Read Шесть слепых слонов 2.4 Способы действия: базовые отношения

0 789

 

Единственный способ определить границы возможного —  это выйти за них в невозможное.

Артур С. Кларк

Один из самых мощных способов, которым категоризация влияет на нас, является то, как мы думаем о наших действиях, о том, что мы делаем. Когда мы решаем проблему, то очень важно как мы о ней думаем — бороться или танцевать с ней, атаковать ее или избегать ее, расценивать ли ее как вызов самому себе. Ка­егоризация определенным способом может сделать решение про­блемы очень трудным, неприятным, тяжелым. В тоже время другое описание может превратить это в удивительное приклю­чение. Хотели бы вы обладать умением самим выбирать ваши спо­собы действия в окружающем мире?

Познавательные определители

К счастью, Джон Мак Уайтер описал великолепные примеры того, как наш разум может быть «установлен» заранее на опреде­ленные реакции, но, к сожалению, мало кто обращал раньше на это внимание. «Познавательные определители» — это «поясни­тельные» наречия, которые появляются в начале фразы или пред­ложения и относятся к определенному когнитивному состоянию, как, например, «к счастью» или «к сожалению» в предыдущем предложении. Познавательные определители категоризируют предложение или фразу и подготавливают разум к определенной реакции определенным способом на диапазон опыта, о котором говорится дальше в этом предложении или фразе.

Чтобы испытать это, придумайте простое предложение, ко­торое описывает простой диапазон опыта или переживания — «зеленое дерево стоит под солнечным светом», «я держу эту книгу в руке». Представьте, как вы произносите про себя эти фразы с за­крытыми глазами, а затем сделайте паузу и отметьте ваши пере­живания по этому поводу, как «базовые» переживания по сравнению с теми, которые будут ниже…

А теперь представьте, что вы говорите то же самое, но в на­чале каждого предложения добавьте «к сожалению» («к сожале­нию, я держу эту книгу в руке»). Проделайте это также с закрытыми глазами и отметьте изменение в ваших пережива­ниях…

Затем повторите эти предложения, начав их со слов «к сча­стью» («к счастью, я держу эту книгу в руке»). Также закрыв глаза и отметив изменение своих переживаний…

Познавательные определители направляют ваш разум в сто­рону переживаний определенным способом в зависимости от ис­пользованного определителя. Представьте, какова была бы ваша жизнь, если бы вы каждую фразу и каждую мысль начинали бы со слов «к сожалению». Это очень эффективный способ пребывать в постоянной депрессии, и некоторые люди регулярно так делают. А теперь представьте, какова была бы ваша жизнь, если бы вы все ваши фразы и мысли начинали бы со слов «к Счастью». Этот ва­риант был бы намного позитивнее, и его тоже некоторые люди ис­пользуют.

И вполне понятно, что вы ощущали бы неконгруэнтность, применив «к счастью» к неприятным событиям и ситуациям. «К счастью» и «к сожалению» отражают эмоциональное состояние, а большинство эмоций поддаются оценке, проводя различия между приятным и неприятным, позитивным и негативным. Эти оценочные определители часто могут быть не связаны с содержа­нием определенного переживания.

Интересно, что есть подкатегория определителей, которые могут быть применены к ситуации с любым содержанием, и, к удивлению, они никогда не несут в себе негатива или неприятной ассоциации.

Любопытно, что все они описывают состояние обучения или привлечения внимания. «Интересно», «к удивлению (удиви­тельно), «любопытно» — это примеры подобных определителей в предложениях выше. Нечто неприятное может быть так же ин-тересно, как и что-то приятное, потому что состояние интереса или очарования само по себе всегда позитивно. Вряд ли вы слы­шали, что кто-то жаловался на проявление здорового любопыт­ства. «Я вчера был так ужасно любопытен — просто кошмар».

Поскольку эта группа познавательных определителей никогда не несет в себе негативного аспекта, она является универсальным ресурсом, который можно применять к любому опыту и пережи­ванию. В качестве иллюстрации, просто подумайте о широком спектре тем, которые привлекают разных ученых. Некоторые при­ятные и чистые, такие как оптика или физика субатомных частиц. Некоторые изучают нечто неприятное и отталкивающее, такое как болезнь или гниль. Но даже такие неприятные вещи могут быть удивительными и интересными во время их изучения.

К счастью, есть еще одно большое преимущество использо­вание подобных определителей. Их полезно использовать в на­чале фразы, чтобы начать процесс понимания и решения проблем. Состояние интереса или очарования является великолепным по­зитивным ресурсом для обучения и изменения, потому что оно пе­ренаправляет внимание от оценки проблемы к интересу и любопытству, как проблема влияет на человека — т.е. проводит сдвиг на более конкретном логическом уровне категоризации. Когда человек осознает структуру проблемы, часто он сразу за­мечает и пути ее решения.

В качестве небольшого примера этого эффекта, подумайте о некотором своем переживании по поводу какой-то неприятной проблемы и сложности и опишите ее простым предложениям — «я ненавижу, когда люди не выполняют своих обещаний». Сна­чала, просто произнесите это предложение с закрытыми глазами и отметьте ваши внутренние переживания…

А теперь — так же с закрытыми глазами — произнесите про себя это предложение, добавив в начало фразы слова «любопытно» или «интересно», и обратите внимание на изменение ваших внутренних переживаний. «Любопытно, что я ненавижу, когда люди не выполняют своих обещаний».

Большинство людей испытывают изменение в переживаниях, когда их внимание отворачивается от неприятного ощущения проблемы к более интересному состоянию интереса к самой про­блеме, к тому, как это все происходит. Состоянию готовности учиться и понимать. Представьте, насколько изменилась бы ваша жизнь, если бы к каждой проблеме вы подходили с отношением «любопытно» или «интересно».

Познавательные определители очень полезны, когда вы по­вторяете (заново проговариваете), то, что кто-то вам сказал о своей проблеме, чтобы лучше понять собеседника. Вы можете повто­рить, то, что он сказал или сделать резюме из его слов, начав вашу фразу с «интересно» или с любого другого определителя, связан­ного с любопытством и обучением. После этого следите за невер­бальными сигналами собеседника, которые покажут, что он стал думать о проблеме более позитивным способом.

Удивительно, что в состоянии интереса и любопытства, не­которые проблемы просто исчезают, когда внимание переводится с того, насколько неприятны эти проблемы на то, как ни влияют на человека и на то, что можно сделать для их решения. Даже, если они и не исчезают, это все равно очень полезный способ начать поиск решения проблемы.

Интересно, что идея о том, что «жизнь — эта школа, в кото­рый нам надо учиться», является очень старым выражением, ко­торое особенно часто встречается в буддизме. Я не знаю, верно это или нет, но у меня есть немалые сомнения. Однако, это очень сильный инструмент переориентации целой жизни для кого-то. Это помогает намного легче разбираться с неизбежными пробле­мами, которые возникают в жизни, с разочарованиями и потерями. Основная идея в этой книге состоит в том, что все (или большин­ство) наших мыслей и убеждений построено на принципе «как если бы». Если действия как если бы «жизнь была школой» дей­ствительно облегчают жизнь и для вас, и для окружающих, то по­чему бы не использовать эту идею?

