Read Трансформация “Я” Введение

0 993

Приходилось ли вам говорить или думать: «Я разочарован в себе; я думал, что сумею с этим справиться, но все испортил», «Я бы хотел лучше к себе относиться» или «Я страшно сердит на себя; я рас­страиваюсь при малейшей критике»? А как насчет таких слов: «Я по-на­стоящему злюсь на себя», «Я сам себе злейший враг; вечно сам себя под­вожу» или «Жаль, что я не могу заставить себя это сделать (или пере­стать это делать)»?

Задавались ли вы когда-либо вопросом, как вас угораздило ввязать­ся в эту тягостную борьбу с самим собой или каким образом вы можете от нее отказаться? Вы же знаете, что эта борьба не обязательна, по­скольку у вас бывают периоды, когда вы очень довольны собой, удов­летворены своими решениями и действиями. Ваши неудачи и успехи ча­сто бывают вызваны вашими представлениями о самом себе — тем, что часто называют идентичностью или я-концепцией. Книга, которую вы держите в руках, — практическое руководство, способное научить вас, как усилить в себе качества, которые вам нравятся, и изменить те, кото­рые вам неприятны, чтобы обрести возможность вести лучшую и более полноценную жизнь.

Описание или действие?

Около 10 лет назад мне предложили выступить на конференции психо­терапевтов и социальных работников, которая была посвящена вопросам наркотической и алкогольной зависимости. Всего было около двадцати докладчиков, включая несколько светил в этой области. Хотя я должен
был выступать на последнем заседании, но присутствовал на всех докла­дах, чтобы узнать для себя что-то новое. Я прослушал выступления мно­жества докладчиков, которые говорили о важной роли я-концепции и самооценки в избавлении людей от наркотической зависимости, но во всех их речах не прозвучало буквально ни слова о том, что, собственно, такое я-концепция и самооценка и как помочь человеку их улучшить.

Конференция проходила в субботу и в воскресенье, и лишь в вос­кресенье днем я получил возможность выступить перед своей группой слушателей. Я начал со следующих слов: «В течение полутора дней я слышал от многих докладчиков, что хорошая я-концепция и самооценка весьма важны для избавления людей от наркотической зависимости. Все согласны?» — «Да-да», — закивала аудитория. «Хорошо, — продолжил я. — У меня к вам два вопроса. Первый: что именно из того, о чем вы говорили, вы считаете существенно важным? А вот второй вопрос: как бы вы помогли человеку приобрести это что-то?» Когда я задал эти во­просы, в зале наступила полная тишина. Тогда я сказал: «Предположим, я — наркоман. Помогите мне улучшить свою я-концепцию или повысить самооценку. Ну, помогите!»

Кто-то предложил: «Ну, можно применить оперантное обуслов­ливание».

«Отлично! — согласился я. — Выполните это обусловливание прямо сейчас. Покажите, что вы можете сделать». В зале снова стало очень тихо. Затем кто-то что-то промямлил об исцелении полученных в прошлом травм, и я сказал: «Хорошо, представим, что в детстве я подвергался сексуальному насилию. Покажите мне, как залечить эту травму». В зале опять наступила тишина.

Я продолжал в том же духе примерно в течение получаса, а затем продемонстрировал несколько быстро действующих приемов работы с я-концепцией, поскольку хотел, чтобы присутствующие поняли со всей отчетливостью, что я предлагаю нечто сильно отличающееся от того, что им уже известно. Я также хотел провести четкую грань между спо­собностью описать я-концепцию и способностью фактически ее изме­нить. Присутствующие рассуждали теоретически, но сделать в действи­тельности они могли очень немного.

Когда я после своего доклада шел по коридору, со мной поравнялся один из слушателей. Вид у него был озадаченный. Он сказал мне: «Знае­те, я уже много лет веду занятия по я-концепции и самооценке и даже написал об этом книгу. Но когда вы задали эти вопросы, ответить мне было нечего».

Проблемы или решения?

На полках книжных магазинов и библиотек представлены тысячи книг по «самопомощи». Поискав на сайте компании «Амазон» книги по «я-кон­цепции», я обнаружил 177 наименований; по «идентичности» оказалось 6593 наименования, а по «я» — целых 32 ООО! К сожалению, почти все они были посвящены проблемам, а не решениям. Эти книги переполнены описаниями проблем — теориями, примерами, рассказами и историями случаев, — но в них говорится очень мало о том, как эти проблемы разре­шать. В последней прочитанной мною книге по я-концепции 184 стра­ницы были посвящены описанию проблем я-концепции, но только на 7 страницах в конце обсуждались возможные решения, причем в рас­плывчатой и теоретической форме.

