Read Трансформация “Я” Глава 2 – ВЛИЯНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ

0 863

 

Люди уже давно признали значимость и влияние я-концепции. Но что делает ее столь значимой? Существует несколько элементов, которые обусловливают влияние я-концепции на поведение. Хотя перечисленные ниже элементы в значительной степени накладываются друг на друга, полезно рассмотреть их поочередно. Итак, я-концепция — это:

Очень широкое обобщение в отношении «я».
Система, которая образует временной и пространственный континуум.
Система прямой связи, ориентированная на будущее.
Рекурсивная система, которая соотносится сама с собой и воздействует сама на себя.

Я-концепция — это широкое обобщение

Думая о себе, мы обычно рассуждаем с точки зрения качеств и устано­вок. хотя конкретное качество — это лишь часть я-концепции. Если я считаю себя «настойчивым», то концентрирую весь свой опыт, связан­ный с настойчивостью, в одном понятии, одном слове — «настойчивость». Потребовалось бы слишком много времени, чтобы вспомнить все то ог­ромное множество событий, когда я проявлял настойчивость в отноше­ниях с самыми разными людьми, в самых разных контекстах и в связи с самыми разными проблемами в течение долгих лет жизни.

«Настойчивость» — очень широкое обобщение, поскольку, говоря: «Я настойчивый человек», — я полагаю, что данная характеристика от- носится ко всей моей жизни. Подобно всем обобщениям, это утвержде­ние ведет к искажениям. Я не всегда настойчив; иногда имеет смысл бы­стро от чего-то отступиться. Я не настойчив, когда погружаюсь в сон, который занимает примерно треть моей жизни; имеется и множество других исключений. Однако представление о себе как о настойчивом может со­служить мне хорошую службу в качестве ориентира, указывающего на то, каким я хочу быть, — как сейчас, так и в будущем.

Поскольку ваша я-концепция является столь широким обобщени­ем, изменения в ней будут сказываться на протяжении всей жизни и повлияют на весь релевантный опыт. Иногда эти эффекты бывают на­много более масштабными, чем может показаться на первый взгляд. На­пример, одни мужчина всегда считал себя «плохим мальчиком», а его жена постоянно сетовала на его лихачество за рулем. Когда он изменил свое представление о себе как о «плохом мальчике», спонтанно измени­лись многие из его моделей поведения, одним из следствий чего стало то, что его манера вождения больше не беспокоит его жену.

Я-концепция образует временной и пространственный континуум

Ваша я-концепция сопровождает вас всегда и везде. Вы остаетесь тем же самым человеком, даже когда ваше поведение меняется в зависимости от места событий или от отрезка вашей жизни. Вы сохраняете свою я-кон­цепцию даже в сновидениях. Был ли такой случай, когда вы не знали, кто вы? В подростковом возрасте вы могли быть озадачены и не уверены в отношении того, кто вы, но вы знали, что вы некто, кто озадачен и неуверен.

Несмотря на изменения во внешнем контексте, я-концепция фор­мирует устойчивый внутренний контекст, фундаментальную внутреннюю структуру понимания вашего опыта. Какие бы мысли и чувства вас ни посещали, какие бы действия вы ни совершали, они принадлежат вам и занимают определенное место в этой фундаментальной структуре я-кон­цепции.

Когда люди делают что-то необычное, они часто говорят: «Я был сам не свой». Но кто это произносит? Даже говоря: «Я был сам не свой», они продолжают утверждать свое «я», которое остается прежним вопре­ки необычному поведению. Сохраняется определенная преемственность, несмотря на то, что они совершили поступок, который выходит за их обычные рамки. Они по-прежнему говорят: «Я был сам не свой», а не «Он был сам не свой».

Аналогичным образом мы говорим «Когда мне было три года», а не «Когда ему было три года». В трехлетнем возрасте вы были совершенно другим человеком, чем теперь. Тем не менее, несмотря на все эти разли­чия, большинство людей считают, что остаются теми же самыми людьми на протяжении долгих лет и в процессе многочисленных изменений. Если вы станете на них наседать, они могут сказать: «Ну конечно, тогда я был во многом другим», но опять же они исходят из того, что «я» остается тем же, даже когда они говорят о различиях.