Джон Мак Уайтер также указал еще на один важный аспект показательных определителей, когда они используются при расемотрении чужого опыта. Они создают общий универсальный мир, категорию, которая включает обоих собеседников. Если я скажу «мне кажется это интересным» или «ты не находишь это инте­ресным?», то это подразумевает разделение между мной и тобой. Но, если я просто скажу «интересно», это создает категорию, в ко­торой предполагается, что это интересно нам обоим. Мы вместе испытываем это переживание, и никто не разделяет наши миры, как часто происходит. Создание подобного общего мира намного проще, чем специфичное поведение для создания «раппорта» с собеседником, потому что сама идея раппорта, предполагает на­личие различий, между которыми раппорт строит мостик. Это по­хоже на то, если вы сначала выкопаете яму, а потом начнете ее засыпать.

Давайте теперь рассмотрим похожий, но немного отличаю­щийся тип определителей. «Понятно, что вы придете к этому заключению» направляет внимание на заключение процесса лю­бопытства и обучения. «Понятно» определяет, что приход к по­добному заключению разумен. В то же время, «понятно» предполагает, что человек может прийти и к другому заключе­нию — еще один пример «модели мира», о чем мы говорили в главе 1. Если кто-то полагает, что чье-то заключение странное или непонятное, это утверждение «нормализует» его, делая его «нормальным» или «приемлемым». Это открывает дверь для возможных новых переживаний и нового понимания. Это осо­бенно полезно в качестве первого шага, когда вы хотите достичь согласия с упрямым человеком. Затем, добавив «интересно», вы можете перевести внимание собеседника на то, как он пришел к подобному заключению.

Модальные операторы

Есть еще одна категория слов, которые работают похожим способом, чтобы определить, как и что вы думаете по поводу ка­кого-то процесса. Эти слова описывают, конкретизируют и соз­дают «способы действий», как именно мы вступаем в процесс. Есть 4 различных категории «модальных операторов». В даль­нейшем я разделил их еще на две категории ниже с примерами слов, который указывают на определенную категорию. Несмотря на то, что каждое слово в категории имеет несколько важных значений, я прошу вас пока не обращать на это внимание и сфокуси­роваться на том, что они все имеют общего.

Мотивация. Первые две категории связаны с тем, что кто-то замотивирован на что-то.

  1. 1. Желание. «Желать», «хотеть», «надеяться», «жаждать» и т.д.
  2. 2. Необходимость. «Должен», «обязан», «вынужден», «сле­дует» и т.д.

Варианты. Две вторые категории указывают на наши вари­анты удовлетворения мотивации.

  1. 3. Возможность. «Могу», «способен», «возможно» и т.д.
  2. 4. Выбор. «Выбирать», «решать», «отбирать» и т.д.

Желание и (или) необходимость заставляют нас действовать и меняться, а возможность и выбор делают эти изменения воз­можными. Для иллюстрации просто подумайте о чем-то простом, что вы легко и эмоционально нейтрально можете сейчас проде­лать и опишите одной фразой, например, «смотреть в окно», «слу­шать звуки вокруг вас», «чувствовать прикосновение вашей одежды к телу».

А теперь проговорите про себя все эти три предложения и де­лайте паузу после каждого из них, чтобы пережить соответ­ствующий опыт. Обратите внимание, как меняется диапазон ваших переживаний и внешне, и внутренне во время каждого из предложений. Особенно обратите внимание на то, что вы ощу­щаете, и на что направляется ваше внимание. Если эти различия не столь вам заметны, попробуйте менять очередь произнесения предложений, чтобы добиться того, чтобы заметить различия. «Я хочу ________________  (посмотреть в окно)».

«Я должен______________  (посмотреть в окно)».

«Я могу ________________  (посмотреть в окно)».

«Я выбираю ____________  (посмотреть в окно)».

Хотя у разных людей эти переживания будут различными (а ваши переживания верны именно для вас), я предложу вам на рассмотрение некое обобщение.

Желание и необходимость привлекают внимание к тому, что я ощущаю в настоящем. При желании меня тянет совершить какое-то действие с чувством удовлетворения и предвкушения. Поскольку категория желания содержит в себе множество прият­ных действий и активностей, то думать о желании чего-то ней­трального уже приятно из-за множественного категорийного диапазона.

При необходимости меня толкает в сторону действий. Это обычно происходит с ощущением напряжения и сопротивления, потому что мне не хочется этого делать. Поскольку очень многое из того, что вы вынуждены делать, не приносит особого удоволь­ствия, у вас возникнет неприятное ощущение, даже если вы пред­ставите необходимость сделать что-то нейтральное.

Возможность и выбор немного отличаются, хотя обе эти ка­тегории привлекают внимание к будущему. «Могу» направляет мое внимание к возможности, обычно с приятным ощущением свободы выбора и открытости к другим возможностям в катего­рии. «Чем еще я могу заняться, кроме как смотреть в окно?»

«Выбор» предполагает альтернативные возможности, но больше фокусируется на внутреннем переживании возможности выбирать между альтернативами, что дает мне позитивное чув­ство уверенности и законченности.

Возможность и выбор дают людям позитивное чувство уме­ния самому принимать хорошие решения для изменения или улуч­шения своей жизни и для удовлетворения своих нужд. Также включая возможность выбора не удовлетворять их, если в буду­щем вы можете предположить негативные последствия. Обычно эту возможность называют «силой воли».

Диапазон интенсивности

Все эти категории обычно рассматриваются как дискретное различие «или-или» — «должен-не должен», «хочу-не хочу», «воз-можно-не возможно». Иногда это действительно так и есть. Од­нако каждая из категорий включает в себя разные слова, которые указывает на различные переживания, которые легко могут изме­няться в аналоговом диапазоне. В дополнение к словам, исполь­зуемым в этих категориях, невербальное ударение и интонация голоса могут указывать на степень интенсивности. «Я вынужден это сделать» очень сильно отличается от того же предложения, про­изнесенного с мягкой и спокойной интонацией. Этот невербаль­ный аспект обычно предает намного больше, чем сами слова.

  1. 1. Необходимость. Есть определенная разница между «до­лжен» и «следует», и «абсолютно должен». Многие люди думают, что им «следует» делать то, что они обычно не делают. Т.е. некото­рые «необходимости» могут рассматриваться не как абсолютные.
  2. 2. Желание. Оно имеет самый широкий диапазон интенсив­ности, начинающийся от легкого предпочтения до непреодоли­мого желания.
  3. 3. Возможность. Также может варьироваться в широком аналоговом диапазоне от скорее всего (почти однозначно) до очень маловероятно (вряд ли, хотя возможно).
  4. 4. Выбор. Иногда бывает всего лишь между двумя альтерна­тивами. Но, это обычно происходит, ели человек просто не осоз­нает всего широкого диапазона вариантов, которые для него доступны. Обычно, есть немало выборов, множество вариантов, не только по поводу какую альтернативу выбрать, но и как, где, когда, с кем и почему это сделать.

