Статьи Др. Авторы А.Коржибски: 5 лекций по общей семантике

Лекция 1

(Подход:) О чём это всё? Вначале у вас могут возникнуть трудности в понимании ОС по причине того, что 1) то, что я говорю – это детский сад, слишком просто; 2) у нас есть много знаний, который мы не применяем. В ОС мы объединили знания в современный абстрагированный метод. Первичные результаты науки – известны хорошо, но в чём заключается метод, который привёл к этим результатам? Как мы приходим к тому, что знаем? Это один из важнейших вопросов образования.
(Обсуждение:) Слово «семантика» пришло из Греческого языка – обозначать, значить. Мы строим значения на взаимодействии слов со словами; это старый (интенсиональный) способ. Возможно ли это? Нет, нам придётся начать со слов, которые не определены. Прежде чем создавать теорию значения, нам нужно исследовать термины, лежащие в основе всего значения. Попробуйте провести такой эксперимент: возьмите какое-нибудь простое слово или фразу, которую употребил ваш друг и спросите, что он имеет ввиду. Впоследствии вы узнаете значение того, что я только что сказал. Это хорошо известно в математике. Я говорю о том, что сказал К. Кисер в своей математической философии о чудесах логики и ослах.
Наша работа – строго экспериментальна. ОС работает не как теория значения, а какобщая теория присвоенных значений. Как происходит наше поведение? Посредством организменных оценок. Вы должны понять, что термин «оценка» – это структурный термин, т.е., например, нельзя отделить эмоции от интеллекта. Здравомыслием можно назвать ‘правильную’ оценку; нездравомыслием – ‘неправильную оценку’. Вы можете спросить, что я имею ввиду под «правильной» оценкой. Мой ответ: научную оценку. Оценку нужно проверять эмпирически. Если ваши прогнозы успешны, вы оцениваете правильно. Хороший пример можно найти у Эддингтона. Учебники дают горизонтальные прогнозы; вертикальные работают в жизни. Оценка относится ко всем наукам и к вашим собственным проблемам. В её стандарты входят прогнозируемость и эксперименты.
В прогнозируемости участвуют факторы здравомыслия. Она предотвращает шок неожиданности. Нет ничего труднее, чем обнаружить очевидное. Например, те солдаты, участвовавшие в мировой войне, которые ожидали ужасов, не сломались; те, которые не ожидали ужасов, сломались. Мы пересматриваем то, что знаем, каждый день. Прогнозируемость существует в математике. В ОС, мы учимся мудрости у математики, но мы её не используем. В применении мы приводим в порядок старые лингвистические привычки. Многие проблемы – вовсе не проблемы, а лишь вербальные выдумки.
Наше религиозное и светское образование не может существовать без Аристотеля. Вам знакомо «почему, почему, почему»? Действительно ли мы получаем ответы? Ограниченное «почему» – это нормально; это то, что мы имеем в науке. Неограниченное «почему» приводит нас в растерянность. Мы наглядно видим его результаты в шизофрении. (Следует пример о том, как пришлось объяснять 4 часа студенту (пациенту); «Вы думаете своим пальцем на ноге, как своим мозгом… посмотрите на свой палец на ноге и почувствуйте себя лучше!»)
ОС имеет дело с живыми реакциями. (Далее следовали различные примеры оценки, включая историю о Наполеоне и Иисусе Христе, чтобы продемонстрировать, что если вы чувствуете себя оскорблёнными, вы инфантильны, а также некоторые комментарии о Гитлере.) Вы знаете “Mein Kampf”? На эту книгу было написано несколько ответов. Один из них недавно написал Льюис Мамфорд. Он назвал его «Люди Должны Действовать». Он пытается защищать демократию. Помните, что я не говорю о политике; я говорю о человеческой реакции общего типа.
Мамфорд понимает демократию, как образ жизни. Наличие такой демократии предполагает здравый рассудок. Вопрос в том, есть ли он у нас. Можем ли мы вообще мыслить здраво? Нас этому учили? Если так, то у нас может быть демократия. Я предполагаю здравый рассудок; естественный образ жизни человека; демократию. Без здравого ума, демократия – хуже чего бы то ни было. У нас есть методы образования для развития здравого ума? Старые способы убивают здравый ум; в основном, это зубрёжка фактов.
Факты, которые он приводит о Гитлере – верны; однако его связи – отношения между ними – неверны. У него мания преследования. Политики не могут спасти мир. Как вы отреагируете, если я вас спрошу, стоит ли всем политическим лидерам сдавать экзамены? Вы можете это принять? (Следует пример поведения человека при обнаружении опухолей в мозгу у покойника – также смешная история о том, как Восточный правитель поприветствовал королеву Викторию, приставив руку к носу.)
Некоего стандарта оценки избежать нельзя. Мы рождаемся в системе ценностей. Поэтому мы говорим в контексте нейро-семантики и нейро-лингвистики. На нашем человеческом уровне мы никак не можем избежать нейро-лингвистической или вербальной среды. Она нас губит. Давайте, я зачитаю несколько примеров: (зачитано из статьи «Эмоциональные Коннотации Личности», Western Speech, май 1939 г. профессора Снайдекора из Айдахо, включающей краткие изложения случаев жизненных трагедий, случившихся посредством слов).
Что особенного в том, как мы используем термин «оценка»? Он не-элементалистский; он структурный. Это означает, что его значение нельзя разделить; он позволяет видеть картину целостно и не позволяет пускаться в вербальные догадки. Успех науки зависит от прогнозируемости; прогнозируемость зависит от структурных предположений в основе любой теории. Когда есть надлежащая терминология, есть наука, которая движется с трудом. Как насчёт силы терминологии? В терминологии есть структурные предположения, которые обеспечивают успех.
Вам стоит понять, что я имею ввиду под структурными предположениями. Рекомендую ознакомиться с работами Райнича на эту тему. В прошлом у нас были материя и масса; в пространстве-времени у нас нет массы; есть искривление пространства-времени. Мы много знаем об Аристотеле, Эвклиде и Ньютоне; и, сейчас, о не-эвклидовой геометрии и не-ньютоновской физике. У Эвклида были линии, которые никогда не пересекались – параллели. Эвклид построил идеальную структуру; равноудалённую. Когда вы едите на велосипеде по улице, вы подскакиваете? А Эвклид? Мы строим кривые линии из малых прямых линий. Не-эвклидова геометрия даёт нам световой луч; прямая линия теперь тоже кривая.
Ньютон разделял пространство и время – это выдумки. Эйнштейн интегрировал пространство и время, и искривление пространства-времени. Его нельзя разделить. Аристотель классифицировал тело, разум, эмоции, и т.д. Он подходил элементалистски; он разделял. Терминология ОС не разделяет. Оценка, реакции, нейро-семантика – эти термины не предполагают разделения. Мы не можем разделять в природе, так почему же мы разделяем в языке? Когда мы так делаем, мы идём по ложному пути.
С практической точки зрения люди могут сказать: «Но я ничего не знал об Аристотеле». Разве? Религиозный вы человек или нет, вы прошли обучение по Аристотелю; вы не могли его избежать. (Им пронизано всё наше лингвистическое поведение.)
С появлением электричества, нет больше Ньютона и Эвклида. Можно собрать автомобиль по Ньютону и Эвклиду, но поехать на нём не получится. Для этого требуются не-Н и не-Э. По Аристотелю можно построить мир, как Европа, но нельзя пребывать в здравом уме. Здравомыслие – это не только «голая правда». Ничто не может быть дальше от здравомыслия, чем учебник.
