Паттерны/Модели/Шаблоны НЛП Вводные конструкции (Лингвистические пресуппозиции)

Наречия, такие как «к сча­стью», «к сожалению», «интересно», «счастливо», «понятно» и т.д., называются «когнитивными определителями», поскольку меняют категории и определяют слова, которые следуют за ними. Например, скажем, человек думает об опыте как о негативном или неприятном. Если вы скажете: «Интересно, вы думаете об этом событии как о неприятном», — неприятность не удалена, она про­сто включена в более общую категорию вещей и событий, которые являются «интересными». Критерии «интересного» смещают вни­мание на само событие, а не на неприятную реакцию, а это упро­щает решение проблем.

Некоторые определители, такие как «печально» или «к сожа­лению» представляют эмоциональную оценку, которая может даже ухудшить опыт человека. Вскоре после того, как я начал изу­чать когнитивные определители, у меня появился клиент, стра­дающий от депрессии, который начинал почти каждую фразу со слов «как ни печально» или «к сожалению». В первую очередь я попросил его начинать предложения со слов «к счастью» или «как здорово, что». Ему это показалось очень странным и неуместным, но это повысило его чувствительность к тому мощному влиянию, которое имели используемые им слова, а также это стало восста­навливать какой-то баланс.

Затем я попросил его переключиться на слова «любопытно», «понятно», или «интересно», каждое из которых пресуппозирует приятное состояние обучения. Это перенаправило его внимание на объем самой проблемы, а не на более общие чувства печали или сожаления, которые были на более высоком логическом уровне, чем его поведение.

……

Один из самых мощных способов, которым категоризация влияет на нас, является то, как мы думаем о наших действиях, о том, что мы делаем. Когда мы решаем проблему, то очень важно как мы о ней думаем — бороться или танцевать с ней, атаковать ее или избегать ее, расценивать ли ее как вызов самому себе. Ка­тегоризация определенным способом может сделать решение про­блемы очень трудным, неприятным, тяжелым. В тоже время другое описание может превратить это в удивительное приклю­чение. Хотели бы вы обладать умением самим выбирать ваши спо­собы действия в окружающем мире?

Познавательные определители

К счастью, Джон Мак Уайтер описал великолепные примеры того, как наш разум может быть «установлен» заранее на опреде­ленные реакции, но, к сожалению, мало кто обращал раньше на это внимание. «Познавательные определители» — это «поясни­тельные» наречия, которые появляются в начале фразы или пред­ложения и относятся к определенному когнитивному состоянию, как, например, «к счастью» или «к сожалению» в предыдущем предложении. Познавательные определители категоризируют предложение или фразу и подготавливают разум к определенной реакции определенным способом на объем опыта, о котором говорится дальше в этом предложении или фразе.

Чтобы испытать это, придумайте простое предложение, ко­торое описывает простой объем опыта или переживания — «зеленое дерево стоит под солнечным светом», «я держу эту книгу в руке». Представьте, как вы произносите про себя эти фразы с за­крытыми глазами, а затем сделайте паузу и отметьте ваши пере­живания по этому поводу, как «базовые» переживания по сравнению с теми, которые будут ниже…

А теперь представьте, что вы говорите то же самое, но в на­чале каждого предложения добавьте «к сожалению» («к сожале­нию, я держу эту книгу в руке»). Проделайте это также с закрытыми глазами и отметьте изменение в ваших пережива­ниях…

Затем повторите эти предложения, начав их со слов «к сча­стью» («к счастью, я держу эту книгу в руке»). Также закрыв глаза и отметив изменение своих переживаний…

Познавательные определители направляют ваш разум в сто­рону переживаний определенным способом в зависимости от ис­пользованного определителя. Представьте, какова была бы ваша жизнь, если бы вы каждую фразу и каждую мысль начинали бы со слов «к сожалению». Это очень эффективный способ пребывать в постоянной депрессии, и некоторые люди регулярно так делают. А теперь представьте, какова была бы ваша жизнь, если бы вы все ваши фразы и мысли начинали бы со слов «к Счастью». Этот ва­риант был бы намного позитивнее, и его тоже некоторые люди ис­пользуют.

И вполне понятно, что вы ощущали бы неконгруэнтность, применив «к счастью» к неприятным событиям и ситуациям. «К счастью» и «к сожалению» отражают эмоциональное состояние, а большинство эмоций поддаются оценке, проводя различия между приятным и неприятным, позитивным и негативным. Эти оценочные определители часто могут быть не связаны с содержа­нием определенного переживания.

Интересно, что есть подкатегория определителей, которые могут быть применены к ситуации с любым содержанием, и, к удивлению, они никогда не несут в себе негатива или неприятной ассоциации.