Свойственная последовательная неконгруэнтность

Все «модальные операторы» выражают то, что называется условным состоянием дел. Все они указывают на ситуацию, кото­рая не существует в настоящем, но которая представляется свер­шившейся в будущем. Поэтому то они и указывают всегда на последовательную неконгруэнтность.

Например, если вы должны что-то сделать, то это означает, что вы еще этого не сделали. Если бы вы уже это сделали, то не должны были бы этого теперь или в будущем делать. Даже, если речь идет о прошлом — «я должен был», — то это означает, что имеется в виду тот момент, когда я должен был это сделать в про­тивовес более позднему периоду времени. Даже, если мы рассмо­трим деятельность, которую мы повторяем регулярно, например, дыхание, это означает, что вы должны сделать следующий вдох, а не предыдущий.

Точно так же если вы что-то желаете, это значит, что сейчас у вас этого нет. Если бы у вас это уже было, то вы могли бы уже наслаждаться этим, а не желать.

Если что-то возможно, то означает, что к этому есть потен­циально вероятность этого не равна 100%. Я всегда шутил над «движением за потенциал человека», потому что в этом лишь один потенциал и очень мало движения. «Я могу это сделать» сильно отличается от «я это сделал». Конечно, сделав что-то, мы создадим мощную базу для предположения, что и в будущем я смогу это сделать. Именно поэтому, очень полезно будет перемещать память о новых изменениях в прошлое, чтобы пережить ситуацию, как будто это уже произошло.

В момент выбора то, что было выбрано, еще не произошло. Даже выбор между вещами, а не действиями предполагает неко­торую активность по отношению к ним. При выборе всегда при­сутствует дополнительная неконгруэнтность в том, что мы одновременно притянуты к двум и более альтернативам. Когда я выбираю одну из них, вторая остается покинутой и все преиму­щества, которые могла бы принести эта альтернатива остаются не­удовлетворенными (по крайней мере, временно) создавая дополнительную неконгруэнтность.

То есть, когда кто-то использует «модальные операторы», вы можете не сомневаться, что всегда есть некоторая неконгруэн­тность. Иногда это будет ясно в начале, а иногда вам придется за­дать несколько вопросов, чтобы понять, как этот человек это переживает.

Связь модальных операторов

Так как «модальный оператор» является глаголом, который изменяет процесс, то за ним всегда последует другой глагол. «Я должен работать». «Я могу добиться успеха». «Модальный опе­ратор»— это глагол, который меняет то, как вы будете что-то де­лать и функционирует как наречие. Обычное наречие часто предваряет процесс, который оно меняет (как познавательные определители), а иногда следует за процессом. «Модальный опе­ратор» всегда предваряет процесс и это усиливает его влияние. Он задает определенное отношение к конкретному процессу до его совершения.

Часто человек просто говорит «я могу» или «я хочу», не ука­зывая действие, потому что это либо обговаривалось ранее, либо предполагается контекстом. Поэтому очень легко обобщить «я могу» на широкий диапазон опыта. Многие люди используют «я могу» как отношение к жизни в целом. Это отношение очень по­лезно при столкновении с трудностями и разочарованиями, тре­бующими решения каких-то проблем. Отношение к жизни «я не могу» менее полезно. Как сказал Генри Форд: «Когда ты думаешь, что ты можешь или не можешь, ты, как правило, неправ».

Отрицание модальных операторов

Когда мы отрицаем «модальный оператор», то у нас возни­кает иное переживание, и прежде, чем мы продолжим, я бы хотел, чтобы вы поняли это примере. Снова представьте какое-нибудь нейтральное действие, которое вы можете проделать в настоящем и опишите его короткой фразой, как, например, «посмотреть в окно». Еще раз произнесите все про себя и оцените ваши пере­живания. Обратите внимание, как меняется диапазон ваших пе­реживаний и внешне, и внутренне во время каждого из предложений. Особенно обратите внимание на то, что вы ощу­щаете, и на что направляется ваше внимание. Если эти различия не столь вам заметны, попробуйте менять очередь произнесения предложений, чтобы добиться того, чтобы заметить различия.

«Я не хочу ______________  (посмотреть в окно)».

«Я не должен____________ (смотреть в окно)».

«Я не могу_______________ (смотреть в окно)».

«Я не выбираю____________ (смотреть в окно)».

Как мы уже рассмотрели в главе, отрицание — это не просто отсутствие переживания. Оно всегда устанавливает противопо­ложность между двумя диапазонами переживания. При отрица­нии желания мы чувствуем влечение к объекту желания, а затем освобождаемся от этого и такая же противоположность возникает в наших отрицаниях. «Должен» толкает вас вперед, а «не» толкает вас назад. «Могу» открывает возможности, а «не» их закрывает. «Выбор» дает чувство силы, а «не» забирает его.

Когда мы отрицаем «модальный оператор», мы переживаем противоположность или неконгруэнтность между двумя противо­положными силами. Это неконгруэнтность усиливается и доба­вляется к последовательной неконгруэнтности (о которой мы говорили раньше) между высказанным утверждением и тем, на что оно указывает.

Невербальная неконгруэнтность

Иногда чье-то невербальное сообщение будет конгруэнтно используемому «модальному оператору». Например, кто-то может сказать: «Я могу это сделать», и все его тело (мимика, жесты и пр.) будут выражать уверенность в этом и способность сделать это. Когда невербальное сообщение поддерживает вербальное, то обычно не возникает проблем непонимания.

Кто-то другой может произнести те же слова, но язык тела будет указывать на неуверенность или даже на неспособность это сделать, передавая невербально сообщение «я не могу». Подоб­ная неконгруэнтность может быть или последовательной или од­новременной. Если кто-то тонким неуверенным голосом скажет: «Я могу это сделать», да еще и опустит плечи — это будет при­мером одновременной неконгруэнтности, потому что оба сообще­ния передаются одновременно в одном временном диапазоне. Если же подобное невербальное сообщение предваряет вербаль­ное или следует за ним, то такая неконгруэнтность называется по­следовательной, потому что сообщения передаются в разных временных диапазонах.

Ниже приведено простое упражнение на использование и вербальных, и невербальных «модальных операторов». Его лучше всего проделать в тройках.

Один участник произносит предложение, используя вер­бально один из «модальных операторов». Затем он последова­тельно выражает другой тип «модального оператора» невербально. Невербальный «модальный оператор» обычно явля­ется отрицанием вербального, но он может только изменить или оценить его. Например, утверждение «я это решу», сопровождае­мое напряженной спиной и отклонением назад, может указывать на противоположность утверждению — «я не буду». «Я бы хотел это сделать», сопровождаемое небольшими движениями верхней части туловища вперед и назад или колеблющимся движением руки, может говорить о неуверенности в возможности выполнить это желание — «я не уверен, что смогу», Один из других членов тройки определяет вербальный «модальный оператор», а другой определяет невербальный «модальный оператор». Смена ролей между участниками дает возможность каждому научиться и вы­ражать, и замечать различные вербальные и невербальные «модальные операторы». И не только замечать их, но и оценивать раз­ницу между ними.

