Вирджиния Сатир (Virginia Satir) Беррес Скиннер (Burrhus Skinner) Фриц Перлз (Fritz Perls) Грегори Бейтсон (Gregory Bateson)
 

В

Вина в НЛП

Есть множество способов почувствовать себя виновным. Лучший из всех способов – это создать образ лица какого-то человека в тот момент, когда вы сделали ему что-то неприятное. Это визуальный эйдетический образ. Таким образом вы можете почувствовать себя виновным в чем угодно. Но если вы выйдете из этой картины, другими словами, в обратном порядке проведете ту процедуру, которую мы проделали с печалью, то перестаньте чувствовать вину, так как буквально увидите все по-новому и получите новую перспективу. Другой способ, вы можете создавать сконструированные визуальные образы, или высказывать себе вербально упреки.

Выбор

Возможность разнообразно реагировать на те же самые стимулы

 

З

Заискиватель (Сатир категория)

[0301] Слова – выражающие согласие — (Чего бы вы ни хотели, все просто прекрасно. Я здесь за тем лишь, чтобы сделать вам приятное”).
[0302] Тело – заискивает и успокаивает — (“Я совершенно беспомощен”).
[0303] Внутреннее ощущение — (“Я ощущаю себя ничтожеством”) (“Без него я не живу. я ни на что не годна”).
[0304] Плакатер всегда разговаривает обвораживающим тоном, старается понравиться, все время извиняется, никогда не скажет о несогласии, о чем бы ни шла речь. Это соглашатель в полном смысле этого слова. Разговаривает он так, будто сам он сделать ничего не может, и ему необходима поддержка других, их одобрение. Позже вы заметите, что после пяти минут исполнения этой роли у вас появится чувство тошноты и позывы к рвоте.
[0305] Чтобы хорошо исполнить роль плакатера/заискивателя, полезно представить себе, что вы на самом деле ни на что не годитесь. Хорошо, что кушать вам позволяют. Вы во всем обязаны, отвечаете за все. Что где-то как-то не ладится. Вы знаете, что, стоит вам пошевелить мозгами, и вы бы сумели даже прекратить дрожь, но где их взять, мозги-то. Естественно поэтому, что любой упрек в ваш адрес вы считаете справедливым. Вы благодарны уже за то, что кто-то с вами разговаривает, не важно, что и как при этом говорится. Вам и в голову не придет просить чего-то для себя самого. Кто вы, собственно такой, чтобы просить? Впрочем, если вы будете вести себя достойно и достаточно хорошо, все получится само собой.
[0306] Изобразите из себя как можно более методичного льстивого субъекта страдальческого вида. Представьте себя, стоящим на колене и слегка колеблющимся в этом положении. Рука вытянута вперед просительно, как у нищего. Вы смотрите снизу вверх так, что шее больно, а глаза наливаются кровью. Через несколько минут такой позы вы почувствуете, что у вас начала болеть голова.
[0307] Когда, находясь в таком положении, вы начинаете говорить, голос у вас звучит скуляще, временами переходит в писк, потому что, когда тело находится в такой приниженной позе, у вас нет возможности набрать достаточно воздуха, чтобы заговорить насыщенным богатым голосом. Независимо от действительных чувств и мыслей вы на все будете отвечать: “Да”. Стойка плакатера — это поза, когда согласуется с заискивающей (плакатирующей) манерой реагирования.
[0341] Употребление ограничительных слов: если, только, даже и т.д. Употребление сослагательного наклонения: мог бы, следовало бы. Семантическая неправильность типа “чтения мыслей”.

И

Интеграция

Интеграция представляет собой процесс, посредством которого у человека создается новая модель мира, которая включает в себя ранее несовместимые(противоречащие друг другу) модели таким образом, что они работают, координируются и функционируют, без помех, вместе, чтобы помочь [их обладателю] в получении от жизни того чего он хочет.

