Пресуппозиции ПРЕЗУМПЦИИ И ДРУГИЕ ВИДЫ НЕЭКСПЛИЦИТНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

0 303

ПРЕЗУМПЦИИ И ДРУГИЕ ВИДЫ НЕЭКСПЛИЦИТНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Е.В. Падучева

Понятие презумпции, или пресуппозиции, имеет первостепенное значение для моделирования процессов языковой коммуникации — в частности, для построения систем человеко-машинного диалога и других систем, машинной обработки информации. Работа посвящена рассмотрению итогов, к которым привело более чем десятилетнее активное исследование логиками и лингвистами проблематики презумпций и их роли в коммуникации.

Уже в первой получившей широкую известность экспериментальной системе человеко-машинного диалога — так называемом «роботе Винограда» [1] — существенным образом использовалось понятие презумпции. Так, на команду «Возьми пирамиду!» робот отвечал: «Я не знаю, какую пирамиду Вы имеете в виду», — поскольку на сцене было три пирамиды, а предложение, составляющее команду, содержало презумпцию единственности пирамиды в поле зрения участников диалога, выраженную в английском предложении (Grasp the pyramid!) определенным артиклем (по отношению к команде, касающейся неопределенного объекта, вопроса о единственности не вставало, робот брал первый попавшийся объект соответствующего класса). Далее, на вопрос «Почему ты его поставил?» (речь шла о блоке, который требовалось поднять в предшествующей части диалога) робот отвечал: «Я не могу объяснить причину события, которое не имело места». В обоих случаях коммуникация терпит неудачу — команда не может быть выполнена, на вопрос не может быть дан ответ, — и это совершенно естественно, поскольку вопрос и команда содержат ложные презумпции.

Скачать (122KB, )

Нет комментариев