Затем вы можете повторить то же самое упражнение, когда один из участников произносит «модальные операторы» вер­бально, одновременно выражая невербально «модальный опера­тор» другой категории. Точно так же два других участника определяют вербальные и невербальные «модальные операторы» и затем меняются ролями. Следующим шагом станет определение и вербальных и невербальных «модальных операторов».

И, наконец, эти упражнения могут быть объединены, когда один из участников будет выражать или по отдельности, или вме­сте одновременные и последовательные невербальные неконгру­энтности. Каждый из оставшихся участников, должен определить все сообщения, какими бы они не были — одновременными или последовательными.

Поскольку у нас намного больше осознанного контроля над вербальной коммуникацией, невербальные сообщения в большей степени неосознанны. Чувствительность к невербальным инди­каторам, которые проявляются вместе с «модальными операто­рами», открывает нам возможности приема более достоверной информации о чьем-то переживании. Как говорил Джон Гриндер: «Любые слова могут восприниматься как бесполезные слухи, если они не подтверждаются невербальным поведением».

Иерархия

Четыре категории «модальных операторов» расположены на разных логических уровнях. Выбор и необходимость оба предпо­лагают возможность, что является большей категорией. Было бы глупо говорить, что человек должен или может выбрать то, что невозможно для него — в этом случае возникает логическое про­тиворечие.

Однако желание не предполагает возможность. Только удо­влетворение от достигнутого желания предполагает возможность. Мы часто желаем то, что недостижимо. Или недостижимо, по крайней мере, в данный момент, в настоящем контексте или с теми знаниями и технологией, которыми мы обладаем. Только некото­рое из того, что мы желаем, лежит в категории возможности. Этот факт является источником отчаяния, потому что желание недостижимого может быть неприятно и приводить к проблемам. Я могу желать, и даже могу представить, мир без насилия и войн, но настоящий мир совсем не таков. Но, в то же время различия между желаниями и возможностями приводит к прогрессу, по­скольку мы замотивированы на поиск путей сделать то, что раньше было невозможно. Мы можем отразить эти логические от­ношения между четырьмя «модальными операторами» на диа­грамме Венна.

Каждый круг в диаграмме Венна включает позитивные при­меры категории, находящейся внутри круга. Негативные же при­меры лежат снаружи круга. Например, большой круг «ВОЗ» включает все, что возможно для кого-то, в то время как все невоз­можное лежит за пределами круга (НЕВ). Меньшие круги пред­ставляют то, что кто-то считает необходимым (Н), выбором (В), они полностью включены в большой круг ВОЗ, показывая, что вы можете выбрать только то, что возможно для вас. Однако круг же­лания (Ж) только частично находится в большом круге возможно­стей, показывая, что желать можно и возможное, и невозможное.

Как же нам пользоваться этой диаграммой? Каждая область диаграммы может быть описана в терминах того, какой круг вклю­чает в себя эту область, а какой не включает. Например, область внутри ВОЗ (возможность), но вне Н (необходимость), В (выбор) и Ж (желание) показывает, что все события в ней возможны, но человек не считает, что он должен, или желает, или может (выбор) это сделать. Для меня доступно много разных альтернатив, о которых я даже не думал, а поскольку я о них не думаю, то я их не выбираю, не желаю и не обязан их выбирать.

Если обобщить, то необходимость что-то делать создает до­статочно неприятное ощущение, потому что человек, чувствует, что у него очень мало возможности выбора. В этом случае, мы все выбираем из очень малого количества альтернатив — есть много альтернатив, о которых мы даже не думаем и не используем. По­нимание того, что у нас есть намного больше вариантов действий существенно расширяет наши возможности, даже если мы не вы­берем многое из этого.

Изменение размеров любого круга, показывает как много из опыта и переживаний человека лежит в круге. Например, если кто-то в основном испытывает необходимость и очень мало вы­бора и чьи желания в основном направлены на нечто невозможное и несбыточное, то его опыт можно представить следующей диа­граммой.

Когда кто-то «вынужден» делать нечто неприятное, то он часто ощущает себя «жертвой» из-за малого количества альтер­натив. Если то, что человек «вынужден» делать можно категори­зировать как варианты выбора, это расширит возможности человека. Некоторые вещи, например, «дышать» или «есть», не­обходимо делать постоянно и люди «вынуждены» это делать. Од­нако многое из того, что люди считают, что «они вынуждены» делать не всегда таковым является. Например, работать и платить налоги. Кто-то может не работать и не платить налоги, и это будет выбором человека на основании того, какие последствия будут в дальнейшем. В мета-модели в НЛП есть вопрос — «что произой­дет, если ты это сделаешь (не сделаешь)?» Этот вопрос указывает на то, что кто-то на самом деле выбирает среди альтернатив и может сделать это по-разному. Это может быть и выбор между не совсем приятными альтернативами, но это в любом случае лучше, чем отсутствие выбора. Часто последствия того, что кто-то делает (или не делает) что-то, вообще не исследуются. Иногда, наоборот, последствия излишне преувеличиваются, как называл это Фриц Перлз — «катастрофические преувеличения». Если же внима­тельно оценить эти последствия, то можно отметить, что они не столь уж ужасны, а, скорее всего, некомфортны и неудобны. Но, если мы будем думать о них, как о неприемлемых катастрофах, то это снизит варианты нашего выбора.

Ниже небольшой отрывок из сессии Вирджинии Сатир с Линдой, женщиной, которая отстранялась от матери.

Линда: Я чувствую себя так, словно собираюсь ей кое-что сказать — и болезненное, и прекрасное (голос Линды задрожал).

Вирджиния: И она могла бы заплакать?

Линда: Потому что это выпустит на свободу все эмоции, ко­торые она держит в себе. Я, например, ни разу не видела, чтобы она плакала.

Вирджиния: Когда ты поймешь, что она готова расплакаться, ты можешь предложить ей носовой платок? Единственное, что происходит, когда люди плачут — у них текут слезы… Дома не взрываются… И я считаю, что подать носовой платок в этом слу­чае — это очень вежливо и показывает заботу (10, стр. 87).

Расширение альтернатив того, что я думаю, что я «вынуж­ден» делать,  трансформирует их в выборы, что является одним из различных подходов к личностным изменениям. С расширением альтернатив диаграмма для такого человека будет выглядеть, как показано ниже.

Для простоты представления диаграммы, я нарисовал круги для выбора и желания отдельно, что не совсем корректно на самом деле. Когда мы делаем выбор из доступных нам вариантов, мы обычно делаем выбор на основе нашего желания, даже если это всего лишь желание минимизировать нечто неприятное. Некото­рые же выборы делаются случайным образом, потому что мы не всегда знаем, что действительно из них мы хотим, или различия между альтернативами настолько малы, что не имеют значения. Таким образом, круги В и Ж на самом деле должны накладываться друг на друга, показывая, как много выборов основываются на же­лании одной из альтернатив, которые нам доступны. Это проил­люстрировано ниже.

