Read Шесть слепых слонов 1. Заключение

0 792

 

Искусство никогда не заканчивается, оно лишь бывает по­кинуто

Леонардо да Винчи

Мы изучили основные принципы диапазона и категории, как они взаимодействуют, а также некоторые из многих способов, ко­торые вы можете использовать, чтобы изменить свой опыт и опыт других людей. Некоторые из первых частей данной книги могут казаться трудными и техническими, но ежедневное применение изменения диапазона и категории в реальной жизни бесконечны; каждый час каждого дня представляет множество возможностей применить эту информацию для работы с собой, чтобы улучшать свою жизнь. Если вы практикуете их и начинаете быстро менять значение, вы можете также применять эти навыки в исключи­тельных случаях.

Эрнст Байер написал о случае, который произошел с ним вскоре после того, как его арестовали и посадили в немецкий кон­цлагерь во время Второй мировой войны, когда однажды заклю­ченный из другого барака потребовал половину его крохотной порции хлеба, говоря:

«Я хочу половину твоего хлеба, и если ты мне не отдашь, я скажу немцам, что ты немецкий еврей» (17, стр. 415).

Остановитесь на секунду и поставьте себя на место Байера, в положении которого, кажется, есть только два выбора, и оба со­вершенно «проигрышные». Если вы не отдадите половину хлеба, вы будете осуждены и убиты. Если отдадите, умрете от голода еще быстрее. Как вы можете отреагировать, чтобы спасти свою жизнь? Что можете сказать? …

Вот как ответил Байер:

«Не могу поверить, что правильно тебя расслышал. Ты без сомнения выглядишь как порядочный человек. Я знаю, что голод может сделать чудовищ из всех нас — но чтобы так скоро?» (17, стр. 415-416)

Несколько секунд заключенный смотрел на него, а затем ушел и не донес на Байера. Почему этот короткий ответ так просто спас ему жизнь? Помня то, что вы знаете о диапазоне и категоризации, остановитесь на некоторое время, пересмотрите ответ Байера и от­метьте разные диапазоны и уровни категоризации в них. …

Вместо того чтобы реагировать на логическом уровне (тре­бование хлеба), на котором он должен был выбрать между двумя альтернативами или/или, которые представил другой узник, он отреагировал, категоризируя его сообщение на более высоком ло­гическом уровне.

Сначала Байер сказал: «Не могу поверить, что правильно тебя расслышал», давая узнику возможность прояснить, переформу­лировать или пересмотреть свое сообщение.

Затем он сместил диапазон на самого узника, а не на его тре­бование, и категоризировал его по-дружески. «Ты без сомнения выглядишь как порядочный человек» — это более общая катего­рия, которая не совместима с его требованием хлеба, предлагая ему неявный выбор или/или между тем, чтобы быть порядочным человеком или продолжать следовать своему требованию.

Когда он сказал: «Я знаю, что голод может сделать чудовищ из всех нас», он категоризировал требование как один из приме­ров более общей категории того, что голод может делать из людей чудовищ. Это перенаправило мышление узника от определенного требования, и в то же самое время дало ему приемлемое разум­ное объяснение своему запросу, нормализуя его.

Также он присоединился к нему, включая самого себя в эту более общую категоризацию, говоря «из всех нас», чтобы избе­жать какого-либо конфликта или противостояния.

Наконец, он спрашивает: «Но так скоро?», указывая на то, что если пленник должен идти за этим требованием, это должно было случиться позже.

Вероятно, ни одно из этих значений не стало полностью осоз­нанным для пленника, который потребовал хлеб, но они возымели свой эффект. Понимание диапазона и категории открывает уровни коммуникации, которые скрыты для большинства людей, благо­даря чему можно реагировать, имея выбор и возможность для творчества, часто полностью за пределами сознания других людей.

Том 2 данной книги расширяет этот процесс при помощи применения фундаментальных понятий диапазона и категории в дополнительных паттернах общения, которые более изысканны, туманны и сложны, чем простая категоризация и изменение кате­горизации.

Хотя все эти паттерны можно понять с использованием диа­пазона и категории, большинство людей не знают о них и исполь­зуют их в большинстве своем неосознанно. Как и все такие паттерны, их можно использовать с большой пользой, а многие из них были важными элементами в работе Милтона Эриксона и дру­гих эффективных терапевтов.

Но они могут также появиться в неприятных и сбивающих с толку ловушках общения, в которые люди часто попадают. Пони­мание того, как работают эти паттерны, помогает узнавать их и помогать самому себе и другим людям выбраться из них, улучшая свою жизнь и жизнь других людей.

Если бы я мог видеть дальше, то только благодаря тому, что стою на плечах гиганта!

сэр Исаак Ньютон

Приложение

«Задача о девяти точках»

Ниже представлено наиболее частое решение задачи о «де­вяти точках». Большинство людей неосознанно предполагают, что проблема должна быть решена внутри квадрата, сформирован­ного девятью точками. Однако, чтобы решить ее, три линии должны быть продолжены до некоторого пространства снаружи квадрата, простой пример того, как расширение диапазона про­блемы делает возможным решение.

С использованием даже еще большего диапазона проблема может быть решена гораздо более простым способом, с исполь­зованием всего трех линий, как показано ниже.

Наконец, точки могут быть соединены единой линией с ис­пользованием фломастера с очень широким кончиком. Некоторые читатели могут возразить, что это «обман», потому что это выхо­дит за пределы определения «ручки», как понимается обычно. Но, конечно, такой «выход за пределы обычного понимания» является именно тем, что обычно делают люди, когда используют больший диапазон для решения проблем по-новому и творчески, что часто называется «нестандартным мышлением».

Задача «Соединить квадратики»

Ниже представлено два решения данной задачи. Если вы сое­дините два квадратика «А» прямой линией, вы легко найдете вто­рое решение.

Заметьте, что я намеренно ввел вас в заблуждение, показы­вая «образец» линии в изначальной формулировке задачи, пока­занной ниже. При такой иллюстрации задача кажется неразрешимой, даже если вербальное описание все же допускает решение. Если ваш диапазон исключил «образец» линии, задачу будет проще решить.

Часто то, как формулируется проблема или как она иллю­стрируется, показывает, что она неразрешима, но думая об этом По-другому, вы можете обнаружить решение. Если я проиллю­стрировал «образец» линии, соединив два квадратика «С», как по­казано на первом рисунке выше (или два квадратика «А» на том же рисунке), что должно было бы сузить диапазон вашего внима­ния, а вам могло бы показаться, что это сложно решить, но не не­возможно. Многие из наших проблем являются неразрешимыми Только из-за того, как мы о них думаем или описываем их, а не только из-за того, чем они в действительности являются.

Ни одна проблема не может быть решена с того же логи­ческого уровня осознанности, который создал его.

Альберт Эйнштейн

Нет комментариев