K

Ключи Доступа

Настройка вашего тела и нейрологии на ту или иную репрезентационную систему. Это такие виды поведения, которые мы вырабатываем для настройки наших тел и воздействия на нашу нейрологию таким образом, что мы можем получать доступ к одной репрезентирующей системе более выраженно, чем к другим. Так же, как мы готовимся к выполнению любого явного поведения, выбирая его из остальных вариантов, доступных нам (например, прыжков, смеха, бега или говорения) через напряжение наших мышц и изменение частоты дыхания и паттернов движения глаз такими способами, которые выделяют это поведение на фоне остальных, мы точно также оперируем когнитивным поведением и сложными процессами внутренней обработки. Каждый из нас должен систематически воспроизводить циклы специфических и стереотипных поведенческих ключей для того, чтобы выполнять наши стратегии.

 

М

Мета Программа

Бендлер.

Процесс, который свободно сортирует кратные протекающие одновременно генерализации. Мета Программы контролируют как и когда. Человек будет включаться в некоторый набор стратегий в данном контексте.

Бендлер

Мета Программы описывают как люди сортируют на всем протяжении множественные генерализации. Собственно, они будут говорить вам, что лежит внутри и что лежит за пределами чьих-то генерализаций, приблизительно таких как дверь. Когда кто-то скажет “Глупая дверь!” это даст вам довольно хорошую идею о том, что лежит за пределами их генерализации о том, чем дверь “является”. Если вы тогда спросите их, как они знают, что дверь “глупая”, они дадут вам ответ, который будет идентифицировать их “сортировочный стиль” , например “У нее нет ручки”, смысл в том, что не глупой дверью может быть только та у которой есть ручка. Если то, что они хотят это иметь возможность открывать разные двери, тогда вы должны научить их сортировать, по другим вещам, чем просто ручка, в целях выявления двери. Вот как работают Мета Программы. Они не просто описывают и диагностируют кого-то. Они показывают что делать.

Дилтс

Мета-программы возникли как часть НЛП в конце 1970-х годов. Ряд паттернов были изначально предложены Ричардом Бендлером, как способы сохранения людьми «когерентности» в их психическом программировании ( например, источник пучка света в оптической голограммы). Инициатором дальнейших исследований этих и других паттернов была Лесли Камерон-Бэндлер (вместе с Дэвидом Гордоном, Робертом Дилтсом и М. Майерс-Андерсон) Название дает понять, что “мета” это программы о другой программе. Они являются программами, которые руководят и направляют другие мыслительные процессы, в частности, они определяют общие или типичные паттерны в стратегиях или стилях мышления конкретного человека, группы или культуры

И паттерн мета программ и большая часть современного НЛП – субмодальная технология являются попыткой лучше понять функционирование когнитивных стратегий. В частности, они разработаны как способ объяснить, как люди, с той же когнитивной структурой в своих стратегиях, могут иногда прийти к широко расходящимся результатам. Например, два человека могут иметь общую стратегию принятия решения со структурой: Vс-Ki (получения ощущений от сконструированных картинок как способ принятия решения). Один человек, однако, может предоставить отчет: “Я рисую/представляю несколько вариантов и выбираю один, который ощущается хорошо для меня”. Другой человек, с другой стороны, может предоставить отчет: “Я рисую/представляю несколько вариантов и потом чувствую себя разбитым и растерянными от них ” Понятие Мета программы возникло из попытки узнать, что создает различие между такими разнообразными ответами. Учитывая, что в общем репрезетационные структуры cтратегий, по сути то же самое, было высказано предположение, что различия исходят из паттерна за пределами стратегий или “мета” (или внутренней программы), т. е. “. Мета программы”

Мета программный паттерн и и субмодальности определяют качества и отношения, между опытом/переживаниями и информацией, которая представлена в индивидуальной когнитивной стратегии. Они охватывают/отражают характеристики относящиеся к содержанию основанного на опыте конкретного изображения, набора слов или чувственных состояний. Они влияют на то, как опыт репрезентируется, сортируются и акцентируется. Они также указывают, где мы размещаем наше внимание, действующие как еще один набор фильтров нашего опыта.

Мета программы (в отличие от субмодальностей) более абстрактны, чем наши конкретные стратегии мышления, и определяют скорее наш общий подход к конкретному вопросу, а не детали нашего процесса мышления. Мета программные паттерны являются описаниями различных способов, в которых “проблемное пространство” или элементы проблемного пространства могут быть похожими/сближаться.

