Новости Раппорт. Цитаты «Наведение транса»

0 1296

***

Как я заметил, люди реагируют с большей легкостью, находясь в состоянии, которое гипнотизеры называют раппортом. По-видимому, раппорт строят, соразмеряя свое поведение с поведением человека. Разногласия с ним не способствуют раппорту. Раппорт не получается, если вы говорите быстрее, чем он может слушать. Раппорт не получается также, если вы говорите об ощущениях, когда человек видит зрительные образы. Но если вы приспосабливаете темп вашей речи к частоте его дыхания, если вы моргаете с той же частотой, как он моргает, если вы киваете с той же частотой, как он кивает, если вы раскачиваетесь с той же частотой, как он раскачивается и если вы говорите, что на самом деле должно быть или что, как вы замечаете, происходит, тогда вы построите раппорт. Если вы говорите: “Вы ощущаете температуру своей руки, звуки в комнате, движения вашего тела при дыхании”, то ваши слова соответствуют переживаниям человека, потому что все это происходит. Этот род соответствия мы называем “подстройкой” <… означает приспособление своей походки к способу ходьбы другого или соблюдение темпа в зависимости от внешних обстоятельств. – Прим. перев.>.

***

Если я продолжу такие кинестетические предложения, а затем скажу: “Вы слышите шорох, в комнате перелистывают бумагу”, то она снова переведет свое сознание, чтобы проверить, правильна ли моя вербализация ее переживания. Я возвращаю обратной связью вещи, которые являются частью ее переживания, но в нормальных условиях не осознаются. Таким образом я строю раппорт, и в то же время тем же маневром уже меняю ее сознание.

***

Теперь вернемся к нашему делу. Чтобы добиться раппорта, вы должны подстраивать ваши высказывания к переживаниям человека, но когда вы уже достигли раппорта, вы должны уметь его использовать. Ключ к этому – способность производить переходы. Вам нужен приятный способ перевести человека из его нынешнего состояния в состояние транса – начиная с описания его нынешнего состояния и кончая описанием того состояния, в которое вы хотите его привести. С помощью переходных слов это можно сделать гладко. Переходные слова, к которым относятся, например, слова “если” или “когда”, это слова, подсказывающие наличие осмысленной связи между двумя утверждениями. ” Если вы сидите здесь, то вы можете понять, что я собираюсь кое-что сказать вам”. Между тем, что вы здесь сидите, и пониманием чего-нибудь – нет никакой связи. Но это звучит осмысленно: тон голоса и переходное слово “если” подсказывают некий смысл.

Начав с информации, основанной на чувственных переживаниях, вы получаете затем возможность совершать переходы и вызывать реакции, наводящие измененные состояния. Сенсорное основание для переходов должно быть чем-то, что человек, с которым вы работаете, может обнаружить. Это не обязательно должно быть чем-то уже присутствующим в его сознании, но он должен быть в состоянии это обнаружить. Вот я сижу здесь, смотрю на Стена и говорю: “Стен, вы чувствуете плотность вашего уса, и  если вы проведете по нему пальцем, то заметите, что у вас только что промелькнула улыбка. Вы можете даже почувствовать локоть другой руки _и_ ощущать, как поднимается и опускается ваша грудь, когда  вы дышите. и, быть может, вы этого еще не знаете, но вы сейчас осознаете температуру вашей правой ноги”.

***

Следя за общими признаками, указывающими, как у человека меняется состояние сознания, вы должны в то же время следить и за признаками раппорта. Человек реагирует соответственно или не соответственно тому, чего вы хотите, и это хороший признак степени раппорта. Конечно, если вы потеряете раппорт, он начнет возвращаться в свое бодрствующее состояние.

***

Настройка образует раппорт и лежит в основе перевода в измененное состояние. Вы можете настроиться на любую часть наблюдаемого поведения человека. Особенно полезно настроиться на что – нибудь вроде частоты дыхания, что всегда есть, но чего он обычно не сознает. Если вы соразмерили темп вашего голоса с частотой его дыхания, то вы можете просто замедлить вашу речь, и у него замедлится дыхание. Другой способ настройки – вербализация того, что присутствует в его текущем переживании

***

Я могу, например, сделать с сообщениями Боба следующее: отобрать те из них, которые, как я полагаю, им не осознаны, и передавать их ему обратно посредством телесного отражения. Когда я передаю их обратно, может произойти одно из двух. Либо это вызовет изменение в его сознании, и он начнет осознавать эти вещи, либо его подсознательные реакции попросту усилятся, так что все большее число его реакций станет подсознательным и все меньшее – сознательным.

Подстроившись к некоторым подсознательным реакциям, вы можете усиливать их или переводить их в другие реакции. Я могу выбрать любую часть несловесного поведения Боба и проделать это. Я могу подстроиться к расширению его зрачков, расширяя мои собственные зрачки, а затем, смотря на него, расфокусировать мои глаза, следя лишь за тем, чтобы он поспевал за мной. Расфокусирование глаз является хорошим признаком транса, поскольку оно сопровождает внутренние процессы, в противоположность фокусированию на  на каком – нибудь объекте внешнего мира.

