НЛП ПРАКТИК Cтратегия правописания (спеллинга)

1. Разместить правильное правописание изучаемого слова:

а)  прямо перед собой на уровне глаз или.

б) выше уровня глаз и слева (или справа для левшей).

2. Закрыть глаза и подумать о чем-то, в чем уверен, с чем знаком, что не напрягает. Когда чувство сильное, открыть глаза и посмотреть на правильное правописание.

а. Расположив правильное правописание перед собой, сдвинуть глаза вверх и влево (или вправо) и нарисовать мысленно образ правильного правописания.

б. Расположив правильное правописание сверху влево, уберите правильное правописание, но оставьте взгляд вверху и влево и продолжайте мысленно видеть правильное правописание.

(Если возникнут трудности, воспользуйтесь полезными подсказками на следующей странице.)

3. Посмотрите на мысленный образ и вербализуйте (или запишите) буквы, которые увидите. Сверьте, что у вас получилось, с правильным ответом. Если какие-либо буквы отсутствуют или неверны, вернитесь и проделайте этап 1, а также воспользуйтесь полезными подсказками, чтобы прояснить свой мысленный образ.

4. Посмотрите на мысленный образ и произнесите слово по буквам в обратном порядке (то есть вербализуйте или запишите буквы справа налево). Сверьте, что у вас получилось, с правильным ответом. Если какие-либо буквы отсутствуют или неверны, вернитесь и проделайте этап 2, а также воспользуйтесь полезными подсказками, чтобы прояснить свой мысленный образ

Полезные подсказки

A. Изобразите слово в своем любимом цвете.
Б. Выделите любые неясные буквы каким-то образом, например, сделайте их больше, ярче, ближе, цветистее и т.д.
B. Разбейте слово на группы из трех букв, сформируйте образ из трех букв.
Г. Поместите буквы на знакомом фоне. Изобразите что-то вроде знакомого объекта или сцены из кинофильма, а затем поместите туда буквы, которые нужно запомнить.
Д. Если это длинное слово, уменьшите величину букв так, чтобы можно было видеть все слово целиком.
Е. Пальцем по воздуху отслеживайте буквы и мысленно нарисуйте их.

Важно помнить, что есть различие между стратегией и мнемоническими техническими приемами. Стратегия включает установление закрепленного результата изменяемыми приемами (например, полезные подсказки). Ментальные действия продолжают изменяться, пока в мысленном взоре не устанавливается точный образ. Методы запоминания — это фиксированные средства или процессы, которые производят переменные результаты. Люди концентрируются больше на том, что делать, чтобы запомнить информацию, чем на информации непосредственно.

Стратегия НЛП включает вариацию фундаментальных сенсорных процессов, не требующих особых тренировок. Зачастую следует сначала научиться запоминать методы запоминания, а уж потом использовать их, чтобы запомнить то, для чего они изучались.

Дополнение.

Согласно стратегии правописания (спеллинга), чтобы выучить новое слово или запомнить трудное слово, следует посмотреть на правильное правописание, сдвинуть глаза вверх и влево и мысленно визуализировать его. Чтобы ассоциировать правописание с чувством ознакомленности, полезно сначала подумать о чем-то еще, в чем вы уже уверены и с чем знакомы, чтобы вызвать в себе позитивное ощущение. Затем, при взгляде на слово, оно будет ассоциироваться с позитивным ощущением, а не ощущением затрудненности и фрустрации (чаще всего ассбциируемыми с правописанием). Люди склонны автоматически
запоминать то, от чего им хорошо.

Безусловно, этот основной процесс не всегда достаточен. У взрослых зачастую бывает немало того, над чем стоит потрудиться. Часто они привычно и подсознательно стараются воспользоваться старой стратегией озвучивания, которая может вести к ошибкам в спеллинге. Чтобы превозмочь такую тенденцию и получить убедительное доказательство, что образ слова на самом деле уже засел в голове, я предлагаю производить спеллинг слова в прямом и обратном порядке. Очень трудно проговаривать слова по буквам в обратном порядке (к примеру, постарайтесь выяснить, как звучит в обратном порядке «Albuquerque»). Слуховая репрезентативная система очень зависит от времени восприятия, звук имеет тенденцию распространяться в определенной последовательности. Зрительная система, с другой стороны, более совместна.

К примеру, подумайте, какая буква идет через три буквы, после «Р» в английском алфавите. Теперь подумайте, какая буква идет за три буквы до «Р» в английском алфавите. Если вы прежде всего вспомнили буквы алфавита по детской песенке об алфавите, вам, вероятно, будет довольно сложно найти, что это «М» — буква, которая идет за три буквы до «Р». Тем, кто использует слуховую стратегию вроде этой, иногда даже приходится полностью возвращаться
в самое начало алфавита, чтобы найти ответ. Визуальная же система каким-то образом удерживает строй букв, смотрим ли мы на него справа налево, или наоборот. Таким образом, если кто-то может читать буквы слова в обратном порядке (то есть справа налево), можно быть вполне уверенным, что у него в голове ясный образ всего слова.

Стратегия правописания — по существу ТОТВ с тремя операциями. Тестовая стадия ТОТВ включает проверку зрительной и кинестетической репрезентаций (V => Кi), связанных со словом. Этот тест включает проверку ясности образа и интенсивности чувства знакомства. Фундаментальная последовательность действий в этом ТОТВ включает:

1) подумать о чем-то позитивном и простом для запоминания и прикрепить это чувство к правильному правописанию, просто взглянув на правильное правописание;
2) посмотреть вверх й влево и мысленно визуализировать правильное правописание и
3) посмотреть вверх и влево и прочесть буквы вперед и в обратном порядке.

С длинными словами всегда возникают трудности при первичной визуализации всего слова целиком (особенно у людей, плохо знакомых с процессом визуализации). Зачастую одни буквы ясные, а остальное вне фокуса или словно в тумане. В такой ситуации нужно произвести определенные действия, чтобы сделать неясные буквы отчетливыми.

В этом случае имеется ряд подопераций, которыми можно воспользоваться:

A) разбить слово на группы букв (обычно по три буквы). Эти группы или звенья не обязательно должны представлять- слоги, фонологические модули или
логические отношения. Цель этих звеньев состоит в том, чтобы упростить формирование образа из меньших кусков;
Б) заменить качество субмодальности букв, которые трудно визуализировать, таким образом, чтобы они стали четче. К примеру, буквы можно сделать ярче, окрасить в приятный для глаза цвет, поместить на знакомом фоне, сделать больше и т д.;
B) вести по буквам пальцем. Это помогает закрепиться в запоминании образа неясных букв, создавая наложение кинестетической системе.

 

 Демонстрация : Применение стратегии правописания

Дополнительно: 2.31 Подбираем репрезентирующие системы под задачу (описание стратегии)

Глава 2. Обучение правописанию (из книги Сущность разума)

Нет комментариев