Важность этой преемственности можно прояснить одним неболь­шим сравнением. Если кто-то избавляется от фобии, беспричинного страха, благотворные последствия этого обычно проявляются в течение очень коротких отрезков времени и в очень незначительном количестве кон­текстов. Случается, что люди страдают фобией, которая дает о себе знать один-два раза в день по несколько минут, но обычно она напоминает о себе пару раз в месяц или даже реже. Люди с фобией обычно научаются избегать ситуаций, которые вызывают у них страх, поэтому они. возмож­но, испытывают его только пару раз в год, когда забываются. Многие люди не попадают в фобические ситуации на протяжении долгих лет и фактически могут не знать, продолжают ли они страдать фобией, так как с тех пор, когда у них была возможность проверить свою реакцию, про­шло очень много времени. Поэтому хотя фобия может быть крайне не­приятной, обычно она влияет на человека только в редких контекстах и в течение короткого времени. Когда люди избавляются от своей фобии, благотворные последствия этого проявляются только в этих немного­численных ситуациях.

Обычно устранение фобии у людей не оказывает сильного влияния на их я-концепцию, но многое зависит от того, как они воспринимают фобию. Если они рассматривают ее просто как присущую им привычку или проблему, то могут даже не вспомнить о ней, после того как она исчезла. Однажды на проводившемся в конце недели семинаре мы с Кон- нирой обучали одну женщину тому, как избавиться от страха перед лиф­тами, используя метод, созданный разработчиками НЛП (2. гл. 7). Мы стараемся доводить свою работу до конца, поэтому пару недель спустя я позвонил этой женщине и спросил:

«Ну, как ваш страх перед лифтами?»

Она переспросила: «Что?»

Я сказал: «Помните ли вы, как две недели назад приняли участие в нашем семинаре и мы работали над вашим страхом перед лифтами?»

«Да, конечно».

«Пользовались ли вы после этого лифтом?»

Она немного подумала и сказала: «Черт возьми. Я ведь раза два проехалась на лифте на прошлой неделе». Она заходила в лифт, даже не замечая этого, и данный случай очень типичен. Он является прекрасным комплиментом методу, хотя и нежелателен с точки зрения обращения клиентов за помощью. И он наглядно показывает вам, что эта женщина не внесла поправок в свою я-концепцию.

Напротив, ваша я-концепция постоянно сопровождает вас и влияет на вас, где бы вы ни находились. Поскольку она имеет столь широкий охват, изменения в вашей я-концепции скажутся на всей вашей жизни, всем вашем опыте. У этого правила имеется лишь несколько очень редко встречающихся исключений: множественная личность, некоторые нар­котические состояния или иные необычные диссоциативные или амне- стические состояния, в которых утрачивается нормальная преемствен­ность я-концепции.

Однако изменение специфического поведения, например фобии, иногда может вызвать изменения и в я-концепции. Человек, избавив­шийся от своей фобии, может зайти в лифт, заметить различие и сделать вывод: «Я стал другим человеком» или «Я — человек, способный быстро измениться» или прийти к каким-нибудь еще заключениям о себе.

Если вы хотите вызвать определенное изменение в чьей-то я-кон­цепции, может оказаться полезным сознательное установление подоб­ной причинно-следственной связи между поведенческой переменой и из­менением в я-концепции; для этого надо побеседовать с клиентом, преж­де чем пытаться изменять его реакцию. «Вы страдали этой фобией 22 года и испробовали множество подходов, чтобы ее устранить, но все усилия оказались тщетными. Если бы вы теперь сумели избавиться от своей фобии за очень короткое время посредством простого процесса визуали­зации, это стало бы позитивным доказательством того, что вы человек, способный на быстрые и глубокие изменения, — просто вы раньше не знали, как их добиться, — и это дало бы толчок всем прочим изменени­ям, которые вы хотели вызвать в себе в течение столь многих лет, — разве не так?»