Используемое в психиатрии «Руководство по диагностике и ста­тистической классификации психических расстройств» (DSM-IV-R) на 873 страницах содержит описание всевозможных психических болезней, и при этом ни одна страница не посвящена тому, как помочь больному! Представьте, что было бы, окажись в такой ситуации практикующий ме­дик: у него имеется справочник объемом в 873 страницы, описывающий, какими заболеваниями может страдать человек, и ни слова о том, как их лечить! Как это ни печально, сегодня в таком положении находится боль­шая часть психологии и психотерапии, а ситуация в психиатрии, с ее ориентацией на медикаментозное лечение, по большей части еще хуже.

Даже если книги все-таки указывают значимые цели или методы решения проблем, они очень редко говорят о том, что фактически можно сделать, чтобы их достичь. Если бы подобным образом был написан ме­дицинский справочник, в нем говорилось бы, что способом лечения опре­деленной болезни является удаление поврежденной ткани, и ни слова не было бы о том, как именно это делается: там не было бы описания техни­ки хирургической операции и методов применения скальпелей, зажимов, кетгута, антисептиков, анестезирующих средств и т. д.

Наставление или обучение и тренинг?

Разница между наставлением и обучением, особенно в области образова­ния и личностных изменений, не всегда проводится достаточно четко. При наставлении или проповеди (preaching) могут указываться значимые цели, и в качестве первого шага, который сориентирует вас в отношении решения, это может оказаться полезным. Однако чтобы действительно достичь этих значимых целей, следует воспользоваться обучением (teaching). Еще одну грань следует провести между обучением и тренингом (training). Тренинг включает непосредственную практику, которая превращает хо­рошее обучение в практические навыки.

Около двух тысяч лет назад Христос проповедовал о важности и ценности прощения людей, которые причинили вам зло. Хотя сам он часто демонстрировал прощение, но, как видно, не сумел обучить других и привить им навыки того, как на самом деле нужно прощать.

И лишь недавно стало ясно, как следует обучать человека, чтобы он пришел к сострадательному пониманию того, что мы называем про­щением. Около десяти лет назад мы с моей женой Коннирой разработа­ли метод быстрого обучения человека тому, как обрести гармоничный, полноценный опыт прощения. Этот процесс обычно занимает менее часа, и мы привили тысячам людей навыки того, как обучить других этим действиям (4, 7). Несколькими годами ранее мы разработали схожий эффективный метод обучения человека тому, как пережить горе и пре­вратить его в чувство благодарности за знакомство с человеком, кото­рого вы лишились (1, 2, гл. 11). В этой книге описаны столь же быст­рые процессы, которые помогут вам стать тем, кем вы хотите быть.

«Я» и общество

В большинстве традиционных обществ к я-концепции не проявляют осо­бого интереса, поскольку общество само определяет, кем вы являетесь, начиная с момента рождения, а культура не предлагает никаких альтер­натив этому определению. Каждой традиционной культуре присущи свои взгляды на человеческий род и его место среди богов и прочей вселен­ной, которые почти никто не подвергает сомнению. Как говорит Тевье в «Скрипаче на крыше» (мюзикл-по рассказам Шолом-Алейхема. — Прим. перев.), «благодаря нашим традициям каждый из нас знает, кто он pi чего ждет от него Бог». В традиционной культуре индивидуальная идентич­ность — это всего лишь малая и бесспорная часть коллективной иден­тичности более широкого общества.

Часто говорят, что культура — это «совокупная мудрость группы людей». Но культура также содержит совокупную глупость группы лю­дей, причем паша собственная культура не является исключением. Од­нако благодаря знакомству с множеством культурных моделей исследо­вать собственные ошибки нам несколько проще.

Около тридцати лет назад я жил в Моабе, небольшом городке на юго-востоке Юты, в котором было 13 различных церквей, обслуживав­ших население численностью около 5 тысяч человек. В другом городке, расположенном примерно в 55 милях южнее, имелась только одна цер­ковь, рассчитанная почти на такое же число людей. В Моабе, с его рели­гиозным многообразием, намного больше людей проявляли интерес к соб­ственному «я» и поиску ответов, пытаясь выяснить, что значит быть муж­чиной или женщиной и что в действительности представляет собой здоровое человеческое существо.

Если вы смотрите на мир только под одним углом зрения, очень трудно хотя бы задуматься о постановке подобных вопросов. А если вы все-таки задумываетесь о них, еще сложнее отыскать другого человека, желающего поразмышлять о них и обсудить их с вами!

