Read Шесть слепых слонов 1.Введение

0 777

Введение

Чему, как вы думаете, я обязан своим развитым мозгом?

Потребности двигаться, перемещать свое тело? Ничуть! Крыса, у которой мозг развит вдвое меньше моего, двигается так же, как и я. Главное здесь не потребность что-то делать, но потребность знать, что делаешь, чтобы не уничтожить самого себя в слепом стремлении жить.

Бернард Шоу, «Человек и сверхчеловек».

Каким образом жена, увидев, что муж пережарил яйца, при­ходит к выводу, что ей нужно получить развод? Каким образом муж, заметив молчание жены, решает, что «женился не на той женщине»?

Все мы постоянно обращаемся к определенному диапазону опыта, и затем классифицируем его, чтобы объяснять и понимать. Этот автоматический бессознательный процесс обычно работает очень хорошо. Но в некоторых ситуациях и в разное время он также может заманить нас в весьма неприятные, запутанные и иногда смертельные ловушки. Основная цель написания этой книги заключается в том, чтобы понять диапазон нашего опыта, к которому мы обращаемся, и/или переформировать его так, чтобы он служил нам лучше.

Например, жена, муж которой пережарил яичницу, может определить мужа к категории «равнодушного», и затем, думая обо всех случаях, когда он не делал то, что она хотела, решить, что «он не любит ее», и что развод — это единственный выход. Но если бы она была более внимательной к мужу, когда он гото­вил яичницу, она могла бы заметить, что он не уследил за яй­цами, поскольку старательно улаживал по телефону важные вопросы с детьми.

Муж, замечая молчание жены, может посчитать это «безраз­личием», помня о том, как отзывчивы были к нему его бывшие подружки, и решить, что «он женился не на той женщине». Если бы он был более внимателен к ней, то понял бы, что она пришла очень уставшей после длинного рабочего дня, и ей необходимо немного побыть одной, прежде чем полностью сосредоточить свое внимание на нем.

Когда мы понимаем, как бессознательно обращаемся к диа­пазону нашего опыта, автоматически классифицируем его, и затем реагируем на значение этой классификации, это открывает нам целый мир альтернативных выборов и возможностей. Когда нам не нравится значение события, мы можем поменять рамку и/или категорию, к которой мы относим это событие, чтобы поменять его значение.

Диапазон и категория взаимодействуют друг с другом не­сколькими способами. Изменение в диапазоне часто меняет то, к какой категории мы относим опыт. В то время, как я это писал, моя жена попросила у меня стикер, чтобы поставить пометку на письмо, и когда я передал ей розовый стикер, она сказала, что хотела желтый. Я решил, что с ее стороны это был бессмыслен­ный «каприз», потому что от розового стикера был бы тот же самый толк, что и от желтого, и почувствовал себя раздражен­ным, поскольку вынужден был искать желтый стикер. Затем я увидел, что письмо было написано на яркой розовой бумаге; ро­зовый стикер был бы незаметен на нем, поэтому ее просьба имела свою причину. Более широкий диапазон изменил то, как я классифицировал ее просьбу и мое отношение в конечном итоге, и мою реакцию.

Категорию можно разделить на более конкретные категории или объединить с другими категориями в более общие, создавая «логические уровни» мышления. Часто мы быстро поднимаемся по этой лестнице уровней, приходя в итоге к неполезной катего­ризации.

Например, возможно вы припомните случай, когда делали что-то очень хорошо, и затем замечали, что кто-то наблюдает за вами/Возможно, ваша способность делать то, что вы делали, ухуд­шилась от того, что вы почувствовали себя самоуверенным, и пе­ренесли ваше действие в категорию «исполнение» или «оценка». В этом случае более широкая рамка создала проблему, а не реше­ние.

Если вы вспомните последнюю ссору с супругом, или с другим близким человеком, и затем подумаете обо всем остальном позитивном опыте, который связан у вас с этим человеком, более широкая группа рамок автоматически изменит ваши чувства, и по­зволит спокойно обсудить ваши разногласия.

Категоризация всегда меняет рамку нашего опыта. Благодаря категории «весь остальной позитивный опыт, который у вас был с этом человеком» вы обратите внимание на множество других об­разов, и она поместит обычную ссору в гораздо более широкий диапазон.