У нас, как у живых существ, есть недостатки; у любого человека порой не получается приспособиться к условиям среды; важно, чтобы стандарты здравомыслия и безумия были полезными. Мир полностью изменился. Это касается каждого. Мы живём в мире, который сильно отличается от наших представлений о нём. Старые ориентирования живут в Аристотеле, Ньютоне и Эвклиде, и это одна из причин, по которым мир разваливается на части. Я и вы живём в периоде соединения. Мы строим новую цивилизацию не чудесами, а научным подходом. Личное мнение должно подкрепляться мнением расы: наукой.
Нам нужно знать об ограничениях; теперь прямая линия – это предел кривой. Почитайте Витгенштейна на эту тему. Кто-то сказал, что прямая линия – это что бы вы ни подумали, но точка – это место для споров. В сфере педоцентрического образования около 3х лет назад начался не-эвклидов эксперимент; на данный момент было опубликовано немного, и работа ещё не закончена.
(Совет аудитории – «Делайте заметки. То, что я говорю кажется простым, и я пошучиваю иногда, но это важный фундамент – делайте заметки».)
Существует связь между А, Н и Э; также существует связь между не-А, не-Н и не-Э. Новое шире старого. Когда вы понимаете новое, старое становится ограничением – конкретным случаем. Нам нужно расширять наш взгляд на мир. (следует история о миссис Томкэт, которая заявила, что мужчины и женщины отличаются лишь чуть-чуть, и ирландце, который поблагодарил бога за эту разницу.) В науке, даже ничтожная разница может перевернуть всё с ног на голову. Новое сложно усвоить, потому что оно отличается от старого, но когда вы усваиваете новое (ориентирование), вы находите его более полезным и применимым.
Мы подходим к проблеме механизма научения. (здесь приводится пример механизма научения тыквенного корня и его способности к научению; затем – пример с амёбой.) Амёба – это капля жизни, без органов, без мозга, недифференцированная. Однако амёба показывает, что жизнь на каждом уровне имеет некую степень нервномышечного поведения. (ср. Наука и Здравомыслие гл. XXII, *c.345f.*) Чайлд в своей работе о теории физико-химических психологических отклонениях, показывает, как скорость процессов метаболизма может стать структурной в организме. Затем амёба получает центральный нервный узел – мозг.
Нервная система – это результат воздействия среды. У нервной системы и мозга самая высокая скорость метаболизма. Я называю мозг нашим космическим зерном; мы развили его за счёт воздействия. Наша кора головного мозга – это один из самых недавних шагов развития; воздействие на воздействие дало коре слои над слоями. Лингвистические слои появились совсем недавно в ходе процесса эволюции под воздействием среды.
Здраво рассуждать о нервной системе – практически невозможно. Это живой процесс, электро-коллоидная трансформация. Рекомендую ознакомиться с работой доктора Бёрриджа; она гарантирует революцию. Не так важно, верна его теория или нет. Важно то, что он обнаружил два механизма вместо одного, обычная физиология вместе с коллоидальным веществом. Для того чтобы мыслить коллоидально, нужно иметь не-аристотелево ориентирование.
Рыбы могут приспосабливаться по-разному, в достаточной мере для своей жизни, но мы, даже при наличии идеального мозга, можем оставаться совершенно неприспособленными. Наш новый мозг – это кора, а старый – это таламус. (ср. с примерной диаграммой в 3ей лекции.) Это вербальное разделение – обманчиво. Каждая часть мозга функционально связана с каждой другой частью. Доминирующая область у живых существ – таламическаяобласти коры – это наши самые недавние центры. *Это неврологический ключ к пониманию ОС.* У таламуса нет лингвистического представления. Наши проблемы – таламические; они не могут быть изменены словесным выражением.
Вопрос следующий: МОЖЕМ ЛИ МЫ ИЗМЕНИТЬ СТРУКТУРУ ЯЗЫКА ТАК, ЧТОБЫ В НЕЙ БЫЛА ЗАДЕЙСТВОВАНА ТАЛАМИЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ? Во всяком искусстве есть таламические факторы. В ОС МЫ ВВОДИМ ТАЛАМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В НЕ-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТАЛАМУС, И ТАКИМ ОБРАЗОМ, МЫ МОЖЕМ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ С НИМ КОММУНИКАЦИЮ. Пользуясь экстенсиональными приёмами, которые таламус начинает понимать, мы пользуемся таламическими средствами. (Далее следуют примеры об опыте научения щук и гольянов.) Поймите, что всё, чему мы учимся таламически, остаётся без изменений. Таламус принимает все впечатления, возбуждения, реакции на стимулы. Он пребывает в состоянии постоянной стимуляции. Кора играет важную роль в нормальной жизни для защиты таламуса, чтобы мы не испытывали неврозов или психозов. Но вот, появляется лингвистическая структура; догмы, убеждения, и т.д., основанные на языке. В большинстве случаев, вместо того, чтобы защищать таламус, наши головы усиливают возбуждение. Мы обучаем детей разделённым языком; мы учим их разделённым личностям. Таким путём развивается расщепление личности. (Следует пример о воре, который настаивал на том, что ничего не крал.) Старая проблема заключается в том, что наш таламус и кора не действуют согласованно. В практике ОС мы их координируем.
В своей книге я рассматриваю эксперименты с низшими животными; с морскими звёздами и червями. (ср. «Наука и Здравомыслие» с. 347 и 123ff.) (Следуют истории о профессоре, который кричал: «Не ставьте мне меня в пример!», и об учителе, который сказал, что любой дурак может задавать вопросы, на которые мудрец не может ответить, после чего студент спросил его: «Это поэтому вы меня засыпали на экзамене?») Если отрезать червю голову, выученное забывается; червь учится в три раза дольше без головы. Организм учится как-целое. Амёбе подходит медленная жизнь. Мы находимся в тупике, потому что мы живём в мире, в котором учёные пользуются корой своего мозга. Я повторю, что главная проблема заключается в том, чтобы скоординировать лингвистическую кору с таламусом.
Что нам известно о коре? Очень мало. Мы знаем, что функционально 1) она работает как необходимая генерируемая энергия – динамогенетическая активация; 2) она располагает дифференциальной активацией; 3) задержанная реакция. С коллоидальной точки зрения, фундаментальной разницы между амёбой, мышцей и мозгом не существует. Жизнь обучается, будь то корень, мышца или нервная система. Истина часто шокирует. Баланса можно достичь за счёт обучения между действием и реакцией. Это касается нервной системы. Такой вещи как нервная задержка, не существует – у нервной системы нет статичных частей. В нас есть физико-химические пакеты. Действия нервной системы направлены на то, чтобы регулировать и контролировать их. (Следует пример о пациенте с восьмью разными личностями с признаками некоординированности; пример о химической памяти – история о еврее, который сказал: «Я замечтался».) Наши насущные проблемы связаны с корой мозга – они вызваны ложными знаниями.
(Кульминация:) С невежеством можно справиться, но ложные знания – это то, что создаёт нам проблемы. Вам знакомо, как в своей жизни мы склонны думать, что знаем «всё о самих себе»? Так и случается трагедия. С ложными знаниями, кора не защищает таламус, а лишь прибавляет ему проблем.