Обратите внимание, что теперь есть две небольших области, которые указывают на события, которые мы желаем и которые возможны, но которые мы не выбрали. Это еще одна интересная область для исследования. Что может быть приятным и приносить удовольствие, но что вы не выбрали? И что не дает вам сделать такой выбор? У вас могут быть прекрасные поводы, почему вы их не выбираете. Например, они потребуют слишком большого ко­личества усилий или будут конфликтовать с другими нашими же­ланиями. Но их все равно стоит рассмотреть, чтобы убедиться в этом. В другое время, причины, почему вы их не выбираете, могут быть совсем другими, как, например, боязнь получить отказ, про­стая лень.

Слушая «модальные операторы» собеседника, можно понять, как он описывает свою проблему и как он описывает свое удо­влетворение. Таким образом, мы можем понять, как много из их опыта и переживаний входит в ту или иную область, образован­ную пересекающимися кругами, и показать ему на этой диа­грамме, чтобы упростить и объяснение, и понимание. Исследование диаграммы может показать какие виды изменений для человека будут более полезными — причем, независимо от того связаны ли они напрямую с текущей проблемой собеседника или нет.

Когда мы понимаем, что мы выбираем что-то из того, что вы­нуждены делать, нам остается лишь выбрать способ как это сде­лать, причем наиболее приятный способ. Это можно сделать, поместив действие в область пересечения кругов желания и вы­бора. Даже, если нам предстоит что-то неприятное, мы можем найти наиболее приятный способ это сделать. Иногда мы можем сочетать неприятные и приятные действия, чтобы изменить не­приятные или даже соединить две неприятные вещи, чтобы потом порадоваться, что мы одновременно выполнили два неприятных действия. Этим утром я прождал эвакуатор более получаса, что многие люди расценили бы как неприятность. Я решил, что могу занять это время чем-то полезным и почистил машину внутри, на что у меня редко хватает времени. Я рад, что я это сделал и ис­пользовал с пользой время, которое иначе было бы потрачено впу­стую на ожидание или на злость, что я «вынужден» потерять это время.

В крайнем случае, мы всегда можем представить, насколько мы были бы рады, когда закончим неприятное дело. Равно как и многое другое приятное, чем мы можем заняться после. Мы даже можем разбить всю работу на небольшие диапазоны и радоваться, когда каждый из этих диапазонов завершен. Это как маленькие части большого удовольствия, которое мы испытаем, когда все за­кончим. Эти изменения в переделах и категориях помогут суще­ственно облегчить всю работу, одновременно мотивируя нас на ее окончание. Люди, которые эффективно справляются с неприят­ными заданиями, активно все это используют естественным спо­собом. Те же, кто сталкивается со сложностями, могут изучить эти прекрасные способы.

Еще один применением диаграммы Венна может быть ил­люстрация выборов и помощь в изменении другим. Диаграмма показывает, что круг выбора полностью находится в круге воз­можного — нет переплетения кругов возможного и выбора. По­тому что вы не можете выбрать то, что невозможно. Вы можете желать невозможное и искать пути, как сделать это возможным, но пока это невозможно, вы не можете это выбрать.

И, несмотря на это, многие люди испытывают большие про­блемы, думая, что им следует сделать или выбрать нечто, что для них невозможно. Хотя это невозможно в данный момент вре­мени или с имеющимися у них ресурсами. Простое указание на логическое противоречие работает слабо. Но если вы создадите опыт или переживание этого противоречия, это может очень сильно помочь, что может подтвердить любой, кто сталкивался с подобным. Например, рассмотрим ситуацию, когда кто-то считает, что ему следует бросить пить. В начале вы может сделать упор на «следует» и усилить это: «так вы действительно верите, что вам следует бросить пить?» Затем надо собрать все причины, по­чему это следует сделать — здоровье, работы, семья, затраты и т.д.

Далее после небольшой паузы и переключения внимания, вы может найти подтверждения в опыте клиента, что для него невоз­можно было бросить пить теми способами, которые он исполь­зовал. Таким образом вы создаете категорию, в которую входят все примеры того, что он пробовал, чтобы бросить пить и не до­бился успеха — «так вы много раз пытались бросить пить, использовали разные подходы, и каждый раз у вас ничего не полу­чалось».

Затем после подготовки вы может соединить обе части в одном предложении: «Почему вы думает. Что вам следует бро­сить пить, когда вы действительно знаете, что не можете это сделать?» Если все было сделано правильно, то вы заметите очень интересную картину изменений выражения лица клиента. Когда в одном переживании сталкиваются две противоположные катего­рии, противоположность становится очевидной и «следует» (вме­сте с последующими мучениями себя) исчезает.

Конечно, проблема того, что человек пьет остается, но те­перь к ней можно подойти совсем с другой стороны. Со стороны желания, которое совместимо с умением. «Отлично. Вы знаете, что не могли остановиться. Хотите ли вы это уметь? Если да, то мы вместе можем создать набор навыков, которые вам в этом по­могут». Это будет намного полезней и эффективнее, пока кон­фликт противоположностей «следует» и «не могу» не разрешен и не осознан. Ложное убеждение, что он может бросить пить, не дает ему возможность подумать и научиться как это сделать. Когда же человек понимает, что он не может этого сделать, то у него появляется необходимость научиться тому, как это можно сделать.

Интересно, что одна из фундаментальных концепций обще­ства Анонимных Алкоголиков (АА) состоит в том, что для того, чтобы в дальнейшем использовать программу АА, человек до­лжен понять, что он не может контролировать свое потребление алкоголя. Разработчики программа АА открыли этот интересный факт на своем горьком опыте. Диаграмма Венна показывает нам, как это все должно быть пример — бесполезности этого понима­ния.

Еще один способ как можно использовать эту диаграмму — это понять, какие еще накладывающиеся категории создаются, ре­шить что возможно, а что нет и какими могут быть последствия этих изменений. Например, мы можем полностью включить круг необходимости в круги выбора и желания — как показано ниже, чтобы исследовать, какой опыт нам это даст.

Когда круг необходимости расположен таким образом, это оз­начает, что кто-то выбирает и желает только то, что он вынуж­ден делать. Разве такое возможно? Большинство людей скажут, что «нет». Однако во многих духовных и религиозных учениях и движениях присутствует идея, что все события в жизни человека — включая неприятные и те, которых нельзя избежать, — это от­ношения человека к жизни, когда он должен выбирать и желать только то, что неизбежно. Логически мыслящие люди могут найти здесь противоречие, и, возможно, они будут правы. Но это не оста­навливают многих последователей такого отношения к жизни.

Например, многие люди отрицают идею смерти, как, напри­мер, в поэме Дилана Томаса: «Не погружайся мягко в эту ночь. С яростью сопротивляйся исчезновению света». Если нечто дей­ствительно неизбежно, то, как борьба с этим сможет улучшить жизнь? Это не логично и на это тратится время, которое можно было бы потратить наслаждаясь жизнью. Если жизнь имеет зна­чение, то время, эмоции, и внимание, потраченное на «яростное сопротивление» можно было бы применить к чему-то более при­ятному. Если же жизнь не имеет ценности, то тогда смерть не представляет из себя проблему.