Если кто-то говорит вам: «Как ты интересно это делаешь», и вы отнесете это утверждение к категории «критика», вы, скорее всего, будете чувствовать себя плохо и будете думать о другом не­приятном опыте в этой категории, и даже чувствовать себя еще хуже. Но если вы отнесете это утверждение к категории «компли­менты», вы будете чувствовать себя польщенным и думать об этом в контексте других комплиментов, и чувствовать себя еще более польщенным.

Многие такие взаимодействия между диапазоном и катего­рией могут затруднять последующие шаги, которые обычно происходят быстро и бессознательно, но результат стоит того — станет значительно меньше чувств разочарования, беспомощно­сти, непринятия, и соответственно больше ощущения свободы, возможностей выбора и удовлетворения.

Понимание того, как мы понимаем события и явления во­круг нас — одна из самых трудных для нас задач, поскольку нам необходимо использовать свой процесс понимания, чтобы понять процесс, это похоже на использование микроскопа для изучения его же самого. Ограничения и предубеждения в нашем способе понимания могут легко заставить нас закрыть глаза на эти же самые ограничения.

Все вербальное описание так же линейно и последовательно, как и слова на этой странице. Но события в реальном мире, а не в головах, обычно лишь частично последовательны; многие скорее одновременны. Можно описать одновременные события, исполь­зуя последовательность слов. Когда я описываю одни аспекты того, каким образом мы понимаем и наделяем смыслом, часто я вынужден временно упускать из внимания другие вещи, проис­ходящие в то же самое время. Поэтому, если у вас иногда возникают вопросы «а как насчет…?», то немного потерпите, и вы по­лучите ответы.

Учитывая эти осложняющие факторы, я вынужден начать с достаточно простых особенностей, определений и примеров, а затем создать из них основу для того, чтобы описать более слож­ные примеры, а также их практическое применение.

Если несколько первых глав кажутся тяжелыми для восприя­тия и не помогают понимать проблемы вашей жизни, немного тер­пения, и вы получите много полезных способов применения их на практике. Чтобы ознакомиться с некоторыми из них, вы можете заглянуть в главы 12 и 13 в которых рассказано, как по-новому классифицировать опыт, или попробовать упражнение «Перспек­тивы совокупного диапазона категории» на странице … (гл. 8).

Поскольку первые главы этой книги объясняют понятия, о ко­торых речь пойдет дальше, то, ознакомившись с ними в первую оче­редь, вы сможете использовать в полной мере оставшиеся главы, большинство из которых можно читать в любом порядке. Однако, если вы предпочитаете беглый просмотр, то быстрое погружение в последние главы позволит вам понять полезность того, что распо­ложено в начале, прежде чем вы вернетесь к первым главам. В конце каждой главы есть резюме, что является еще одним спосо­бом получить общее представление о рассматриваемых темах.

Эта книга указывает на различные аспекты вашего опыта, и предлагает вам новые способы размышлять о нем, организовы­вать его, делать его понятным, расширять его, что даст вам больше вариантов выбора того, как вы можете изменить его, когда он вам служит. Но, в конечном счете, ответы будут в вашем собствен­ном опыте, в ваших исследованиях и выводах о том, как рабо­тает ваш разум.

Диапазон опыта и категория являются фундаментальными процессами, которые лежат в основе любого человеческого опыта — от обычных сомнений и радостей, до состояний блаженства, описанных мистиками и духовными учителями. Эти процессы по­зволяют по-другому объединять, организовывать, и перепроверять все полезные методы понимания, которые были разработаны в об­ласти психотерапии и личностного роста в течение многих лет. Они также могут помочь определить, почему некоторые подходы являются «тупиковыми», ведущими в никуда, опасными.

Как маленький мальчик с новым молотком, я счастливо огля­дывался по сторонам, в поисках того, что еще я могу забить этими новыми инструментами, находя все более и более полезное при­менение. Многие части этой книги прошли через значительные редакции, потому что я сам иногда осознавал собственные ошибки, но чаще всего, потому что другие люди указывали мне на них. Наверняка, есть еще ошибки, которые мы пока не нашли, и я с нетерпением жду дальнейших исправлений и дополнений других людей в продолжающемся процессе поиска полезных от­крытий. Если иногда то, что я пишу, кажется непонятным, вспом­ните выражение Уоррена МакКаллоха: «Не кусайте меня за палец, посмотрите куда я показываю».

Стив Андреас. Март, 2006 г.

Я родился не знающим,
И у меня совсем немного времени, чтобы изменить это здесь и там.

Ричард Ф. Фейнман

Нет комментариев