Резюме

  1. ОС работает как метод.
  2. ОС работает как общая теория присвоенных значений.
  3. В ОС фигурирует оценка, прогнозируемость и эксперименты; ОС имеет дело с живыми реакциями.
  4. «Оценка» – это технический термин; он важен, так как в терминологии имеются структурные предположения; она не разделяет в языке то, что нельзя разделить в природе.
  5. Мы живём в научном мире не-Н и не-Э; для этого требуются новые ориентирования – не-аристотелевы.
  6. Нервная система – это результат воздействия внешней среды.
  7. Это живой процесс, электро-коллоидальная трансформация.
  8. Кора – это новый мозг, таламус – старый; мы живём в основном на таламических уровнях; у них нет лингвистического представления.
Вопрос: МОЖЕМ ЛИ МЫ ИЗМЕНИТЬ СТРУКТУРУ ЯЗЫКА ТАК, ЧТОБЫ В НЕЙ БЫЛА ЗАДЕЙСТВОВАНА ТАЛАМИЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ или использовать кору для защиты таламуса?
  1. Организм обучается как-целое.
  2. Нам мало известно о коре мозга, но мы знаем, что она обладает задержанной реакцией.
«Бог может простить вам ваши грехи, но ваша нервная система этого не сделает». АК

 