Современное общество терпимо к огромному множеству различных религий, мировоззрений и способов существования, так что вам прихо­дится либо делать выбор между ними, либо изобретать собственные. Мно­гие из нас находятся в процессе поиска, пытаясь выяснить, что такое человеческая жизнь, тогда как в большинстве традиционных культур это решение уже найдено. Вы можете не принимать культуру, в которой муж­чины обладают и управляют всем, а женщины являются собственностью своих отцов и мужей (как это было в США каких-нибудь сто лет назад), но люди внутри этой культуры принимают этот порядок вещей и беды, которые он порождает, поскольку даже не рассматривают возможные аль­тернативы.

В недавнем всплеске интереса к «я» также играет роль научное ми­ровоззрение, так как наука — способ постановки вопросов и эксперимен­тального выяснения того, как устроен мир. а не простое принятие описа­ния, предлагаемого каким-либо пророком или древним писанием. Хотя наука начинала с изучения природы, тот же самый процесс может быть направлен на постановку вопросов, касающихся самого спрашивающего, а также общества или культуры, к которой он принадлежит.

Представления о мире и о себе

Люди давно поняли, что наши представления о других и окружении час­то носят характер самоисполняющихся пророчеств. Человек, который счи­тает, что мир — место опасное, обнаруживает, что мир полон страхов, несчастий и разочарований. Тот, кто считает, что мир несет в себе множе­ство возможностей и неизведанных чудес, обнаруживает в том же самом мире бесконечное разнообразие, изобилие и радость.

То, что вы думаете о самом себе, еще важнее этих представлений, по­скольку ваша я-концепция сопровождает вас повсюду и влияет на весь ваш опыт. Если вы полагаете, что окружающие порочны и глупы, то можете уединиться на лоне природы, и это придаст вам сил. Но если вы полагаете, что порочны и глупы вы сами, бежать некуда, — за исключением временно­го спасения в виде чрезмерной стимуляции, притупляющих сознание нар­котиков или сна. С другой стороны, если вы верите в собственную доброту и ум, эти представления питают и поддерживают вас, даже когда вам очень трудно совладать с событиями и окружающими людьми.

Беспорядочное развитие я-концепции

Наша идентичность сформировалась путем случайного процесса проб и ошибок, некоторым образом объединившего различный опыт, положи­тельный и отрицательный, который у нас был, наряду с тем, что говори­ли нам родители и окружающие и чему они нас учили. Несмотря на лучшие намерения родителей и учителей, стремящихся придать нашей я-концепции полезные качества, этот процесс носит довольно беспоря­дочный и случайный характер. Некоторым из нас посчастливилось сфор­мировать я-концепцию, которая работает вполне успешно, тогда как другие оказались менее удачливыми.

В результате многие люди имеют дело с я-концепцией, которая функ­ционирует очень плохо и подводит их именно тогда, когда они более всего в ней нуждаются. Однако даже я-концепцию самых счастливых из нас можно заметно улучшить. Мне приходилось работать с исключительно способными и удачливыми людьми, и тем не менее у каждого из них была возможность научиться тому, как существенно улучшить свою я-концеп- цию. Пока еще я не встречал человека, эффективность я-концепции кото­рого составляла бы более двух третей ее потенциала. Люди, с которыми я работал на протяжении долгих лет, обучили меня широкому кругу полез­ных навыков, о которых я и не помышлял, и в настоящей книге представ­лены все эти навыки, организованные таким образом, что вы можете по­следовательно проверить их наличие у себя и добавить те, которыми вы еще не владеете.

Чего НЕТ в этой книге

Эта книга не касается ни «проблемы сознания», над которой сотни лет бьются мудрецы в пыльных кабинетах, ни логических, когнитивных или математических теорий я-концепции.

Книга не касается неврологии, биологии, химии и т. п., которые ле­жат в основе способности обладать сознанием и я-концепцией, а также различных физических и биохимических патологий, которые могут вли­ять на я-концепцию или подрывать ее.

Книга не касается ни истории различных философских и религиоз­ных представлений о я-концепции, ни роли религии, морали, политики, культуры, общества и семьи в развитии я-концепции.

На все эти темы уже написано множество книг. И хотя некоторые из них вызывают интерес, а какие-то даже полезны для других целей, они по большей части не имеют никакого отношения к тому, о чем эта книга.

