Read Шесть слепых слонов 2. Вступление

0 766

Ни истина, ни точность. Это я отрицаю
В своем обучении, также как и молодежь, взывающая
К святым порядкам, должна отрицать мир.
«Если …, то …», лишь это только признаю;
И все мои достижения — только лишь цепи,
Связывающие двойню сомнений, ведь напрасно вопрошать,
Можно ли доказать то, что я предположил,
Или имеет ли то, что я доказываю, отпечаток факта.
Мосты все еще стоят, а люди уже не ползают
По двум измерениям. И такие достижения не происходят
Ни из единой частички силы той игры,
Которую имеет она над своими оригиналами,
Игры для трижды ослабленных теней вещей.
Как хрупка палочка, но как глубоко заклинание!

Кларенс Р. Уили-младший, математик .

Жизнь заканчивается не знанием, а действием.

Фрэнсис Бэкон

Эта книга предполагает, что вы уже прочли первый том книги «Шесть слепых слонов», в котором исследуются фундаменталь¬ные свойства и понятия терминов «диапазон» и «категория». Речь идет о процессах, которые присутствуют в любом мышлении. Диапазон, или граница, — это уровень, до которого мы можем дойти в наших чувствах и в наших внутренних образах (вспоми¬наемых или сконструированных), основываясь на сенсорных си¬стемах восприятия. Затем мы выбрали и собрали группу диапазонов в так называемые категории базового уровня. Мы про¬делали это в соответствии с определенными критериями, чтобы организовать и упростить наш опыт.
Мы также подразделили эти категории базового уровня на более конкретные категории и объединили их в более общие ка-тегории, создав «логические уровни» понимания. Эти уровни являются метками нашего разума и базой, которые мы используем I восприятии и понимании окружающего нас мира и в нашей воз¬можности его изменять. Диапазоны и категории взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом разными способами. Изменения в диапазоне обычно ведет к изменениям того, как мы категоризи¬руем, а изменения в категоризациях всегда ведут к изменениям в диапазонах, которым мы уделяем внимание.

Категории и события создают «значения» и «смыслы» в соо-тветствии с контекстом, который является примером диапазона большего уровня. Наши «ценности» — это категории того, что для нас является важным, построенные по иерархическому при-нципу направляющие наше внимание в сторону наших нужд и ин¬тересов. Категория «дом» защищает нас от непогоды, а категория «еда» помогает нам восполнять силы и получать необходимые организму элементы. Если мы смешаем эти категории, то мы придем к тому, что попытаемся съесть наш дом или укрыться под едой от непогоды. Ни то, ни другое не принесет нам никакой пользы.
Эти процессы проходят неосознанно, и мы обычно действуем так, словно результатом этих процессов могут быть либо «истина», либо «реальность», а не сложное их сочетание. В боль¬шинстве случаев, мы игнорируем подобные процессы и предпо¬лагаем, что мир вокруг нас и наш опыт в его восприятии, обусловленный этими процессами, являются реальными.
Однако иногда мы оказываемся в ситуациях, которые причи¬няют нам боль и разочарование и из которых мы не всегда можем найти выход. В такие моменты нам крайне важно понять, почему наши мыслительные процессы привели нас в подобную тупико¬вую ситуацию. И без этого понимания мы застреваем в них и, как бы сильно мы не старались, мы остаемся в плену непонимания. В первом томе мы рассмотрели, как можно изменять диапазоны того, к чему мы стремимся, и как мы можем категоризовать раз¬ными способами, чтобы изменить наш опыт и наше восприятие.
Этот том помогает применить фундаментальные навыки, описанные в первом томе к набору разнообразных проблем, кото¬рые часто возникают в коммуникации и во взаимопонимании. И начнем мы с изучения «подтекста» — способа сказать что-то, не говоря об этом прямо. Подтекст опирается на те категории, кото¬рые мы не всегда осознаем и они могут быть использованы и по¬зитивным, и негативным способом.
Вербальные подтексты основаны на «отрицаниях» — уни-кальный фундаментальный навык в мышлении человека и в ма-тематике, но который становится опасным, если его не осознавать «Суждения» делят мир на две части — «хорошо» и «плохо». Этот навык полезен, когда речь идет о жизни и смерти. Но в повседне¬вной жизни это может привести к огромным проблемам. Невер¬бальные и контекстуальные подтексты утилизируют способы неосознанной категоризации и обратной связи, которую мы даем нашему окружению.

Мы делим наш опыт на различные «способы действий», ос¬новные типы отношений, такие как «хотеть», «иметь», «выби-рать», которые полезны при категоризации и при деятельности, но которые могут также привести к ловушкам и ограничениям, ведущим к несчастьям. Когда мы говорим о себе, о нашем понима¬нии, о наших отношениях, мы создаем «ссылки на самих себя» — еще один уникальный навык, который так же может привести к сложностям и проблемам.

«Противоречия с самим собой» создают сложные ситуации, в которых мы «должны» или «не можем» что-то сделать. Это — тупиковые ситуации пока мы не будем их осознавать и замечать. Парадокс, который занимал умы мыслителей тысячи лет, получается из комбинации «ссылок на самого себя», «отрицания» и «универсального» утверждения, когда «должен» и «не могу» увеличиваются бесконечно. Несмотря на то, что парадокс часто вызывает у людей недоумение, он также может быть полезен для освобождения их от проблем. Особенно, если у них слишком много «уверенностей» о категориях. Поскольку наши категории достаточно неопределенны, любые мысли о том, что они определены, могут удержать нас даже от мысли о том, что их можно изменять.
«Двойная связка», так же как подтекст и парадокс могут либо создать ужасную ловушку, либо, наоборот, освободить из ловушки,
в которой находится человек. «Метафора»—это уникальный спо¬ров понимания и общения, который используется человечеством испокон веков. Метафора является одним из самых тонких и действенных способов общения. Но и она, как и другие наши навыки и способности, может либо отравить нашу жизнь, либо наполнить ее радостью, либо поработить нас, либо освободить.
В конце книги я представлю вашему вниманию полную сессию с клиентом — «Достижение прощения», которая иллюстрирует множество паттернов изменения диапазонов и категоризации, которые мы изучили в этих двух книгах.
С пониманием всех этих процессов и пониманием о наличии выборов, которые они нам предлагают, мы сможем использовать их мудро и аккуратно, чтобы улучшить и нашу жизнь, и жизнь тех, кто нас окружает. Без знания мы бессильны и «бродим в темном лабиринте».
Стив Андреас Март, 2006г.

Нет ничего столь же практичного, как хорошая теория.
Альберт Эйнштейн

Нет комментариев