Если вы можете убедить кого-то полностью согласиться с этой при­чинно-следственной связью, то при устранении фобии ваши действия изменят то, что человек думает о себе. Это один из способов использова­ния ограниченного поведенческого изменения для получения намного больших конечных изменений в я-концепции. Подобным образом можно использовать любой простой метод модификации, если предварительно был сформирован взгляд на причину и следствие («изменение в поведе­нии означает изменение “я”»).

Хотя таким образом на я-концепцию может повлиять любое изме­нение, существует один метод НЛП, разработанный Ричардом Бэндле- ром, «паттерн взмаха» (Swish Pattern.), который специально и непосред­ственно формирует какой-то элемент я-концепции, хотя этот прием обычно и не описывают подобным образом. Разбор данного метода может зало­жить хорошую основу для понимания некоторых наиболее фундамен­тальных идей, касающихся функционирования вашей я-концепции.

Используя паттерн взмаха, вы создаете желательный образ «себя такого, каким вы хотите стать, себя будущего, у которого больше нет этой проблемы». «Взгляните на образ самого себя, избавившегося от этой проблемы». Вот очень точное указание по созданию нового собственного образа. Затем этот образ связывают с контекстами, в которых имело ме­сто прежнее нежелательное поведение. Для того чтобы этот паттерн хо­рошо срабатывал, необходим ряд дополнительных элементов, которые подробно обсуждаются в других работах (2, гл. 17; 9, гл. 3). Тем не менее в основе паттерна лежит собственный образ, который властно побуждает вас принять его. Это образ себя раскрывшегося, себя будущего, челове­ка, проявляющего все те личные качества — восприимчивость, понима­ние, конгруэнтность и т. д., — которые превращают проблему в нечто оставшееся в прошлом.

Существует еще один аспект паттерна взмаха, который заслуживает внимания. Когда вы создаете собственный образ, вас убедительно просят не представлять себя демонстрирующим определенное поведение и не представлять себя в каком бы то ни было конкретном контексте. При устранении специфического поведения и контекста образ превращается в нечто являющееся истинным выражением вас, становясь независимым от поведения и контекста, в результате чего он становится частью вашей я-концепции, которая выходит за пределы пространства и времени или любого конкретного поведения.

Если вы формируете паттерн адекватным образом, трансформация происходит очень быстро, часто в течение нескольких минут, а иногда меньше чем за секунду! Вы можете увидеть это со всей очевидностью в первом демонстрационном примере на видеокассете, которую мы с Кон- нирой отсняли много лет назад (10). Скорость изменений при этом пат­терне поистине феноменальна. Хотя я знаю, как можно вызывать этот эффект систематически, и наблюдал его множество раз, меня по-прежне­му поражает, что все может происходить так стремительно. Подобную ско­рость изменений делают возможной два элемента я-концепции. Я-кон­цепция — это система прямой связи, ориентированная в будущее, и она рекурсивно воздействует сама на себя.

Я-концепция — это система прямой связи

Система «прямой связи» (feed-forward) совершенно не похожа на систе­мы обратной связи, которые лучше известны большинству людей. В си­стеме обратной связи информация о текущем состоянии «возвращается обратно» в систему, чтобы сохранить это состояние в определенных рам­ках. Знакомым примером здесь является термостат, который поддержи­вает температуру в вашем доме. Термостат бездействует до тех пор, пока в вашем доме не станет прохладнее или жарче установленного уровня. После чего он посылает сигнал нагревательному или охлаждающему ус­тройству, которое возвращает температуру к предварительно установ­ленному уровню. В каждом организме имеется много тысяч подобных систем обратной связи, которые регулируют его пищевой и водный ба­ланс, температуру, химический состав крови и т. д., чтобы сохранить це­лостность всей системы.

Если бы у нас были только системы обратной связи, мы никогда не смогли бы перерасти себя самих. Мы были бы всего лишь сложно устро­енными термостатами. К счастью, у людей также имеются системы пря­мой связи, которые побуждают нас развить в себе новые способности. У меня есть любимый анекдот, который иллюстрирует работу системы прямой связи.