Как и с другими различиями НЛП, человек может применить один и тот же паттерн Мета Программ независимо от содержания и контекста ситуации. Кроме того, он не являются различием “все или ничего” и может встречаться друг с другом в различных пропорциях.

Камерон-Бендлер

Описание некоторого содержания способом, которым люди могут и размещают их внимание. Первые мета программы были описаны Джоном Гриндером, как юмористический метод показать различия между паттернами и содержанием моделей для его студентов колледжа Santa Cruz. Различие создает увеличение блоков из содержания, пример с использованием паттерна который информирует об этом.

Мета программы были рассмотрены Лесли Камерон-Бэндлер и ее коллегами и использовались для создания профиля человека. Кэмерон-Бэндлер теперь определяет мета программы, как содержание. Модель содержания, категоризация мета программ и их использование, не имеет места в контексте НЛП.

Модель в НЛП

Модель – это описания с помощью которых мы получаем возможность гарантированно воспроизводить паттерн и управлять им.

 

П

Паттерн

Следует считать, что некоторый конгломерат событий или объектов (например, последовательность фонем, картина, лягушка или культура) содержит “избыточность” (“паттерн”), если этот конгломерат некоторым способом может быть разделен “чертой” таким образом, что наблюдатель, воспринимающий только то, что находится по одну сторону этой черты, может догадаться (с успехом, превышающим случайный), что же находится по другую сторону черты. Мы можем сказать, что то, что находится по одну сторону черты, содержит информацию (смысл) того, что находится по другую сторону. На инженерном языке можно сказать, что конгломерат содержит “избыточность”. С точки зрения наблюдателя-кибернетика, информация, доступная по одну сторону черты, будет ограничивать ошибочное угадывание (т.е. снижать его вероятность)[Г. Бейтсон]

ПАТТЕРН – это описание каких-то первичных закономерностей/феноменов, наблюдаемых в коммуникации.

Печаль в НЛП

Печалящийся человек делает следующее: он создает СКОНСТРУИРОВАННЫЙ зрительный образ и видит, например, себя вместе с любимой, которая умерла, уехала или как-то по-другому стала недоступной. Реакция, называемая «печалью» или «чувством потери» – это сложная реакция на диссоциацию, свою отделенность от этих воспоминаний. Он видит себя вместе со своей любимой, вспоминает это чудное время и чувствует себя опустошенным, потому что он НЕ НАХОДИТСЯ СЕЙЧАС ВНУТРИ ЭТОЙ КАРТИНЫ. Если бы он вошел внутрь этой самой картины, которая и стимулирует печаль, он открыл бы в себе те самые кинестетические чувства, которые он разделял с той, которую потерял. Это могло бы служить ему ресурсом для конструирования чего-то нового в своей жизни, вместо того, чтобы быть триггером для тоски и печали.

Пресуппозиции НЛП – БАЗОВЫЕ

Являются важным учебным содержанием/частью курса практика, являются формулами постгинотического внушения. Достижением БиГов является новаторское решение, которое значительно экономит ресурсы обучения и без снижения качества:
—подача постгипнотических внушений не в финале обучения, а в его самом начале (прочем, это постоянно делал в лечебных сеансах Эриксон. новаторство БиГов в применении этого метода в обучении)
—объединении в одно целое прессуппозиций для установления новых убеждений для сознания и процессуальных инструкции для подсознания [© metapractice]. (читать далее)
Карта не территория (фрагмент из Структуры Магии т. 1)
Намерение любого поведения позитивно (фрагмент из Шесть слепых слонов т. 1)

Предикаты

Это слова, применяемые для описания различных частей опыта того или иного индивида, которые соответствуют процессам и отношениям, присутствующим в его опыте. Предикаты проявляются в виде глаголов, прилагательных и наречий, применяемых в предложениях, с помощью которых паци­ент описывает свой опыт.

Поведение в НЛП

Это все сенсорные репрезентации, переживаемые и выражаемые внешне и\или внутренне, и свидетельства этому доступны для субъекта и\или для человека, наблюдающего за этим субъектом. Так, спуск на лыжах по красивому заснеженному горному склону и процесс воображения этого же действия – равно признаются поведением в нейролингвистическом программировании.