Любопытно, что все они описывают состояние обучения или привлечения внимания. «Интересно», «к удивлению (удиви­тельно), «любопытно» — это примеры подобных определителей в предложениях выше. Нечто неприятное может быть так же интересно, как и что-то приятное, потому что состояние интереса или очарования само по себе всегда позитивно. Вряд ли вы слы­шали, что кто-то жаловался на проявление здорового любопыт­ства. «Я вчера был так ужасно любопытен — просто кошмар».

Поскольку эта группа познавательных определителей никогда не несет в себе негативного аспекта, она является универсальным ресурсом, который можно применять к любому опыту и пережи­ванию. В качестве иллюстрации, просто подумайте о широком спектре тем, которые привлекают разных ученых. Некоторые при­ятные и чистые, такие как оптика или физика субатомных частиц. Некоторые изучают нечто неприятное и отталкивающее, такое как болезнь или гниль. Но даже такие неприятные вещи могут быть удивительными и интересными во время их изучения.

К счастью, есть еще одно большое преимущество использо­вание подобных определителей. Их полезно использовать в на­чале фразы, чтобы начать процесс понимания и решения проблем. Состояние интереса или очарования является великолепным по­зитивным ресурсом для обучения и изменения, потому что оно пе­ренаправляет внимание от оценки проблемы к интересу и любопытству, как проблема влияет на человека — т.е. проводит сдвиг на более конкретном логическом уровне категоризации. Когда человек осознает структуру проблемы, часто он сразу за­мечает и пути ее решения.

В качестве небольшого примера этого эффекта, подумайте о некотором своем переживании по поводу какой-то неприятной проблемы и сложности и опишите ее простым предложениям — «я ненавижу, когда люди не выполняют своих обещаний». Сна­чала, просто произнесите это предложение с закрытыми глазами и отметьте ваши внутренние переживания…

А теперь — так же с закрытыми глазами — произнесите про себя это предложение, добавив в начало фразы слова «любопытно» или «интересно», и обратите внимание на изменение ваших внутренних переживаний. «Любопытно, что я ненавижу, когда люди не выполняют своих обещаний».

Большинство людей испытывают изменение в переживаниях, когда их внимание отворачивается от неприятного ощущения проблемы к более интересному состоянию интереса к самой про­блеме, к тому, как это все происходит. Состоянию готовности учиться и понимать. Представьте, насколько изменилась бы ваша жизнь, если бы к каждой проблеме вы подходили с отношением «любопытно» или «интересно».

Познавательные определители очень полезны, когда вы по­вторяете (заново проговариваете), то, что кто-то вам сказал о своей проблеме, чтобы лучше понять собеседника. Вы можете повто­рить, то, что он сказал или сделать резюме из его слов, начав вашу фразу с «интересно» или с любого другого определителя, связан­ного с любопытством и обучением. После этого следите за невер­бальными сигналами собеседника, которые покажут, что он стал думать о проблеме более позитивным способом.

Удивительно, что в состоянии интереса и любопытства, не­которые проблемы просто исчезают, когда внимание переводится с того, насколько неприятны эти проблемы на то, как ни влияют на человека и на то, что можно сделать для их решения. Даже, если они и не исчезают, это все равно очень полезный способ начать поиск решения проблемы.

Интересно, что идея о том, что «жизнь — эта школа, в кото­рый нам надо учиться», является очень старым выражением, ко­торое особенно часто встречается в буддизме. Я не знаю, верно это или нет, но у меня есть немалые сомнения. Однако, это очень сильный инструмент переориентации целой жизни для кого-то. Это помогает намного легче разбираться с неизбежными пробле­мами, которые возникают в жизни, с разочарованиями и потерями. Основная идея в этой книге состоит в том, что все (или большин­ство) наших мыслей и убеждений построено на принципе «как если бы». Если действия как если бы «жизнь была школой» дей­ствительно облегчают жизнь и для вас, и для окружающих, то по­чему бы не использовать эту идею?

Джон Мак Уайтер также указал еще на один важный аспект показательных определителей, когда они используются при расмотрении чужого опыта. Они создают общий универсальный мир, категорию, которая включает обоих собеседников. Если я скажу «мне кажется это интересным» или «ты не находишь это инте­ресным?», то это подразумевает разделение между мной и тобой. Но, если я просто скажу «интересно», это создает категорию, в ко­торой предполагается, что это интересно нам обоим. Мы вместе испытываем это переживание, и никто не разделяет наши миры, как часто происходит. Создание подобного общего мира намного проще, чем специфичное поведение для создания «раппорта» с собеседником, потому что сама идея раппорта, предполагает на­личие различий, между которыми раппорт строит мостик. Это по­хоже на то, если вы сначала выкопаете яму, а потом начнете ее засыпать.

Стив Андреас

Нет комментариев