глаза и отвести взгляд вверх-влево (с их позиции), чтобы увидеть вспоминаемый образ слова, и затем заметить чувство узнавания, которое позволит ребенку узнать, что он видел это слово раньше. Затем им понадобится лишь записать внутренний образ слова на бумагу или озвучить вслух буквы, если они участвуют на состязаниях по орфографии. Даже в испанском языке это более эффективно, чем озвучивать буквы, потому что гораздо быстрее получить визуальный образ слова, нежели чем слушать последовательность звуков. Для того, чтобы больше узнать о стратегии правописания НЛП и как учить ее или преподавать, читайте «Сердце разума», гл. 2.

Субмодальности

Дальнейшее развитие методологии НЛП — это осознание, что каждая из первичных сенсорных модальностей может быть подразделена на более мелкие параметры или элементы, называемые субмодальности, каждая из которых тоже может быть изменена, чтобы повлиять на наш опыт. Если модальности это «атомы» нашего опыта, то субмодальности являются «субатомными частицами» опыта, которые позволяют атомам нашего опыта приобретать совершенно различные свойства.

Визуальный образ может различаться следующими характеристиками: расстояние от наблюдателя, расположение в пространстве и размер. Он может быть плоским (2-D) или 3-D (голографческим, объемным), обрамленным или панорамным, ярким или тусклым, движущимся или застывшим, цветным или черно-белым. Вы можете быть внутри воспоминания, как будто событие происходит снова, или вы можете видеть себя в нем со стороны. Визуальное воспоминание, которое представляет собой крупное, близкое, объемное, цветное панорамное кино, будет гораздо сильнее воздействовать на вас, нежели чем маленькая, далекая, плоская, заключенная в рамку черно-белая фотография. Вы можете легко подтвердить это в вашем собственном опыте, представив себе одно и то же воспоминание двумя этими способами.

В аудиальной модальности звук может различаться по расстоянию от слушателя, расположению в физическом пространстве и громкости. Он может быть односторонним или стерео, сильно различаться по темпу, тону, тембру и частоте, и вы можете слышать его, как находясь снова внутри панорамного опыта, или вне его, как будто вы слышите его, исходящим из магнитофона или CD-проигрывателя. Громкий, близкий, насыщенный и панорамный звук имеет гораздо большее воздействие, нежели чем слабый, отдаленный и исходящий из одной точки. И снова, вы можете легко подтвердить это в своем собственном опыте, проиграв музыкальное произведение в голове обоими способами и заметив разницу.

Кинестетически ощущение могут различаться по интенсивности, длительности и месторасположению. Оно может различаться по температуре, давлению, плотности и пространственных пределах ощущения. Оно может быть поверхностным тактильным ощущением или внутренним эмоциональным ощущением. Вспоминаемое ощущение — сильное, движущееся и вовлекающее все тело, будет оказывать гораздо большее влияние, чем ощущение слабое, спокойное, затрагивающее лишь малую часть вашего тела. И снова вы можете попробовать это в вашем собственном опыте, вспоминая одно и то же ощущение разными способами, чтобы убедиться в правоте этих слов.

Модальности предоставляют три альтернативных способа репрезентации опыта, предлагая выбор. Субмодальности предлагают сотни различных альтернатив, которые можно сочетать различными способами, создавая сотни тысяч различных альтернатив для еще большего выбора. Давайте рассмотрим несколько практических применений этой методологии.

Применяем методологию субмодальностей к технологии

Потрясение. Когда мы что-то не делает нас счастливыми в жизни и мы приходим к заключению, что «у нас проблема», зачастую главное, что происходит, – это потрясение или замешательство, являющееся результатом информационной перегрузки. Вокруг нас очень много информации, она приходит слишком быстро, чтобы мы успевали ее хорошо обрабатывать. Представьте попытку уделять внимание шести людям, говорящим с вами, одновременно, и вы почувствуете подобное потрясение, но у некоторых людей все даже хуже. Зачастую человек может иметь пять-шесть кинофильмов, которые проигрываются в его голове одновременно — крупные, близкие, в ярких тонах и с громким звуком. Это также справедливо для тех, кто страдает от синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и других сложностей с обучением. Со всеми этими кинофильмами, которые проигрываются все одновременно, невозможно обрабатывать их и очень сложно замечать, что происходит вокруг, или пытаться что-то совершить.