Лекция 2

Прошлым вечером мы говорили о различных аспектах нервной системы. Давайте сначала вспомним о коре головного мозга: 1) она производит динамогенетический эффект – она генерирует энергию, 2) она обладает дифференциальной активацией. Оба этих утверждения – вербальные выдумки. Есть третья функция коры головного мозга, которая не является вербальной выдумкой. Это задержанная реакция. В эволюции каждый новый слой мозга защищает предыдущий. Рекомендую ознакомиться с экспериментами Кёлера с фотографиями обезьян. Реакция таламуса без задержки не имеет относительного значения – ценности присущей человеку. У животных нет искусственного мира, подобного тому, который мы построили для себя. Постарайтесь понять в какой степени мы реагируем сигнально. Мы выходим из себя из-за слов, которые нам не понравились в детстве. Нам необходимо иметь символьные реакции для разумных общественных дел. Чем должны заниматься в сферах образования, политики, и т.д.?
Насущный вопрос: располагаем ли мы разумом? Я говорю о мозге, а не о политических проблемах. Что можно сделать с глупостью и ленью? Можно ли навести порядок в наших человеческих делах с помощью научного подхода? Это вопрос исследования фактов, а не догадок.
(Обсуждение:) Есть одна неизбежная вещь, касающаяся нервной системы. Этоканализация – как её называют немцы, или организация. Канализация показывает, что новые нервные импульсы склонны перемещаться по старым путям или каналам. В этом есть как выгода, так и опасность. Этот механизм делает обучение на опыте возможным. На человеческом уровне, кора головного мозга полностью развивается примерно к 18 годам. За счёт канализации мы получаем незрелый, инфантильный таламический мозг. Это и происходит сегодня в мире – инфантилизм, незрелая канализация. У нас ещё нет средств для ускорения развития коры, потому что мы канализуем инфантильные мозги.
В ОС мы располагаем средствами для прямой стимуляции коры, чтобы ускорить созревание. Я хочу обратить внимание на то, что происходит в науке. Когда в науке обнаруживают явную ошибку, от неё переходят к другим путям решений. Поступаем ли мы так же в житейских делах? Нет, мы спорим до бесконечности. Если вы совершите ошибку, отметьте её и следуйте дальше. Нет ничего плохого в том, чтобы получить урок. (Следует пример о том, как Эйнштейн обнаружил ошибки в старых формулировках Ньютона, учёл их и создал новые формулировки.)
ОС имеет дело с жизнью. Вам нужно понять проблему оценки для лучшей адаптации к жизни. Проверяйте оценку прогнозируемостью. Научная теория работает только если она охватывает старые факты. Если ввести один новый факт, он меняет весь принцип действия и того, как что происходит. Нужно проверять. Безумна ли новая квантовая теория? Нет, она – это лучшее, что у нас есть на текущий момент. ОС принимает этот стандарт для житейских дел.
Мы переходим к факторам прогнозируемости. Возьмём карту – что-то, что показывает, где и когда вы чего-то достигните. Для наиболее точной прогнозируемости, карта должна быть схожа в структуре с территорией для максимальных результатов. Подумайте над отношением между территорией и картой. Основные положения – не-аристотелевы; человечество живёт сегодня по А; наука работает по положениям не-А.
Положения не-А:
1) Карта – это не территория – нетождественность,
2) Карта не представляет всю территорию – не-всеобъемлемость,
3) Карта – саморефлексивна.
Из положений А происходят догматизм, категории, абсолютизм. Рекомендую ознакомиться с материалами Бертранда Рассела о необоснованных всеобъемлемостях. Саморефлексивность указывает нам на проблему, которой до сих пор не уделялось внимание. Профессор Джосайа Ройс из Гарвардского Университета открыл саморефлексивность. Эта проблема многопорядковости. (ср. Наука и Здравомыслие, гл. XXVII, *раздел B, с. 433-42*) Саморефлексивность касается всех форм репрезентации. Она применима к языку – мы можем говорить языком о языке. (Следует пример о враче, который сказал студенту-медику: «Всегда и никогда – это два термина, которые всегда говорят никогда».) Проблема само-рефлексивности находится в основе многопорядковости. (Следует пример о том, как началась депрессия – всегда ли да означает да, а нет – нет?)
Нам необходимо подогнать структуру языка под структуру фактов. Важно проводить эмпирическое исследование, наблюдая за тем, схож ли наш язык по структуре с фактами. Я рекомендую прочесть книгу Витгенштейна, которая начинается и заканчивается утверждением: «Там, где невозможно говорить, стоит молчать». Кстати, одна из лучших работ Бертранда Рассела – это введение к книге Витгенштейна. Вы понимаете, что значит структура языка? Я не говорю о структуре предложения. Хватит теребить слюнные железы.
Рабочая формула ОС: «Я не знаю, давайте посмотрим». Давайте посмотрим на структуру языка. Жизнь не следует словам. У жизни есть свои правила, которые нам нужно узнать. Достижения математики – надёжны; элементарная арифметика имела эмпирическое начало и обладала функцией; затем она была обобщена в алгебру, а затем в анализ. Человеческая сторона математики – это метод, а не взаимодействие формул. Когда инженеры строят мосты, они пользуются языком структурно схожим с фактами? Да; а наши человеческие строения рушатся, потому что в житейских делах мы не принимаем научный подход.
Осознайте ужасы языка и серьёзность его повторяющихся трагедий. (Следует пример о лицах, масках, произнесении публичных речей, больницах для душевнобольных.) Знаете строчку из стихотворения Хаусмана:
“I, stranger and afraid in a world I never made”?
«Я, чужестранец в страхе мира, который сам не создавал»
Хочу подчеркнуть, что если вы хотите, чтобы моя работа принесла вам пользу, пользуйтесь приёмами. В старом языке мы неизбежно говорим чепуху. В таком случае, стоит предупредить ваших слушателей, что вы будете говорить чепуху. Я вас предупреждаю, что сейчас начну говорить чепуху. Давайте посмотрим на структуру языка.
(Следует пример с удержанием палки или трости с вопросом, можем ли мы разделить материю, пространство и время в ней, как в объекте; аудитория ответила «нет». АК продолжил, что если убрать материю, палки не будет; если убрать пространство, будет лишь точка; если убрать время, то будет лишь вспышка.) Это факты; они – это структура природы; они не-элементалистичны. Работа Эйнштейна – революционна для физики, потому что язык подходит фактам; язык подходит структуре, процессу. В живом организме, тело-разум, чувства-рассудок, и т.д. – взаимосвязаны. Но мы разделяем их вербально? Мы разделяем материю, пространство и время вербально? Жизнь – не-элементалистична, язык – элементалистичен; нам необходимо подогнать структуру языка ближе к фактам.
Посмотрите на людей, и что вы найдёте – каждый – абсолютный индивид; вот мужчина1, вот человек2, вот Смит123, и т.д. Здесь никаких пустых слов – факты. Теперь я введу два технических термина. Посмотрите в указателе любой книги о логике слова «интенция» и «экстенция». Возможно, эти термины ввёл ещё Аристотель; так или иначе, он их знал, но никогда не применял.
Определение по интенции – это определение по некоторым свойствам. Возможно, вам знакомо определение человека Платоном – бескрылое двуногое. Оно подходит всем, но не затрагивает никого. Такое определение никуда не приводит, кроме как к обрыву бес-смыслецы.
Экстенсионально, мы обозначаем рассмотрение класса индивидуумов, состоящих из Смита1, Смита2, Смита3, и т.д. (Это работает с помощью числовых индексов). Такие экстенсиональные методы применяются только в ОС и математике. Математика не интересует определение числа, потому что он показывает поведение чисел. Математика – это поистине мощный инструмент. Она основывается на эмпирических операциях и проверяется. (Следует история о пересмотре совета Гари быть послушным и Мэри быть остожной.)
Сила математики – её экстенсиональность. Обобщения следуют потом. Сначала нужно рассмотреть факты, а потом подбирать к ним слова. С нами происходит обратное: нас учат языку вперёд фактов. В надлежащем порядке начинают с фактов, и лишь потом обобщают. Обратный порядок – это патология. Нам нужно понять, что нас учат этому патологическому порядку. Возьмите словарь – что он делает? Переводит ля-ля-ля в тра-ля-ля туда-сюда до бесконечности.
В ОС мы используем ряд приёмов или техник для экстенсионализации. Их есть пять:
1) индексирование
2) датирование
3) постоянное использование «и т.д.»
4) использование кавычек
5) использование дефисов
Рекомендую прочесть библию с не-аристотелевой пунктуацией. Она превратится в новую книгу. Я хочу подчеркнуть, что безопасно говорить можно только, если вы датируете то, что говорите. Только высказанное на текущий момент имеет смысл. Нам стоит датировать сказанное, потому что с развитием событий и возникновением новых фактов, нам нужно пересматривать то, что мы сказали. Нам стоит придерживаться фактов, и не только тех, которые нам известны лично, но и тех, которые мы знаем не напрямую из науки, и т.д. В ОС мы начинаем с наблюдения, и обобщаем на определённый момент времени по необходимости. Наши знания становятся гипотетическими, а не догматическими. (Следует пример о трёх девочках, исследующих коробок спичек – «зверёныше», вербализаторе и дураке – и о результатах обучения ОС. Тж. пример о происшествии со стулом – за подробностями ср. Наука и Здравомыслие, с. 424 – показывающий «упрямость объекта» иосознанность абстрагирования.)
Когда мы не пользуемся корой, наше поведение подобно поведению животных. (Следует пример о студенте, написавшем: «Подобен ли я животным в реакциях своего желудка? Подобен я животным в своей нервной системе? Если да, то это кажется мне бессмысленным», и об ответе АК.)
Индексы и даты позволяют согласовать события во времени. Физически, происходит удержание коры, автоматически за счёт индексирования и датирования, вы задерживаете свою реакцию. Так работает прямое неврологическое обучение в ОС. Также важно упомянуть, что математика находит схожести в отличиях и отличия в схожестях. Рекомендую интересующимся этим вопросом ознакомиться с книгой Силвануса Томсона «Упрощённый Математический Анализ» (“Calculus Made Easy”). Когда мы датируем и индексируем, мы усваиваем новое ориентирование. Научитесь делать это постоянно в уме. Это поддерживает нашу осмотрительность, когда мы имеем дело с правдами жизни.
Использование индексирования приводит к «и т.д.». Не-аристотелева пунктуация, чтобы избежать постоянного повторения – точка, а за ней запятая., И т.д. позволяет избежать всеоблемлемости. Я называю индексы, даты и и т.д. рабочими приёмами. Кавычки и дефисы я называю безопасными приёмами. У нас есть множество элементалистских терминов, на которые не стоит полагаться. Однако нам всё же приходится ими пользоваться, поэтому предупреждайте своих собеседников о ненадёжности термина с помощью кавычек – ‘мышление’, например. Дефисы позволяют нам установить отношения, и сделать не-элементалистские термины из элементалистских. (Для объяснения принципов, на которых основаны эти приёмы, студентам рекомендуется ознакомиться с указателем Науки и Здравомыслия, чтобы найти разделы об обращении со всеобъемлемостью и не-всеобъемлемостью, цикличностью человеческих знаний, отождествлением, многопорядковостью, и т.д., и в частности с Книгой 2 гл. XXIV-VII, с. 371-451, *процесс абстрагирования*).
Эти приёмы задействованы в осознанности абстрагирования. Они позволяют нам достичь естественного (надлежащего) порядка оценивания. (Следует пример о диске, который создаёт нижняя кора; также следует пример о том, что таламус функционирует как кино, а кора (имея дело со словами) – как статичное изображение приостановленного фильма. Далее следует пример о приписывании синевы объекту – обложки брошюры на, висящей на стене – в процессе оценивания; это предполагает отношения.) Математика выражает, что находится здесь (указывает) и что находится там (указывает) в уравнениях. Тензорное исчисление даёт нам уравнение отношения, которое можно использовать эффективно. Формула записывается как A/B:1.
(Кульминация:) Теперь мы можем добавить математику в изучение личности, и не только численные данные, как IQ. Мы начинаем кое-что понимать о мозговых волнах. Но сегодня слишком поздно в это вдаваться. В целом, всё это означает, что нам нужно довести наше ориентирование до уровня мира, в котором мы сейчас живём.
. . . . . . . . .
«Проблема человеческого фанатизма происходит от неспособности подходить к проблемам математически» —