Есть несколько способов изображения диаграммы Венна в категориях «модальных операторов». Каждый из них будет ука­зывать на возможности и невозможное и они оба могут быть ис­пользованы для объяснения того, как кто-то использует свой жизненный опыт и как им можно предложить по-новому провести категоризацию этого опыта и совершить изменения. Если вы по­тратите немного времени на различные комбинации кругов в диа­грамме и оцените последствия каждого из вариантов, вы сможете больше узнать о самих «модальных операторах» и о том, как их использовать.

Последовательности модальных операторов

Поскольку каждый «модальный оператор» представляет собой глагол, который изменяет глагол, следующий за ним, то если следующий за ним глагол тоже является «модальным операто­ром», это дает нам больше вариантов выбора. «Я вынужден вы­бирать» сильно отличается от «я хочу выбрать» или от «я могу выбрать». Последний пример немного излишен потому что выбор предполагает наличие возможности, но в то же время он укреп­ляет ощущение человека в том, что он способен на это. «Я выби­раю выбирать» еще более некорректный пример, но в нем содержатся два логических уровня, а в «я выбираю» только один.

Иногда мы хотим что-то хотеть, потому что если мы желаем что-то сейчас, то надеемся на позитивные последствия этого в бу­дущем. Или мы можем хотеть «не хотеть чего-то», когда мы пред­видим неприятные последствия нашего желания. Например, если кто-то говорит: «Я хотел бы меньше есть» или «Хотел бы я не лю­бить так много кушать», то это предложения не выражают жела­ние в настоящем. Они предполагают результаты в будущем, если проявится желание в настоящем. Это представляет конфликт между узким диапазоном настоящего (удовлетворение голода, вкус еды) и широким диапазоном, включающим будущее (быть привлекательным, стройным, здоровым).

Когда диапазон будущего исследуется полностью, это может создать желание в настоящем. И это будущее может быть создано несколькими способами. Даже график жизни и распорядок жизни может быть изменен, чтобы сделать будущие события более неза­метными. Например, перемещая их во внутреннем образе из лич­ного пространства куда-нибудь вперед. Другие субмодальности могут быть использованы для создания более привлекательного образа будущего, что будет лучше мотивировать на желаемое по­ведение в настоящем (13, гл. 1).

Например, раньше я часто забывал забирать почту из ящика и простой образ почтового ящика при входе в дом не помогал мне запомнить, что надо вынуть из него почту. Затем я потратил не­много времени на создание фильма о том, как я иду к ящику, рас­красил его и представил, как ящик постепенно увеличивается, принимает размеры и вид моей машины и разрывается. С тех пор, я всегда помню, что, приходя домой, нужно достать почту.

Люди часто используют различные комбинации «модальных операторов», как, например «мне необходимо выбрать» и др. Од­нако есть множество комбинаций, которые используются или редко или вообще никогда. Например, «я не могу хотеть», «я вы­бираю хотеть» и пр. осознание подобных конструкция может по­служить шагом в сторону увеличения ваших вариантов выбора.

Используя 3 категории «модальных операторов» и добавив к ним отрицания, мы уже получим огромное количество возмож­ных связок. Некоторые из них могут показаться надуманными, как, например «выбираю выбирать» или «выбираю не выбирать», а некоторые даже бесполезными, как например, «не выбираю не выбирать». Однако большинство из нас даже не пробовало оце­нить различные варианты их пользы или отсутствие таковой. Экс­периментирование с ранее не использованными вариантами поможет нам расширить количество наших выборов. Будет очень интересно перепробовать все комбинации, чтобы посмотреть, как это влияет на наш опыт и на наши переживания. Выберите слово из четырех категорий, приведенных ниже, и скомбинируйте его со словом из каждой их других категорий.

Возможность. «Могу», «способен», «возможно» и т.д.

Выбор. «Выбирать», «решать», «отбирать» и т.д.

Желание. «Желать», «хотеть», «надеяться», «жаждать» и т.д.

Необходимость. «Должен», «обязан», «вынужден», «сле­дует» и т.д.

Например, если вы начнете с «могу» и затем сочетаете его со словом из каждой другой категории, то у вас получится — «я могу выбирать», «я могу решать», «я могу отбирать» и т.д. Обращайте внимание на то, как меняется ваше проживание. Некоторые из раз­личий будут очевидны, например «я могу выбирать» и «я могу хотеть». Некоторые будут более тонкими, например, «я могу выби­рать», что указывает на выбор между альтернативами и «я могу решать», что указывает на принятие решение после данного вы­бора.

Когда вы попробуете разные комбинации, некоторые пока­жутся вам привычными и знакомыми, а некоторые неизвестными или неудачными, что говорит о том, что вы ими не пользуетесь. Некоторые будут совсем странными — «я вынужден быть вы­нужденным» или неприятными — «я должен желать», которые ограничивают ваш выбор. Подобные эксперименты так же важны для оценки того, как разные люди себя ограничивают.

Некоторые из непривычных последовательностей имеют хо­роший потенциал для расширения возможностей выбора и стоят того, чтобы рассмотреть их подробней. Что вы ощущаете, говоря «я выбираю желать»? В каких ситуациях вы уже произносили эту последовательность? Где еще она может быть полезной? Если вы ничего не придумали, то тогда и отрицание этой фразы — «я не выбираю желать» — должна быть истиной, а это может привести к ограничениям. Например, в процессе отношения с родственни­ками иногда полезно выбрать пожелать что-то, что желают ваши родители. Это способ сглаживания различий, вклад в ваши хоро­шие отношения. Как же можно научиться делать это?

После того. Как вы проработаете вышеприведенный список, примените к нему отрицание — «я не могу не выбирать», «я не могу не выбирать» и т.д. Отметьте, каковы теперь ваши ощуще­ния. Вы также можете использовать позитивное выражение из списка, за которым последует отрицание. Вы обнаружите, на­сколько это исследование увлекательно и как оно может вам по­мочь расширить вашу чувствительность к тому, как другие люди воспринимают мир, равно как и увеличить свою гибкость.

Связи модальных операторов «если-то»

Мы так же можем последовательно связать два «модальных оператора» с помощью причинно следственной связки «если-то», что передвинет вас от одной категории «модальных операторов» к другой. Например, фраза «если я буду вынужден, то я не буду» очень типична для подростков и для взрослых, которые не вы­росли до того, чтобы не доказывать всем свою независимость. В некоторых случаях подобная связь может быть подчинена опре­деленному контексту или содержанию. Однако подобные фразы могут стать привычными и применяться некоторыми людьми по любому поводу.

Некоторые связки используются часто, а некоторые нет, хотя они могут быть очень полезными. «Если я выберу, то сделаю», «если я захочу, то смогу» очень типичны для людей, которые мно­гого достигли. «Если я буду вынужден, то смогу захотеть» — по­лезная и редко используемая связка. Если вы вынуждены что-то сделать, то почему бы не найти приятный способ для этого. Если вы замечали, что иногда вы с удовольствием делаете что-то, что в целом не хотели делать, то вы находите подтверждение тому, что это возможно — сделать приятным способом, то, что требуется. И вопрос остается только в том, как вы это сделали, и научиться в дальнейшем поступать так намеренно.