О ЧЕМ эта книга

Эта книга посвящена вашему личному восприятию своей собственной я-концепции и тому, как вы можете узнать о ее функционировании, уси­лить ее и изменить ее, если захотите вести более насыщенную и прият­ную жизнь. Это очень практичное руководство, которое обучит вас на­выкам того, как быстро сделать свою я-концепцию более прочной и гиб­кой и согласовать ее с вашими ценностями и целями. Овладение этими навыками поможет вам избежать неприятных ловушек и последствий плохой я-концепции и позволит постоянно улучшать свою жизнь, реаги­руя на новые события.

Формат семинара-тренинга

Большая часть этой книги была подготовлена непосредственно по стено­граммам трехдневных тренингов, на которых участники исследовали раз­личные качества своей я-концепции в серии направляемых упражнений, после которых предоставлялась возможность задавать вопросы и прове- сти уточняющую дискуссию. После того как участники определяли, как именно функционирует их я-концепция, их обучали тому, как ее можно усилить и изменить различными способами.

Я сохранил в этой книге формат семинара-тренинга по ряду очень важных причин. Чтобы облегчить обучение, семинар тщательно плани­руется таким образом, чтобы одновременно вводить только несколько понятий или характеристик наряду с упражнениями, призванными пре­вратить обучение в тренинг. Затем мы постепенно объединяем эти поня­тия и навыки в более крупные смысловые совокупности. Поскольку я организую свое мышление и тренинг таким образом ради облегчения обучения, мне проще всего изложить материал аналогичным способом. Если вы будете делать паузы во время чтения для выполнения упражне­ний, то сможете приобрести такой же учебный опыт, как если бы вы участвовали в семинаре.

Но намного важнее то, что формат тренинга позволит вам увидеть то, что я в действительности делаю и чему вы можете на деле научиться. Я уже не помню, сколько раз мне приходилось наблюдать демонстраци­онные занятия, которые не имели почти ничего общего с тем, как авторы методик описывали в книгах, что они, по их мнению, делают. Стенограм­ма показывает, что именно я говорю, когда беседую с реальными людь­ми, чтобы научить их, как приобретать знания и изменяться. Замечания участников отражают широкий спектр того, что они открывают для себя, когда исследуют различные аспекты своей я-концепции, а задаваемые вопросы поднимают важные проблемы, которые проясняют, как молено использовать информацию и процессы, описанные в этой книге.

Чтение этой книги позволяет вам совершить аналогичное путеше­ствие, состоящее в исследовании и экспериментировании, используя при­обретаемые вами знания для своего личностного изменения и развития. Практикующие психологи, психотерапевты и консультанты узнают так­же, как обучить других улучшению и изменению их я-концепций, чтобы сделать их более функциональными и полезными.

Исходная база

Выяснять, что люди думают о себе, я начал более двенадцати лет назад, используя понятия и методы нейро-лингвистического программирования (НЛП), — области, впервые разработанной в начале 1970-х годов Ричар­дом Бэндлером и Джоном Гриндером. Эта область продолжает расти и развиваться по мере того, как ее методы используются для получения все больших знаний о функционировании нашего ума и применения этих знаний, чтобы помочь людям измениться. Я всеми силами старался на­писать эту книгу таким образом, чтобы ее мог понять любой человек, g> даже не имеющий подготовки в НЛП. Однако поскольку эта книга осно- £ вывается на НЛП, время от времени я прибегаю к терминам, методам и понятиям, которые выходят за рамки книги, В этих случаях я даю специ- <1 альные ссылки, которыми читатель может воспользоваться, если хочет получить более широкое представление об этих темах. Существует так­же общедоступная энциклопедия НЛП в сети Интернет (14).

Приобретение знаний о я-концепции стало захватывающим путе­шествием, во время которого я узнал о многих процессах, оказавшихся для меня неожиданными. Открытое мной часто срабатывало лучше, чем то, что я ожидал обнаружить, и это было хорошим признаком, показыва­ющим, что я выявляю нечто реально существующее, а не просто «по­вторно открываю» собственные допущения и заранее составленные мнения.

Общий обзор

Эта книга тщательно выстроена. Она начинается с краткого ознакомления с некоторыми общими понятиями, касающимися я-концепции, ценностей и самооценки. Затем обсуждаются некоторые причины, обусловливающие эк­страординарное влияние я-концепции, и важные критерии того, как может функционировать здоровая, согласующаяся с вашими ценностями я-кон­цепция, превращая вас в личность, которой вы хотите быть (главы 1, 2, 3).