Резюме

1я часть
  1. Задержка реакции даёт нам человеческие ценности; здесь функционирует оценивание символьной реакции на слова.
  1. За счёт канализации незрелой коры, мы получаем инфантилизм.
  1. В ОС используются (экстенсиональные) методы для стимуляции коры напрямую.
  1. Ориентирование по не-А включает положения: не-тождественность, не-всеобъемлемость и само-рефлексивность языка.
2я часть
  1. Применение экстенсиональных приёмов.
  1. Интенция – это вербальная выдумка.
  1. Экстенция работает исключительно, индивидуально, посредством наблюдения.
  1. Рабочие приёмы использование включают индексов, дат, и т.д. в уме постоянно.
  1. Приёмы позволяют осознать абстрагирование и прийти к естественному (надлежащему) порядку абстрагирования.

Лекция 3

(Подход:) Мне стоит напомнить вам об отношении карты к территории, а также о прогнозируемости, как о надлежащей проверке в оценке. Большая часть того, о чём я говорю, основано на революции в науке, которая идёт последние 50 – 80 лет. В старых подходах у нас была позитивная и негативная сторона. Мы интерпретировали позитивную сторону, как нечто желательное, и негативную – как нежелательное. На сегодняшний день это происходит наоборот. Научные результаты теперь негативны, т.е. они гипотетичны. Негативное становится фундаментальным; старое не может существовать. Это обостряет наше ориентирование и помогает подобраться ближе к фактам. Положения ОС – негативны; мы учимся, когда узнаём, что мир не делает. (Следует история о Марке Твене и разуме и материи. «Что есть материя – не так важно. Что есть разум? – не имеет значения!»).[1]
(Обсуждение:) Мы переходим к упрощённой теории материи. Атом – это ядро электрона. Электронные структуры нельзя увидеть; они выведены заключениями (субмикроскопический уровень). (Демонстрируются лезвия вентилятора, которые при вращении производят объект, который называют диском, чтобы обратить внимание на то, как нервная система создаёт то, что называют диском). Эддингтон привёл интересный пример процесса, который мы называем материей. Она похожа на рой быстродвижущихся светлячков. Стен, на самом деле, не существует, но выбраться вам не удастся, потому что в них есть электроны.
Знание может быть согласованностью во времени. Когда у вас есть знание о знании, это абстракция более высокого порядка; это человеческий уровень. Ежедневно в лабораториях мы производим элементы, не созданные природой; человек добавляет работу коры к работе природы… У Форда нет человечности, не смотря на его сентиментальность… (Следует история о голубях, которая показывает структуру современной науки, основывающейся на данных, выведенных заключениями.) В науке все линии должны сходиться. Геометрическая интуиция связана с таламусом, с креативностью. Истинность через анализ, и т.д., относится к коре. Задаваться вопросами о причинах фактов 1го порядка не приходится; принимайте факты 1го порядка так, как вы их рассматриваете. Факты первого порядка нельзя объяснить, но мы можем попытаться их понять. Нам приходится полагаться на неопределённые термины. Математика это принимает. Например, вы испытываете боль. Не важно, что вы скажете о боли, потому что вы говорите на вербальном уровне, это не боль. Что бы вы ни сказали об объекте, это не он. Есть непроизносимые, немые уровни. (АК выдувает облака дыма для демонстрации) Есть объективные, но невербальные, уровни; туда же входят уровни внутренних чувств.
Коллоиды очень важны. Неорганические коллоиды создают геометрические формы. Где находится источник энергии, который делает коллоиды возможными? Фундаментальные энергии мира: 1) работа электричества – электрическая энергия оттягивает силы друг от друга, 2) поверхностная энергия стягивает их друг к другу. Подумайте о себе. Что бы вы ни делали, это регистрируется в нервной системе. Вы будете внимательнее относиться к тому, что вы делаете. Осознайте себя как коллоидный джаз, т.е. электро-коллоидные динамические конфигурации. (ср. «Наука и Здравомыслие», гл. IX. *с. 121* общие положения о коллоидном поведении). Это объясняет, как работает шоковая терапия, и ОС. Метразол – коллоидный, как и инсулин. Сообщение – коллоидно. Это позволяет принять бесконечно-стороннее или многостороннее ориентирование, как в науке. Старое ориентирование по А имеет лишь две стороны, или-или. Оно не сработает в нашем мире. В мире нет ничего стопроцентного – если только не стопроцентно американского. Это означает, что средние статистические значения – которые отличаются от всеобъемлемости – дают максимальную вероятность.
Взрослый инфантилизм – это шаг в сторону шизофрении (или слабоумия). (Следует пример о студентке, которая хотела выручить подругу, которая стала вести себя странно. Она сидела на полу и рвала бумагу на кусочки и практиковала промискуитет. Затем она пошла к женщине, жившей через дорогу и сказала: «Не стоит беспокоиться, Миссис Джонс. Я больше не буду спать с вашим мужем». В действительности, она этого никогда не делала. АК сказал, что студентка не смогла бы помочь своей подруге; коллоиды были слишком сильно рассеяны. На данный момент, подруга находится в больнице для душевнобольных.) Мы уделяем больше внимания эффектам погоды на медицинские случаи. Я советую прочесть Питерсона на эту тему. (Следует пример о различиях между Линкольном и Дагласом: один худой, высокий, а второй плотный и невысокий; указаны их реакции на погоду.)
Хорошо уясните, что мы живём в процессуальном мире. Уровни становятся важными. Мир объектов называется макроскопическим, и включает то, что мы видим глазами;микроскопический уровень включает то, что мы видим с помощью инструментов;субмикроскопический уровень – выводится умозаключениями. Мы называем этот последний уровень, в естественном порядке оценивания, серией событий. Более высокие уровни абстрагирования усложняются по геометрическим пропорциям. Так происходит в нашей жизни. Когда у нас есть механизм, который функционирует в неопределённом числе возможностей, у нас есть нечто, работающее, даже когда подробности неизвестны. Когда мы рассматриваем всё как факт 1го порядка, нас поджидают неожиданности.
У людей есть электрические реакции на жизнь. Это электрические реакции жизни. Их (а также фрустрации) показывает психогальванометр. Во-первых, он показывает, чтослова производят электрический эффект, во-вторых, вербальный отчёт никогда не истинен в отношении отклика организма. Язык производит электро-коллоидные эффекты, и поэтому язык становится ветвью естествознания. Слова калечат и лечат. (Следует история о разговоре с Всемогущим.)
Язык – это одно из средств ре-ориентирования. Электроэнцефалографические исследования показывают, что даже притом, что психоанализ пошёл людям на пользу, длина мозговых сигналов не изменяется. Многие люди ‘думают’, что в измерениях есть нечто таинственное. Забудьте об этом. Измерение означает лишь количество факторов, о которых вам необходимо знать прежде, чем вы сможете что-то знать. 4х-мерный мир статичен. (ср. «Наука и Здравомыслие», Гл. XXXVIII. *с. 671-72*).
Естественный порядок оценивания основан на асимметрических отношениях. (Следует краткая демонстрация со Структурным Дифференциалом, ср. «Наука и Здравомыслие» с. 393, 398, 414, 427 – диаграммы и подробный текст). СД (Структурный Дифференциал) – это диаграмма процесса. Он показывает, что событие важнее объекта, объект важнее ярлыка или описания, описание важнее заключения низкого порядка, заключение низкого порядка важнее заключения высокого порядка, и т.д., и т.д. Мы говорим и живём, постоянно переходя выше и ниже, и спутывая эти уровни. Если упустить уровень абстрагирования в серьёзной проблеме, её невозможно решить.
Пользуйтесь руками; это очень важно в практике. Вам нужно упорядочить ваши реакции, что позволяет вам отсрочить ваши реакции. Вам нужно вычистить всяческий мусор и выдумки. Например, ненависть к отцу или матери. Определите положение ненависти, затем продатируйте и устраните выдумку. В политике распространён язык обобщений; как таковой – он выдумка. Нейролингвистика – это факты, а не выдумки. СД показывает положения ОС и приёмы. Они друг друга дополняют.
У всякого искусства есть таламическая притягательность, которая порой работает лучше науки. Поэзия и литература, в общем, задействуют таламические факторы. СД – это тоже таламическая штуковина. Осознайте разницу между сигнальными реакциями и символьным оцениванием. Основа наших трудностей в том, что сигнальные реакции – не полностью человеческие. Мы имеем дело с многопорядковыми механизмами – они естественны для языка. Когда мы прекращаем абстрагировать, мы копируем поведение животных. Абстрагирование – это динамическая характеристика человечества. Проверьте её. В своей книге я привожу длинный список многопорядковых терминов, таких как да-нет, истина-ложь, факт-реальность, любовь-ненависть, и т.д. В них нет содержимого вне конкретного контекста. Многопорядковость факта и реальности играют ключевую роль в психиатрии.
Приведём несколько примеров: У вас может быть сомнение; это 1й порядок. Если вы сомневаетесь в сомнении, это 2й порядок – научная критика. Знание о знании – это 2й порядок. Переход на 2й порядок производит полезный эффект вместо губительных эффектов 1го порядка. Секс 1го порядка отличается от секса 2го порядка. Секс 1го порядка – это удовольствие; секс 2го порядка – это удовольствие от удовольствия. Можете ли вы практиковать промискуитет на 2м порядке? Промискуитет разделяет женщин. Интересно, что женщины помнят худших из своих любовников, а мужчины лучших из своих любовниц.
В фактах всегда присутствуют таламические компоненты. Изучите раздел об абстрагировании и многопорядковости в моей книге. Понимание многопорядковости помогает женщинам в периоды перемен в жизни. Многопорядковые термины относятся к основе деструктивного и отчаянного поведения человека. Осознанность механизма работает. Механизм должен быть сформулирован таламическим путём.
(Кульминация:) Я подведу лекцию к концу экстенсиональной теорией счастья. Я изображу большой круг с большой буквой E; затем – малый круг с малой e, а затем круг среднего размера с буквой F. Это обозначает факт (Fact). Независимо от факта у большинства людей есть ожидание с большой E (Expectation). Я рекомендую не ожидать ничего в жизни с большой E. Ожидайте с малой e. Не ожидайте ничего в жизни без проигрышей; не ожидайте ничего после проигрышей. Если факты окажутся лучше ваших ожиданий, вы будете счастливы. Если нет, вы не будете несчастливы. Экстенсионально мы имеем дело с живыми существами, а не с определениями и интенцией. Теория счастья не нова; новое в ней – это обучение минимальным ожиданиям. Результаты отличаются от тех, когда вы начинаете с большой E: с проигрышами или без них, вы можете взглянуть на факты и подстроиться под них.
TOH
 . . . . . . . . .