Базовые элементы, из которых формируются паттерны человеческого поведения, это системы восприятия, посредством которых люди воздействуют на внешнюю среду: визуальная (зрение), аудиальная (слух), кинестетическая (ощущения тела) и олфакторная\густаторная (обоняние\вкус). Модель нейролингвистического программирования предполагает, что все различия, которые мы, люди, способны делать относительно внешней среды (внутренние и внешние) и нашего поведения, могут быть с пользой репрезентированы в терминах этих систем. Эти виды восприятия составляют структурные параметры человеческого знания.

 

Р

Репрезентация

Representation – в буквальном переводе с английского обозначает “пере-представление”, т.е. повторное или измененное представление. И смысл упортребления этого слова в контексте НЛП таков: наши репрезентации – это далеко не то, что мы испытывали, наши репрезентации – это переживания, пропущенные через нервную систему и уже представляемые заново и потому искаженно.

Репрезентационная система

Representation system – cистема, отвечающая за построение репрезентаций.

 

C

Синестезия в НЛП

Это пересекающиеся связи между комплексами репрезентирующих систем, когда активность в одной репсистеме вызывает активность в другой. Когда человек слышит грубый голос и чувствует дискомфорт — это пример аудиально-кинестетической синестезии. Когда человек видит кровь и его тошнит, это визуально-кинестетическая синестезия. Когда человек чувствует злобу и внутренним голосом обвиняет кого-то, это кинестетико-аудиальная синестезия. Когда человек слушает музыку и видит перед собой красивую картину, это аудиально-визуальная синестезия.

Взаимосвязи между активностями репрезентирующих систем являются корнями таких сложных процессов как знание, выбор и коммуникация. Навыки и способности, которые люди вырабатывают во всех областях и дисциплинах, являются прямым результатом образования пересекающихся связей между нервными репрезентирующими комплексами. Основные различия между людьми, обладающими различными навыками, талантами и способностями, исходят от синестетических связей в их областях опыта.

Стратегия

Упорядоченный в формальные паттерн-последовательности репрезентаций (поведенческие фразы) опыт, сгенерированный на протяжении всей нашей жизни либо внутренне, либо из внешних источников, посредством наших репрезентирующих систем. Определенные стратегии высокоэффективны для создания значений в определенных контексты, в то время как другие более эффективны для других задач. Стратегия того, как человек берет внешние визуальные символы и переводит их во внутренний аудиальный диалог не будет уместна, если вы будете слушать запись, делать терапию или играть футбол.

Стратегии — это полностью формальные структуры, совершенно независимые от содержания. Стратегия определяет только тип опыта, который принимает репрезентация, и последовательностное отношение к другим репрезентациям стратегии. В большинстве случаев содержание конкретных репрезентаций стратегии лишь определяет особенности результата; но именно форма стратегии определяет, каков результат и как эффективно достигнут .

Поскольку стратегии полностью формальны, человек может использовать одну и ту же стратегию принятия и формирования решения для того, чтобы выбрать что-то из меню, выбрать дом на покупку, воспитывать ребенка или за кого голосовать на следующих выборах. т. е. этот человек использует ту же самую последовательность репсистем в процедурах тестов и операций для формирования и принятия любого рода решения; меняется лишь содержание.

Наиболее полезными и генеративными для нашей работы мы находим стратегии обучения, мотивации, творчества, веры (также называемые стратегиями убеждения), формирования и принятия решений и воспоминания. Мы обнаружили, что этот небольшой набор включает в себя большую часть базовых операций для доступа к ресурсам, необходимым для получения результата, независимо от того, каково содержание конкретной ситуации.

 

Сенсорные Системы

От лат. sensus, «восприятие» системы восприятия – части нервной системы, ответственные за непосредственное восприятие, вкл. рецепторы+нервные проводящие пути). Различают: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Основатели НЛП Джон Гриндер и Ричард Бендлер постоянно напоминали своим ученикам о необходимости “использования сенсорного опыта” взамен умозрительного планирования или “галлюцинаций”.

Например, в НЛП мы начинаем с того, что показываем как пять видов сенсорного опыта (видение, слышание, ощущение, обоняние и вкус) являются основой для стратегий, с помощью которых люди порождают и направляют поведение, вместо того, чтобы использовать более сложные и абстрактные идеи, такие, как «эго», «разум», «человеческая природа», «механизмы», «нравы», «причина» и т. д., которые задействованы в других поведенческих моделях.