Если же вы не можете вспомнить такого примера, то как же можно с удовольствием выполнять то, что вы вынуждены делать? Простой фокусировкой на тех преимуществах, которые будут потом. Или, например, делать что-то, думая о чем-то приятном. Или бросить вызов своим способностям, или возможностью проя­вить креативность и т.п.

Если вы хотите научиться легче распознавать влияние этих связок, то нижеприведенное упражнение будет вам очень полезно. Как вы заполните пропуски в предложениях ниже.

«Если я смогу, то я ________________ ».

«Если я выберу, то я _______________ ».

«Если я захочу, то я ________________».

«Если я буду вынужден, то я _________».

А теперь заполните пропуски в случае отрицания тех же самых модальных операторов.

«Если я не смогу то я _________________ ».

«Если я не выберу, то я _______________ ».

«Если я не захочу, то я _______________ ».

«Если я не буду вынужден, то я ___________ ».

Затем вы можете заполнить подобные примеры в каждой ка­тегории «модальных операторов» и заметить разницу, на которую я раньше просил вас не обращать внимания. Сконструируйте по­добные незаконченные предложения, используя разные слова, ко­торые означают желание.

«Если я пожелаю ____________________».

«Если я понадеюсь __________________».

«Если я захочу ______________________».

«Если я буду жаждать ________________».

Несмотря на то, что разные люди вкладывают разные значе­ния в эти слова, «желание» и «надежда» более слабые слова, более пассивные и не всегда могут привести к действиям «Жаждать» намного сильнее, чем «хотеть» и скорее приведет к действиям для достижения цели.

Очень просто составить письменный тест, в котором можно попросить людей закончить предложения, приведенные выше. Затем вы можете просмотреть ответы и отметить определенные паттерны и ограничивающие связки и использовать их как фун­дамент для начала изменений.

Открытие, как кто-то обычно соединяет «модальные опера­торы» даст вам ценную информацию об ограничениях в его пере­живаниях и какие ситуации могут быть для него проблемными. Например, «если я захочу, то я буду должен» приведет к ограни­чению желаний, что может привести к переутомлению, даже если искушения не имеют неприятных последствий в будущем. Если это заменить на «если я захочу, я могу выбрать не делать» может добавить выбор, а иногда достаточно просто указать на возмож­ность. Как одна молодая женщина, которая устала делать очень многое, что ей нравится, сказала с изумлением: «Вы имеет в виду, что я не должна обязательно делать все, что я хочу?».

Так как люди, которые используют подобную связку, стре­мятся к тому, что они хотят, вы можете использовать больший диа­пазон, чтобы перенастроить это. Например: «Вам не нравится «суета», когда вы бросаетесь от одного дела к другому и не мо­жете нормально выспаться. Вы, наверняка, хотите хорошо вы­сыпаться и отдыхать, чтобы с удовольствием заниматься теми делами, которые вам нравятся. И если вы пропустите некоторые из ваших действий, то это приведет к тому, что вы сможете сделать больше из того, что хотите».

Хотя связки из двух «модальных операторов» встречаются чаще, связки из трех также возможны. «Если я не смогу, то я не буду должен хотеть» — приведет к потере мотивации при столк­новении с новыми задачами, которые человек еще не решал. С другой стороны, «если я буду должен, то я могу выбрать захотеть» — особенно интересно и воодушевляющее. Даже используя при­веденный в пример список «модальных операторов», мы можем составить несколько сотен связок. Хотя, некоторые из них могут показаться странными и не очень полезными, мы все равно обычно используем не больше десятка.

Большим облегчением является то, что нет необходимости за­поминать все возможные связки. Начав с понимания об их важно­сти, при систематической практике, вы сможете составить связки, которые для вас будут очень полезны и эффективны. Вы также мо­жете, заметив использование кем-то другим определенных связок, применить их и оценить их значимость и пользу для вас.

Пары и семьи

До этого мы не говорили о конкретных личных связках «мо­дальных операторов». При взаимоотношениях, последовательно­сти разных людей могут дополнять друг друга или вступать в конфликт друг с другом, создавая патовые ситуации. Например, «если я захочу, то я смогу» и «если я буду вынужден, то сделаю» обычно создает хорошую пару связок, потому что одна связка по­лезна для достижения желаемого, а другая для выполнения того, что требуется сделать. Но при возникновении у одного из пары связки «если я буду должен, я не смогу» и т.п., они вряд ли смо­гут понять полностью друг друга.

Если мы более детально рассмотрим взаимоотношения двух людей, мы наверняка обнаружим причинно-следственные связки между ними. Если у одного — «если я не смогу, ты доложен» и у другого — «если я вынужден, я не буду», то они обнаружат, что всегда, когда кто-то не сможет что-то сделать и требует от другого выполнения этого, другой должен будет отказаться, что никак не способствует улучшению отношений и ситуации. Подобные спо­собы взаимодействия связок, часто приводят к реакциям людей, которые их ограничивают и лишают выбора. Особенно если по­добные ситуации возникают независимо от контекста или слиш­ком обобщаются. Изменение подобных связок в семейной терапии (независимо от того, присутствует ли другой член семьи на сессии или нет) могут привести к тому, что люди придут к пониманию большого количества вариантов выбора, которые у них есть.

Изменение модальных операторов

Как и любое наше поведение — «модальные операторы» являются выражением происходящих в нас процессов, равно как и способом их изменить. Например, просьба кому-то сказать «я не буду» вместо «я не могу» был одним из любимых способов Фрица Перлза заставить людей брать на себя ответственность в ситуациях выбора, но рассматривать их не как выбор, а как необ­ходимость. Они на самом деле могут выбрать сделать что-то дру­гое, но они не хотят это сделать из-за неприятных последствий. Говоря «я не буду», это предполагает, что человек может сделать другой выбор, что открывает двери к изменениям.

Иногда простое использование другого «модального опера­тора» приводит к конгруэнтным изменениям в переживании и в отношении. Но, часто у клиента возникает неконгруэнтность, когда он говорит одно, а уверен в другом. Даже, если он сможет хоть краем глаза взглянуть на возможность другого выбора, и про­думать, как все может быть при этом выборе. Но это сразу может породить возражение, что использование другого «модального оператора» потребует определенной практики и внимания к об­ратной связи от партнера на эти изменения.

«Модальным операторам» необходимости и возможности (не­возможности) уделяется наибольшее внимание в большинстве тре­нингов по НЛП, потому что именно они часто являются причиной важных человеческих ограничений. Люди часто оказываются в ло­вушке сверхобобщений, включающих «должен» и ограничений «не могу», и это наиболее часто встречающиеся ограничивающие убеждения, которые могут приводить к большим проблемам.

Поскольку способность выбирать между альтернативными возможностями в соответствии с нашими нуждами и желаниями необходима для счастья, любое ограничение или сужение выбора существенно снизит нашу способность к счастливой жизни.

Любое убеждение о наших возможностях несет в себе «модаль­ный оператор», как и любое ограничение, будет включать или «модальный оператор», или отрицание другого «модального опе­ратора».