 

ОБЩАЯ СЕМАНТИКА И ПСИХОТЕРАПИЯ

(Подход:) В ОС нас больше интересует профилактика, нежели лечение. В обучении ОС с детства мы узнаём, что психическая травма становится невозможной. Одна из ключевых проблем – это канализация… наши проблемы связаны с таламусом… картинки сохраняют то, что мы узнаём в детстве. Я имею дело только со студентами; вы, как психиатры, имеете дело с пациентами. То, какой механизм вы даёте своим пациентам, не имеет значения; он сработает, если вы дадите им механизм, по которому можно работать.
(Обсуждение:) Мы уходим от старых убеждений… Промискуитет, как мы знаем, плохо сказывается на мужчинах; без сомнения, он губителен для женщин. Говорите с учётом оценки; недостаточность оценки – это оценка низкого порядка. Оценка может быть положительной или отрицательной. Вам нужно понять, что вы имеете дело с многопорядковыми механизмами.
В ОС общая проблема обладает крайней простотой подхода. Мы допускаем 90% Фрейда, но его техника – бесполезна. Методы Фрейда заключаются в поиске фактов, например, 90% людей проявляют мастурбацию. В чём ваша главная сложность? Мастурбация, как нам известно, инфантильна; она анти-биологична.
Что мы не понимаем в сексе, это то, что 90% энергии гонад может и должно восстанавливать всю нервную систему; 10% одёт на секс 1го порядка – размножение. Идиоты и суки… (следует пример о сексуальном контакте между идиотом и сукой, и комментарий о биологической безнадёжности суки и человеческим бесстыдством идиота.) Я узнал, что физиологическая щекотка – это не секс. Чтобы был секс, нужен биологический секс. Детям с кисточками и дырочками это не известно.
В разговоре по примеру участвует таламический характер коммуникации, а не определения. Участвующие факторы – это таламические факторы; вы можете ихвизуализоватьПорядок – также таламический, кинестетический. В общем, в психотерапии нужно рассматривать разговор. В качестве примера, возьмите воду – кору – с мелом – таламусом. Мел представляет аффективные компоненты; вода – вербальные. У вас получится смешать разговор без осадка?
Наше отношение – коллоидно. Шизофреники и младенцы обладают чрезмерно рассеянными коллоидами. Слова оказывают электрические эффекты; поэтому психотерапия играет ключевую роль. Вам нужно понять, что вы работаете с электро-коллоидно-динамическими-конфигурациями… У коры есть функция, которая не является выдумкой – задержанная реакция. Это можно осуществить автоматически. Сожмите свой палец. То, что вы говорите о сжатии – это не то, что вы испытываете; это находится на немом, непроизносимом уровне. Нам нужно очень хорошо уяснить то, что слово – не вещь.
Мы противостоим сигнальным-рефлекторным реакциям; в символьных реакциях имеется оценка. Во всех психозах и неврозах фигурируют сигнальные реакции. (Следует пример о литовце, который никогда не разговаривал и почти не двигался, а когда ему представили АК как поляка, он на него напал.)
Применению осознанности абстрагирования нет предела. Я работал 6 месяцев в отделении федеральной больнице для душевнобольных преступников. Там было много ненависти – большинство пациентов были безжалостными убийцами. У человеческих энергий, однако, есть пределы. Если у вас есть лишь ненависть, ничего не работает. Когда у вас есть позитивная теория (ОС), можно использовать семантический шок, который коллоидный по качеству. Так же в некоторых случаях работает даже инсулин. Переходя на более высокий уровень абстрагирования, вы можете получить ненависть к ненависти.
Положения ОС – ближе к фактам, в отличие от старых положений. По моему мнению, паранойя – не наследственна, а приобретаема. Вам известно, как параноики могут разговаривать; вы знаете историю о параноике, который сказал: «Что для меня может сделать психиатр? В разговоре я всегда задавлю его словами!» Параноики – крайне экстенсиональны; они до бесконечности ассоциируют слова со словами. Приходиться прикладывать немало усилий, чтобы их экстенсионализовать.
Для проекции существуют исторические механизмы… я имею ввиду, почему не проецировать полезные вещи? Мы постоянно обращаемся друг с другом как попало из-за ложных знаний… помните, что люди – это очень сложные существа; люди – это не только то, что они позволяют себе говорить. Можно использовать техники с зеркалом при лечении шизофрении; пациентам нравятся зеркала и это помогает, но никогда не пользуйтесь зеркалом с маниакально-депрессивными; они их терпеть не могут.
Пользуйтесь экстенсиональными приёмами; пользуйтесь руками. Это работает… У нас много ложных знаний о гомосексуальности, и это одна из наиболее упрямых форм инфантилизма… стоит понять, что гомосексуальность – это не мастурбация; анатомия не имеет значения; а исполнение – это не секс.
У заикания нет одной общей причины. Оно работает как нарушение работы таламуса, и появляется от некоего болезненного опыта. Лечение заикания связано с релаксацией; также, как и всегда, необходимо выработать общую свободу символов на пути к полной обусловленности. (ср. «Наука и Здравомыслие», Гл. XXI, XXII, XXIII, с. 326-365.)
(Кульминация:) (приводится демонстрация), руки должны быть как можно мягче; мужчинам лучше раздеться до пояса; женщинам – надеть что-нибудь лёгкое; всё, что влияет на кровяное давление, нужно убрать. Принцип здесь в том, что таламус контролирует кровяное давление. Когда мы испытываем боль в детстве, это сохраняется в сознании на уровне памяти организма. Держите себя аккуратно; не нужно никакого массажа или поглаживания; сосредоточьтесь на чувстве себя, т.е. проведите проверку; встряхните себя слегка; не разговаривайте. У мужчин к самозащите готовы руки, у женщин – живот. Жизнь полна ужасных неожиданностей; мы пребываем в состоянии готовности к защите, но готовность к защите – это не защита… Результаты достигнуты, когда релаксация сохраняется постоянно.
Дополнение: стоит прочесть книги The Neurotic Personality of our Time и New Ways of Psycho-analysis, автор Karen Horney.

 

ОБЩАЯ СЕМАНТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

(Подход:) Проблема образования – это такая проблема, разбираясь с которой мы себя обманываем со времён появления человека. Школьное образование не играет важной роли. Ребёнок получает образования с момента своего рождения. Работают нейро-семантические факторы, и в частности, в качестве человеческих сред, работают нейролингвистические, вербальные семантические реакции. Неких сред образования нельзя избежать; как и проблемы адаптации на некотором уровне. Обучайте ребёнка с точки зрения жизниэкстенсиональноОбразование в словесной форме не рассматривает фактыЗнания по характеру – математические.