Достаточно просто научиться фокусироваться на каком-то одном из этих внутренних кинофильмов, позволяя другим удалиться от вас на расстояние и стать меньше, тусклее, черно-белыми и более тихими. Когда на переднем фоне лишь один ролик, которому вы уделяете внимание, вы можете легче обрабатывать информацию, а потом можете позволить ему удалиться достаточно для того, чтобы на переднем фоне появился другой кинофильм, и вы начали обрабатывать его.

Фобия/насилие. Любой, у кого есть фобия, или другая травма, ПТСР, переживание насилия и др. – вспоминает ужасный опыт, находясь внутри него, словно испытывая его снова и снова. В результате, они испытывают все ужасные ощущения, которые они испытывали в действительности. Другие люди, которые также пережили ужасные события, могут вспоминать их без дискомфорта, потому что они видят их как наблюдатель, смотрящий кино на экране кинотеатра, словно это происходит с кем-то еще. Поскольку они снаружи этого опыта, они не испытывают тех чувств, которые имели, находясь внутри его. Они либо чувствуют себя нейтрально, либо испытывают те чувства, которыми мог бы обладать сочувствующий наблюдатель. Можно легко научить фобика взять воспоминания об ужасном событии и спроецировать их на киноэкран, чтобы человек мог реагировать на эти воспоминания нейтрально, см. «Сердце разума», гл.

Горе. Структура горя прямо противоположна фобии или травме. При фобии человек вспоминает ужасные переживания, находясь внутри них, и испытывает ужасные чувства снова. В случаях горя человек вспоминает замечательные переживания, находясь снаружи них, и таким образом не может переживать драгоценные ощущения, которые он переживал совместно с ушедшим человеком. Поскольку структура горя противоположна фобии, разрешение горя следует выполнять обратным образом — вспоминая пребывание с ушедшим человеком, находясь внутри особенных воспоминаний об этом человеке, таким образом имея возможность заново испытывать все хорошие чувства, которые когда-то были пережиты совместно. См. «Сердце разума», гл. 11.

Эпистемология

3. Эпистемология НЛП зиждется на тех же основах, что и эпистемология физики и всей науки в целом. Мы обнаруживаем истинность чего-то посредством экспериментов и проверок, и это процесс, который может приостановиться, но который никогда не останавливается полностью, и который постоянно расширяет, пересматривает, обогащает всю область знаний. Любой паттерн или метод в НЛП включает способы проверки, является ли каждый шаг успешным или нет, используя невербальные сигналы как первичную обратную связь, наряду с вербальным раппортом.

Даже несмотря на то, что НЛП еще во младенческом возрасте — ему всего 35 лет — оно уже включает в себя широкое разнообразие практических процессов и последовательную и связную методологию, лежащую в основе конкретных методов. Эти расширенные понятия задают рабочую рамку для развития новых методов и их оценки. Эту методологию также можно использовать для понимания работы и исправления тех методов, которые уже разработаны другими людьми — интуитивно, или же в рамках других направлений.

Я учу процессам НЛП участников национальных конференций по психотерапии уже много лет, а наблюдаю за всеми демонстрациями работ других психотерапевтов, насколько это возможно, особенно, когда они хотят действительно продемонстрировать то, что они делают. Практически во всех случаях, та работа, которую я могу сделать с помощью НЛП, — намного превосходит другие подходы и гораздо целостнее их. Поскольку область знаний НЛП продолжает развиваться и обретать новые различия, мы способны делать с каждым годом все больше.

Опубликовано также в блоге НЛП-Практика. Вы можете оставить свои комментарии там.

перевод сделан Вячеславом Балыбердиным.

 

Нет комментариев