Однажды утром солдат-новобранец просыпается в армейской ка­зарме и начинает вести себя очень странным образом. Он непрерывно заглядывает повсюду — под кровати, в тумбочки, за шкафчики, — что-то навязчиво выискивая. Когда его командир спрашивает, что происходит, солдат отвечает:

— Бумажку ищу, сэр.

—Ты потерял ее?

— Нет, сэр.

—Что это за бумажка?

— Не знаю. сэр.

—Хорошо, как она выглядит?

— Не знаю, сэр.

После множества подобных безуспешных вопросов офицер сдается. А солдат продолжает свои поиски.

Солдат ищет свою бумажку несколько дней напролет, и наконец офицер направляет солдата к психиатру, который спрашивает: «Ну, так в чем же проблема?» Солдат снова отвечает: «Вот, бумажку ищу». Пока психиатр задает солдату вопросы, тот роется в бумагах на столе у психи­атра, заглядывает в мусорную корзину, на полки, под коврик и т. д. Он продолжает везде искать бумагу, не останавливаясь ни на минуту. Нако­нец через несколько дней психиатр сдается и говорит: «Сынок, мне ка­жется, что служба в армии оказалась для тебя немного трудноватой. Нам лучше демобилизовать тебя по психиатрическим причинам». Врач за­полняет демобилизационную форму, и когда он вручает ее солдату, тот восклицает: «Вот же она!»

Система прямой связи работает аналогичным образом. Вы устанав­ливаете перед собой цель, а затем определяете, что вам нужно сделать для ее достижения. В бизнесе и промышленности это иногда называют «стратегическим планированием» или «обратным планированием». Осо­бенно ярким примером здесь является составление всех тех сложных планов, которые были необходимы для высадки человека на Луну и воз­вращения его на Землю. Это планирование называют «обратным», по­скольку вы начинаете с конечной цели — в данном случае с возвращения человека с Луны на Землю, — а затем планируете в обратном временном направлении, двигаясь к настоящему. Достижение целей в реальной жизни часто отнимает массу времени из-за всевозможных практических шагов, которые вам приходится предпринять, чтобы добиться желаемого. Одна­ко когда тот же самый процесс прилагается к вашим идеям в отношении самого себя, он обычно протекает на удивление быстро благодаря еще одному очень важному элементу — рекурсии (повторению).

Я-концепция соотносится сама с собой и является рекурсивной

Когда я создаю собственный образ, то Являюсь одновременно и создате­лем образа, и тем, что этот образ отражает. В этом процессе я играю роль и субъекта, и объекта, в результате чего образуется замкнутая петля, ко- торая соотносится сама с собой и воздействует сама на себя. Этот аспект я-концепции может оказывать очень сильное воздействие — как во бла­го, так и во вред. Повседневным примером рекурсии является то, что называют «самоисполняющимся пророчеством». Скажем, если человек чувствует уверенность в том, что он справится с какой-то задачей, он может преступить к ней, используя все свои личные ресурсы, и пока все идет хорошо, он может почувствовать себя еще более уверенно, форми­руя позитивный цикл.

Но если человек перед докладом беспокоится о том, что может раз­нервничаться, это беспокойство фактически создает именно то, чего че­ловек хотел избежать. Чувство тревоги заставляет его беспокоиться еще сильнее, формируя порочный цикл: он плохо читает доклад, в результате чего в следующий раз он будет беспокоиться перед выступлением еще больше. То есть рекурсия может быть и позитивной, и негативной, в за­висимости от того, какая цель воображается и особенно когда цель отри­цается из желания не поддаться тревоге.