Подход ОС показывает, что когда мы рассматриваем ситуацию, мы находим решение. Любой ребёнок может решить уравнение 1го порядка. Галуа доказал, что уравнения 5го порядка нельзя решить с помощью алгебры. Сегодня у нас есть теория групп, с помощью которой мы можем решить любое уравнение. (ср. «Наука и Здравомыслие» Гл. XIX, *раздел С. с. 280-87*, теория инвариации, трансформаций, и т.д.) В первую очередь мы обнаруживаем факты, если факты не известны. (Следует пример из новой квантовой механики, из которой мы знаем, что волны перемещаются, а электроны – нет.) (ср. «Наука и Здравомыслие», Гл. XLI, *разделы E. F. G. С. 714-28*) Решение проблем – это вопрос человеческой изобретательности, а не отговорок в сторону Всемогущего. Для того, чтобы говорить безопасно, нужны факты; говорите, сколько хотите, но знайте, когда говорите, есть у вас факты или нет.
(Обсуждение:) Я подчёркиваю, что интерпретация ОС – гибка, но относится к фактам… Наши трудности всегда те же. Мы начинаем с обобщения. (Следует пример о стуле1 – объекте, и стуле2 – ярлыке, звуке или определении. Демонстрация того, что мы никогда не сидим на определении.) ОС пересекается с образованием и психиатрией. В любом случае, её результаты достигаются экстенсионально. Мы можем рассматривать всё образование как обобщённую психиатрию. Если обращаться с образованием только на вербальных уровнях, будет проблемы. (Следует пример об уровнях абстрагирования порядков демократии.) Любые разговоры – чушь, без индекса и даты. В современной науке мы начинаем с ограничений. Мы ищем обобщения, но они приходят после единичных примеров… Изначально, язык имел экстенсиональное происхождение. Закон, католическая доктрина и другие своды меняются за счёт прецедентов, и кодируют изначальные операции языка. Нас учат запоминать кучу болтовни прежде, чем мы узнаём или испытываем непосредственно факты. От такого обучения мы пускаемся в бесконечные споры. Экстенция затем открывает и упорядочивает для нас факты; согласие становится возможным; мы не путаем звуки с вещами или процессами.
Различайте слова и звуки. Слово должно быть символом, а не сигналом. О звуках или знаках препинания знать нечего… Рекомендую ознакомиться с главой о бесконечности в моей книге. (ср. «Наука и Здравомыслие», Гл. XIV, с. 204.) Приведите в порядок вербальную толпу; не торопитесь клепать законы.
В своей книге я рассматриваю операции экстенсионального анализа или живых фактов. (Следует пример о вопросе: «Вы верите в Б-о-г-а?» – с указанием того, что Б-о-г – это звук где-то там, а символ здесь, внутри груди – с указанием.)Ребёнок должен знать отношения слов к фактам. Если вы укажите положение Б-о-г-а как символа внутри, спорить будет не о чем; мне нечего сказатьЛокализуйтесимвол; найдите для него надлежащее место. Догматические теории исчезнут. У индусов и китайцев нет выдумок о Боге, но есть рецепты мудрости, блага и этики.
Следует вопрос: Когда символ локализован внутри, остаётся ли он таламическим?
Ответ АК: Если это ваше вероисповедание, оно включает таламические факторы. Для многих у Бога нет таламических факторов, кроме тех факторов, о которых они говорят, что они есть.
Другая фундаментальная проблема, которой уделяется очень мало внимания, заключается в том, как у многих слов есть многопорядковые значения. Вы можете прочесть об этом в моей книге (ср. «Наука и Здравомыслие», Гл. XXXVI, *раздел В. с. 433-42*); сейчас нет времени в это углубляться. Наука полагается на терминологию, специальные термины. Нам, в ОС, известно, как элементалистские термины разделяют факты; поэтому мы намеренно выбираем не-элементалистские термины. Они составляют разницу между гаданием и структурными предположениями… Проблема структурных предположений в терминах влияет на ориентирование. (Следует пример ключевых структурных терминов, используемых в ОС – порядок, структура, функция, отношения, экстенция, оценка, и т.д., и т.д.) Структуру, в общем, можно определить в рамках отношений. Расскажите ребёнку о том, какие термины в языке относительны.
Революции, на которой основано то, что я вам рассказываю, уже 80 лет; она знаменует переход от объективного уровню к процессуальному. Вспомните диск. Теперь мы имеем дело с макроскопическим, микроскопическим и субмикроскопическим уровнями. Чувственные данные – крайне важны для выживаемости. (Следует пример о «синем» как о проецируемом неврологическом процессе, с демонстрацией того, как такие проецируемые механизмы уводят в истерию.) Животные приспособлены полностью к выживаемости на их уровне. У наших человеческих уровней имеется большая опасность, так как во всех душевных заболеваниях есть заблуждения, т.е. усовершенствование проецируемых механизмов.
Мы можем пользоваться языком, как мы это делаем сегодня, но просвещение ребёнка зависит от знания о том, что мы делаем, когда пользуемся языком. Мы фальсифицируем факты каждый раз, когда мы пользуемся «есть» отождествления. Важно понять, какую роль язык играет сегодня – англичане и американцы буквально создали Гитлера словами – изобретение пострашнее динамита. Психотерапия возвращает людей к нормальной жизни одним только языком. Такие составляющие образования ведут глубоко в область безумия и адаптации.
(Кульминация:) Цели ОС в образовании включают: – и я не могу посвящаться в подробности – 1) Систематическое устранение ложных знаний; структура языка включает ложные знания; ребёнок должен быть предупрежден, что ему дают ложные знания самими методами обучения. 2) Дети рождаются экстенсиональными; мы их портим образованием; динамический характер процессуального мира требует бесконечно-стороннее ориентирование. 3) Переход от динамического к статическому – сложен, по этому обучайте детей с ранней поры; помните, что любое измерениепоказывает, сколько факторов вам нужно знать прежде, чем вы сможете что-то знать; (Следует пример о Ньютоновых и не-Ньютоновых объяснений.) 4) Общее обучение элементарным данным физики и физиологии, а также об электричестве и коллоидах, и наконец, особое внимание стоит уделить координации таламических реакций и реакций коры, и наоборот.