Затем следуют структурированные упражнения, нацеленные на со­вершение открытий. Выполняя эти упражнения, вы сможете лично про­чувствовать различные аспекты своей я-концепции и узнать, как можно усилить ее позитивные качества, внося небольшие, но иногда глубокие и далеко идущие изменения в представления о самом себе (главы 4, 5, 6).

Далее вы узнаете, как можно использовать собственные ошибки, ч тобы сделать свою я-концепцию еще более прочной и эффективной, а затем поймете, как трансформировать эти ошибки, чтобы в следующий раз, когда жизнь предложит вам аналогичное испытание, вы смогли спонтан­но прореагировать так, как вам хочется (главы 7 и 8).

Затем вы узнаете, как можно привить себе какое-то совершенно но­вое качество, выбрав качество, которое вы хотите иметь, и превратив его в составную часть того, кто вы есть (глава 9).

Далее мы возьмем какое-то ваше качество, в котором вы сомневае­тесь, иногда полагая, что оно у вас есть, а иногда считая, что его нет, и пре­вратим эту неприятную неопределенность в невозмутимую уверенность, стойкое знание, которое соответствует вашим ценностям (глава 10).

Затем мы проанализируем опасности, возникающие при сравнении себя с другими людьми и оценке себя с точки зрения черт, которых вы лишены, и то, как избежать серьезных проблем, которые эти действия вызывают (глава 11).

Потом мы узнаем, как превратить какое-то имеющееся у вас каче­ство, которое вам не нравится, в то, которое вам симпатично и соответ­ствует тому, чего вы действительно хотите в жизни (глава 12).

Затем мы сместим фокус, занявшись изучением границ вашей я-кон­цепции и того, как можно изменить свои реакции на события, обладая границами, которые гибко защищают вас от мнений, взглядов и посяга­тельств других людей (глава 13).

Далее мы исследуем то, как регулировать границы своей я-концеп- ции, чтобы облегчить установление взаимной близости с другими людь­ми, сохраняя при этом твердое ощущение своего «я» (глава 14).

И наконец, мы обобщим и повторим пройденное.

Если вы предпочитаете беглый просмотр

Поскольку я хочу, чтобы вы поняли, как воплощать представленную в этой книге информацию в практические действия, последовательность глав в книге выбиралась очень тщательно для облегчения усвоения материала. Каждая глава вбирает в себя и развивает понятия и навыки, о которых сообщалось в предшествующих главах. Без усвоения этих предваритель­ных понятий отдельные части последующих глав будут вызывать трудно­сти. Поэтому я настоятельно рекомендую, чтобы вы читали главы по по­рядку. Но если вы хотите начать с каких-то более коротких отрывков, что­бы получить общее представление об этой книге, у меня есть ряд подсказок.

В главе .9 приведена дословная запись занятия, на котором мужчи­ну обучали тому, как увидеть в себе человека, достойного любви, вклю­чая последующие интервью с ним и его женой, демонстрирующие глубо­кое влияние, которое обучение оказало на его брак и его жизнь.

В главе 13 дается еще одно непосредственное применение обуче­ния — как изменить свои границы, с тем чтобы защитить себя от мнений, влияний и посягательств других людей.

С главы 4 начинается процесс исследования структуры своей я-концепции и того, как ее упрочить и изменить.

Приложение в конце книги — это еще одна возможность добиться быстрых изменений посредством простых процессов, называемых «перс­пективными паттернами». Способность взглянуть на какой-то опыт «в перспективе» очень полезна и также является одним из фундаменталь­ных процессов, лежащих в основе вашей я-концепции.

Можно также прочитать резюме в конце каждой главы.

Надеюсь, что, выбрав один или несколько из этих вариантов, вы вернетесь к началу книги и прочитаете главы по порядку, чтобы расши­рить свои знания и извлечь для себя большую пользу. Я приглашаю вас совершить это путешествие вместе со мной и с участниками тренинга, чтобы узнать, что вы думаете о себе и как быстро изменить эти представ­ления, чтобы вы могли стать человеком, которым вы хотите быть.

Иекоторые вопросы

Прежде чем мы начнем исследовать вашу я-концепцию, я просил бы вас оценить ряд базовых и очень важных вопросов, на которые эта книга подробно ответит:

  • Что такое я-концепция?
  • Чему она служит?
  • Из чего она состоит?
  • Как она работает?
  • Что делает ее столь могущественной?
  • Как ее изменить?
  • В чем различие между я-концепцией и самооценкой?
  • Какова связь между индивидуальной я-концепцией и религиозным или мистическим опытом?

Если вы хотите узнать практические ответы хотя бы на некоторые из этих вопросов, читайте дальше.

Нет комментариев