Если у меня имеется некоторая идея в отношении какого-то камня, это может сказываться на том, что я думаю по поводу этого камня и как я воздействую на него, но идея не изменяет свойств самого камня. Когда же у меня имеется некоторая идея в отношении самого себя, она обяза­тельно замкнет петлю и повлияет на мои установки и действия. Если я считаю себя неуклюжим, эта мысль создаст предпосылки к тому, что я буду действовать более неловко, чем повел бы себя в противном слу­чае. Как правило, я стану обращать внимание на случаи, когда споткнул­ся или неудачно бросил мяч, и это подкрепит и усилит мое убеждение. Если я считаю себя ловким и умелым, то стану подмечать случаи, когда я удачно бросил мяч. подкрепляя данное убеждение. Ваша я-концепция постоянно поддерживает и воссоздает себя в виде цикличной петли.

Человек — система не только физическая, но и информационная, и ваша я-концепция существует в вашем сознании как часть этой инфор­мационной системы. Скорость рекурсии в информационной системе обус­ловлена исключительно скоростью передачи информации. Хотя скорость передачи информации по человеческим нервам намного ниже, чем в ком­пьютере, она все-таки очень и очень высока — порядка доли секунды.

Когда кто-то создает образ самого себя как личности, обладающей способностью и решимостью научиться правильно питаться, выполнять физические упражнения и т. д. — всему тому, что необходимо ему для похудания, — это изменение в его внутреннем опыте может произойти буквально мгновенно, поскольку оно существует в его сознании. Конечно, оно не сделает его стройным за одно мгновение! Для перемен в физиче­ском мире требуется определенное количество времени, но изменение в понимании, которое делает их возможными, происходит почти мгновенно.

Пока в фокусе нашего внимания были убеждения, которых вы при­держиваетесь в отношении самих себя. Однако вам также присущи убеж­дения в отношении своего окружения и других людей, и важно понять, что какое-то причиняющее беспокойство убеждение может касаться как вас самих, так и внешнего мира — или и вас и его. Представления о мире и о себе часто взаимозависимы, они обусловлены тем, как вы расценива­ете происходящее. Например, если вы считаете, что мир подавляет вас, это может быть равносильно утверждению, что я считаю себя бессиль­ным. Многие проблемы, которые первоначально кажутся проблемами с окружением человека, можно решить намного проще путем внесения из­менений в его я-концепцию.

Резюме

Влияние я-концепции основано на ряде совместно работающих эле мен­тов. Ваша я-концепция — это очень широкое обобщение в отноше­нии вашей личности, которое образует временной и пространствен­ный континуум, отражающийся почти на всех ваших действиях. Это также система прямой связи, которая ориентирована на будущее и которая рекурсивно воздействует сама на себя, очень быстро воссоз­давая и поддерживая себя.

^ Как и в случае всех форм влияния, влияние я-концепции может быть со­зидательным или деструктивным в зависимости от его направленно­сти. У каждого из нас имеется я-концепция того или иного рода, неко­торая идея о том, кто мы такие. Очевидно, у некоторых людей я-кон­цепция функционирует не слишком хорошо, что позволяет им реализовать лишь небольшую долю своего потенциала. У других людей я-концепция имеет прочное основание, позволяя им вести успешную и приносящую удовлетворение жизнь, даже когда они испытывают зна­чительные трудности, имеют физические недостатки или сталкива­ются с внешними ограничениями.

Содержание вашей я-концепции — это результат выборки небольшого ряда событий из вашего богатого опыта и отождествления себя с ними. «Вот кто я такой». Такие элементы я-концепции, как рекурсия и прямая связь, продолжают этот селективный процесс, вследствие чего наши представления о собственной личности обычно подкреп­ляют себя посредством дальнейшего селективного восприятия, по­ведения и памяти. Ограничивающее убеждение становится еще более ограничивающим, а раскрепощающее — еще более раскрепощающим. Изменение в вашей я-концепции вызывает быструю реорганизацию, которая распространяется вширь и вглубь, влияя на многие аспекты вашей жизни. Подробности того, как именно это происходит и как превратить ограничивающие представления о самом себе в убежде­ния, придающие силы, будут описаны в оставшейся части книги. Но сначала давайте рассмотрим критерии, которые станут гарантией того, что ваша я-концепция окажется действенной и успешно спра­вится со своими задачами.

Нет комментариев