Резюме к серии:

series_summary

К л ю ч е в ы е   т е р м и н ы:
ОРИЕНТИРОВАНИЕ: не-А. бесконечностороннее, сообщение 1 к 1
ОЦЕНИВАНИЕ: проверка – прогнозируемость и эксперименирование
ПОРЯДОК: (связующий термин в человеческих делах, чувство промежуточности)
ПРОЦЕСС: функция, отношения, тип мира, в котором мы живём
СТРУКТУРА: (многообразие взаимоотношений)
ЭЛЕКТРО-КОЛЛОИДНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ КОНФИГУРАЦИЯ: процесс жизни
ЭЛЕМЕНТАЛИСТСКИЕ ТЕРМИНЫ: слова, разделяющие процессы и отношения
НЕ-ЭЛЕМЕНТАЛИСТСКИЕ ТЕРМИНЫ: не-разделяющие слова
ИНТЕНЦИЯ: элементалистский термин, определение по свойствам – схожести
ЭКСТЕНЦИЯ: не-элементалистский термин, описание из наблюдений – отличия
ЭКСТЕНСИОНАЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ: индексы, даты, и т.д., кавычки, дефисы
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК ОЦЕНИВАНИЯ: процесс, объект, ярлык или описание, заключение низкого порядка, заключение высокого порядка, и т.д.
. . . . . . . . .
Список ссылок на изучение в Науке и Здравомыслии:
АБСТРАГИРОВАНИЕ, процесс, Гл. XXIV-VII, с. 371-457
АМЁБА, поведение, Гл. XXII, с. 345f
КОЛЛОИДЫ, резюме, Гл. IX, с. 121
УСЛОВНОСТЬ, Гл. XXI-III, с. 326-65
СЛУЧАЙ СО СТУЛОМ, с. 424
ЭКСПЕРИМЕНТЫ С МОРСКИМИ ЗВЁЗДАМИ И ЧЕРВЯМИ, с. 347 и 123ff
4Х-МЕРНЫЙ МИР, Гл.XXXVIII, с. 671-72
ТЕОРИЯ ГРУУПП, ИНВАРИАНТНОСТЬ И ТРАНСФОРМАЦИЯ, Гл. XIX, Раздел С, с. 280-87
БЕСКОНЕЧНОСТЬ, Гл. XIV, с. 204
МНОГОПОРЯДКОВОСТЬ, Гл.XXVII, раздел В, с. 433-42
НОВАЯ КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА, Гл. XLI, Раздел E, F, G, с. 714-28
ДИАГРАММЫ СТРУКТУРНОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА, с. 393, 398, 414, 427
. . . . . . . . .
Пояснение
Стиль пунктуации требует пояснения. АК ведёт лекцию экстенсионально, т.е. он показывает. Он выражается поступками немалую часть лекции. Перенести эти факты коммуникации в печатный текст не представляется возможным. Единственной подсказкой может быть пунктуация из расчёта времени, например, ; для пауз длиннее , и короче . и более неопределённых пауз.
Если студенты будут читать эти записи с учётом этого, это может помочь им вспомнить многие характеристики живой коммуникации или 1й порядок, опущенный в тексте. Некоторые, возможно, смогут оживить для себя нечто близкое к значительности оригинальной презентации.
Около половины времени самой презентации было использовано на приведение примеров. В тексте они указаны, но не описаны по двум причинам: 1) Примеры, представленные экстенсионально, сложнее всего записать словами; к ним нужны сопроводительные изображения; 2) было сочтено важным акцентировать внимание студентов на содержимом и связях обучения ОС, т.е. на структуре и функции.
. . . . . . . . .
FOR AK, G.S., etc.:
Blah-Blahdee and Blah-Blahdum set out to rah and rattle
For Blah-Blahdee said Blah-Blahdum had spoilt his verbal prattle;
Just then appeared a cosmic corn as massive as a barrel
That silenced both the Blah-Blahs so they quite forgot to quarrel.
(с извинениями к Льюису Кэрроллу)

 

взято здесь

Нет комментариев