Сенсорная информация или различия, полученные через каждую из этих систем, запускают и\или корректируют через нейронные взаимосвязи поведенческие процессы человека и результат. Каждый тип восприятия формирует сенсорно-моторный комплекс, который становится ответственным за определенные типы поведения, т. е. обретает способность реагировать определенными типами поведения. Эти сенсорно-моторные комплексы названы репрезентирующими системами в НЛП.

Информация о внешнем мире (равно как и о наших внутренних состояниях) получается нами, организуется, объединяется и передается через внутреннюю систему нервных проводящих путей, которые сходятся в мозге — нашем центральном обрабатывающем биокомпьютере. Эта информация далее преобразуется нашими внутренними стратегиями обработки, которым научился каждый из нас. Результат всего этого — то, что мы называем «поведением».

в НЛП….. пять видов сенсорного опыта (видение, слышание, ощущение, обоняние и вкус) являются основой для стратегий, с помощью которых люди порождают и направляют поведение, вместо того, чтобы использовать более сложные и абстрактные идеи, такие, как «эго», «разум», «человеческая природа», «механизмы», «нравы», «причина» и т. д., которые задействованы в других поведенческих моделях.

 

Система

Совокупность совместно работающих элементов, в которой изменение одного из них вызывает изменение всех остальных элементов. Элементы имеют индивидуальные черты и взаимно связаны коммуникационной сетью. Эта сеть отличает систему от неупорядоченного собрания элементов. Поведение системы зависит от коммуникации между ее компонентами. Элементарный обмен информацией происходит по кругу. Если где-то происходит изменение эта информация распространяется внутри сети коммуникации. Таким образом вызываются изменения в других элементах. Они, в свою очередь, передаются снова в точку выхода. В упрощении, такая структура называется петлёй обратной связи.

Системы вступают в коммуникацию также со средой. В этом случае воздействие среды на систему это входные данные (input), а воздействие системы на среду это выходные данные — результаты (output). Они снова превращаются во входные данные (input) для системы и т.д. С точки зрения кибернетики эта обратная связь — основа всех целесообразных процессов и тем самым человеческого поведения.

 

Сатир категории (позы)

Вирджиния Сатир выделила четыре коммуникативных категории или “позы”, характеризующие различных людей в стрессовых ситуациях. Каждая из категорий, выделенных Сатир, отличается позой, жестами, сопутствующими телесными ощущениями и синтаксисом.

(1) Placater – Заискиватель
(2) Blamer – Обвинитель
(3) Computer – Супер рассудительный
(4) Distracter – Растерянный, не соответствующий

Ф

Форма

Подразумеваются принципы или правила взаимодействий между структурными элементами, которые порождают возможные состояния или взаимодействия в системе. Поскольку НЛП концентрируется на форме, оно освобождено от привязки к конкретному поведенческому содержанию.

 

Я

Якорь

Якорь это любая репрезентация (внутренне или внешне генерируемая), которая запускает другую репрезентацию, фотопль или ряд репрезентаций или фотоплей (т. е. стратегию). Базовое предположение, лежащее в основе якорения, состоит в том, что весь опыт репрезентируется как гештальты сенсорной информации — фотопли. Когда воспроизводится какая-либо часть определенного опыта или фотопля, остальные элементы этого опыта также воспроизводятся в некоторой степени. Таким образом, любой элемент конкретного фотопля может служить якорем для получения доступа к остальным элементам этого опыта.

Естественный язык является, вероятно, одной из самых распространенных, хоть и сложных, систем якорения, которые нам доступны. Например, написания слов «собака», «тепло» и «любовь» являются визуальными якорями для внутренних репрезентаций уже полученного человеком опыта.

Конечно, якоря можно устанавливать в любой сенсорной модальности. Выражение лица (V), жесты (V), тон и темп голоса (At), прикосновения (К), запахи и вкусы (О) могут быть якорями для других репрезентаций. Внутренние образы, звуки, запахи и ощущения также могут быть якорями для другого опыта. Стратегия — это последовательность репрезентаций, где каждая репрезентация является якорем для вызова последующей.