«Модальные операторы» желания и выбора часто «прини­маются как данное» или недостаточно акцентируются, но они также важны и являются зеркальным отражением необходимости и возможности. Например, если кто-то переживает состояние «вы­нужден», то, это, как правило, неприятное ощущение, потому что человек хочет иметь возможность другого выбора, и предполага­ется, что они возможны. Говоря другими словами, «невозможно» и «вынужден» являются эквивалентом «невозможно выбрать другие, более желаемые альтернативы».

Разница в отношении, которое создают «модальные опера­торы», также приводит к реакциям во время внутреннего диалога. Может быть, очень большое различие между тем, кто живет, чув­ствуя свою слабость, ощущая бессилие перед обстоятельствами, и тем, кто рассматривает мир как пространство полное возможно­стей для удовлетворения своих нужд и желаний.

Поскольку «модальные операторы» часто обобщаются на раз­личные аспекты жизни человека, изменение «модальных опера­торов» часто приводит к работе с большой категорией переживаний, а не с пределом конкретного ограничения. Любые проводимые изменения ведут к более широкому обобщению и более широкому влиянию.

Если я верю, что не могу или мне не следует находить реше­ние проблемы, то и попробовать не стоит. Но если я верю, что ре­шение возможно и я способен найти его, это мотивирует. Различные способы изменений, мотивационные программы и те­рапии расширяют возможности и это является особым фокусом «Терапии возможностей» Билла О’Хэнлона (48). Все, что вы мо­жете сделать, чтобы дать человеку ощущения возможности и спо­собности, поможет вам мотивировать их на решение их проблем новым способом в соответствии с их ценностями и интересами.

Полная конгруэнтность

Мы редко испытываем полную конгруэнтность, и это проис­ходит в короткие периоды времени/Другие нужные и неизбежные дела привлекают наше внимание, и мы снова становимся некон­груэнтными. Но, я все равно прошу вас подумать об одном из тех прекрасных моментов, когда вы были полностью конгруэнтны. Обычно это называется «состоянием прилива» или «пиковым со­стоянием», когда вы реагируете на окружающее необдуманно, с радостью входя в поток вашего опыта. Выберете одно из таких пе­реживаний и потратьте несколько минут, чтобы полностью его вспомнить и заново все ощутить…

Затем задайте себе вопрос: «Какой «модальный оператор» подходит, чтобы адекватно описать это переживание?»…

Я ранее говорил, что все «модальные операторы» являются «противоположными фактам», т.е. описывают то, что не происхо­дит в данный момент, создавая ситуацию неотъемлемой некон­груэнтности. Поэтому в состоянии полной конгруэнтности, использование «модальных операторов» невозможно. Когда вы полностью конгруэнтны, вы не используете «модальные опера­торы», вы просто действуете.

По-другому ваше состояние можно описать использованием сразу всех «модальных операторов» сразу. Когда вы конгруэнтны, то для вас это возможно, вы этого хотите, выбираете это и как не парадоксально, вы так же вынуждены это делать, потому что не можете не делать. Духовные учителя обычно называют это со­стояние «просветлением». Вы полностью воспринимаете все ваши переживания полностью. Нет никакого внутреннего конфликта и просто «больше нечего делать», кроме как то, чем вы заняты.

Интересно, что некоторые люди переживают подобные мо­менты освобождения от «модальных операторов» перед лицом смерти (по их мнению). Во время революции, одного человека схватили, связали и бросили в кузов грузовика, и он был абсо­лютно уверен, что его везут на казнь. Он полностью «сдался» и вошел в состояние, когда он готов был принять смерть и «ему ни­чего другого не оставалось», и как следствие исчезли все «мо­дальные операторы».

Резюме

Оценивающие познавательные определители такие как «пе­чально» или «к счастью» и др. в начале фразы создают опреде­ленное отношение к сказанному и изменяют слова, которые за ними следуют. Познавательные определители связаны с обуче­нием — «интересно», «любопытно» выражают позитивное отно­шение и часто приводят к решению проблемы.

«Модальные операторы» желания и необходимости пока­зывают на мотивацию к определенным событиям и действиям, в то время как «модальные операторы» возможности и выбора опи­сывают наши способы удовлетворению нужд и желаний. «Мо­дальные операторы» могут быть и дискретными и варьироваться по интенсивности, например, от легкого предположения до твер­дой уверенности или от легкого желания, до интенсивной необ­ходимости.

Все «модальные операторы» описывают ситуацию не так, как она есть на самом деле в настоящий момент времени, и это создает неотъемлемую неконгруэнтность. Например, если вы что-то хо­тите, то это означает, что у вас этого нет, а если что-то возможно, это означает, что этого не существует.

«Модальные операторы» всегда связаны с глаголом, который следует за ним, изменяя то как мы что-то делаем и, создавая спо­соб действия, предшествующий содержанию. Этот способ может быть легко отделен от любого содержания и контекста и может стать обобщенным отношением к жизни, как «я могу» или «я не могу».

Отрицание «модального оператора», как «не хочу» или «не возможно» создает дополнительную неконгруэнтность из-за неотъемлемой последовательной неконгруэнтности отрицания. Иногда существует неконгруэнтность между вербальным и не­вербальным выражением модального оператора, что может проис­ходить одновременно или последовательно.

Поскольку выбор и необходимость предполагают возмож­ность, существует логическая иерархия «модальных операторов» с возможностью (или невозможностью) на более высоком логи­ческом уровне, чем остальные три категории. Раз мы можем же­лать то, что невозможно, желание не всегда предполагает удовлетворение желания.

Мы можем использовать диаграмму Венна для расширения таких переживаний в жизни, как выбор, желание, необходимость или возможность. Эта же диаграмма может показывать наложение между разными переживаниями, описанными разными операторами и может быть использована для оценки новых способов на­ложения, что может повысить нашу гибкость и возможности вы­бора.

Последовательность двух (и более), например, «я хочу выби­рать» или причинно-следственная последовательность — «если я решу, то я сделаю», обычно предоставляет больше детальной ин­формации о способе поведения. Это может быть применено при работе с парами и семьями для налаживания отношений между членами семьи. Например, «если она скажет, что я должен сде­лать, то я не буду этого делать».

Изменение «модальных операторов» приводит к изменениям в отношении и в поведении и часто обобщается на различные ас­пекты жизни и разные контексты.

В состоянии полной конгруэнтности все «модальные опера­торы» исчезают, потому что просто действуют, без осознания определенного способа действия, что духовные учителя описы­вают как состояние просветления.

Далее мы рассмотрим категории ссылок на самого себя, ко­торые включают в себя то, что происходит в самоописании и в са­мооценке, т.е. то, как вы о себе думаете, равно как и все коммуникации о вас самих и ваши отношения с другими людьми.

Правда в том, что когда сила человека растет и его знания расширяются, всегда есть возможность, что в дальнейшем это будет сужаться до тех пор, пока у человека не останется вы­бора и он будет делать только то, что он должен делать.

Урсула ле Гуин

Нет комментариев