Я могу подстроиться к миганию его глаз, а затем постепенно мигать все чаще и все медленнее, пока не заставлю его закрыть глаза. Я могу отразить его мышечный тонус, а затем медленно расслабить мои мышцы, чтобы помочь ему в расслаблении. Когда вы подстраиваетесь и ведете несловесно, вам незачем говорить. Вы просто отражаете, чтобы построить раппорт, а затем медленно переходите в измененное состояние сознания, следя, чтобы субъект шел за вами.

Подстройка и ведение – это метаприем. Это часть  каждого другого способа наведения, которому мы вас будем учить. Вы можете применять несловесную подстройку и ведение либо как самостоятельный способ, либо как часть другого способа наведения. Рекомендую вам отработать на некотором этапе  именно  несловесную часть. Вы занимаете, без слов, позицию отражения. Затем вы начинаете очень медленно – замечая, как скоро субъект следует за вами – переходить в состояние глубокого транса. Позаботьтесь о том, чтобы вы как – то сумели из него выйти.

***

Я дышу некоторое время вместе с нею, а затем изменяю мое дыхание. Если она следует за мной, у меня есть раппорт: я могу вести, могу развивать дальше любое требуемое переживание.

Кстати, как я узнал, что она может следовать за мной? Сказав несколько первых фраз, я уже знал, что она способна идти за мной. Как же я это узнал?

Мужчина: Ее голова двигалась в такт вашим указаниям.

Да. Когда я сказал ей, что она смотрит вверх, она приподняла голову. Когда я сказал, что она смотрит вниз, она опустила голову. Когда я сказал, что она смотрит на волны, она оглянулась на волны. Ее телесные реакции указывали, что она испытывала подсказанные мною переживания. Я получил достаточно информации, показывающей, что у меня есть раппорт. А затем возникает вопрос: сохранится ли раппорт, если я переключу систему? Ответ: попробуй и выясни это. И вот я заставил ее посмотреть вниз на пляж. А затем я сказал: “И вы чувствуете песок у вас под ногами”.

Джен: Да, я почувствовала.

Женщина: А если бы вы перевели ее в другую систему, вы бы там остались?

Да. Тогда я говорил бы главным образом о ее телесных ощущениях. Когда она входит в воду, она чувствует журчание воды… и влажность воздуха… и ветер дует ей в лицо.

***

Женщина: А что делать, если человек не возвращается из транса?

Если вы говорите ему вернуться, а он не возвращается, значит, вы потеряли раппорт. Вы должны, следовательно, вернуться обратно и добиться раппорта. Вы можете просто соразмерять некоторое время ваше дыхание с его дыханием. Затем попросите его собрать все приятные, положительные стороны своего опыта, чтобы взять их с собой через некоторое время, когда он вернется. Медленно считайте от десяти до одного, выговаривая по одному числу через один его вдох. Это поможет вам обеспечить раппорт. Дайте субъекту указание, что когда вы скажете “один”, его глаза широко раскроются в знак возвращения сознания, и он почувствует удивление и восхищение своим переживанием.

***

Вы можете добиться раппорта без риска уснуть, если положите руку на его плечо и станете менять давление руки вместе с ритмом его дыхания. Вы можете усиливать давление при его выдохе и ослаблять при вдохе. Мы называем это “перекрестной” подстройкой, потому что вы подстраиваетесь другим сенсорным каналом. Продолжайте делать это две или три минуты, а затем слегка измените свой способ давления и обратите внимание, следует ли за вами дыхание клиента.

Женщина: А если не следует?

Если не следует, то он в состоянии физиологического сна, и вам понадобится больше времени для построения раппорта. Вы это можете сделать, но это потребует больше времени.

***

Пойдите туда, где этот человек спит, и примените один из двух указанных мною способов для достижения раппорта. Дышите вместе с ним три или четыре минуты, чтобы получить раппорт. Поскольку он находится в сильно измененном состоянии, для установления раппорта понадобится некоторое время. Или, вместо дыхания, вы можете коснуться его и применить переменное давление. Вы можете получить раппорт и слуховым путем, если будете напевать или пропускать через губы короткие плавные звуки в такт его дыханию. Вы можете применить любой повторяющийся прием, который вы в состоянии контролировать, соразмеряя его с дыхательным циклом клиента. Затем начните очень осторожно и очень медленно менять то, что вы делаете, чтобы проверить, можете ли вы его вести. Не изменяйте резко ваше дыхание, поскольку способность субъекта беспрепятственно оставаться во сне в значительной мере зависит от сохранения его способа дыхания. И если вы не хотите его разбудить, то не следует резко изменять его дыхание.

***

Женщина: А если дыхание клиента не меняется, когда я меняю мое дыхание? Значит ли это, что он в самом деле находится в состоянии физиологического сна?

Нет. Вы можете добиться раппорта с человеком, находящимся в физиологическом состоянии сна. Разница в том, что вам понадобится больше времени следовать за ним, прежде чем вы сможете попытаться его вести. Если вы попытались вести и не получили реакции, это свидетельствует о том, что вы недостаточно долго подстраивались; вернитесь и подстраивайтесь дальше.

***

Во всем этом я предполагаю несколько очень важных вещей: (1) силу личности: я убедился во всем, что я делаю, и (2) раппорт: я достаточно хорошо подстроился к человеку, чтобы он доверял мне, как исполнителю требуемой перемены.

Когда вы этого добились, вы всегда можете включить прямую команду, вызывающую гипнотическую реакцию, например, глубокий транс. Наслоение реальности дает вам возможность построить раппорт и оценить полученные реакции. Наслоенная реальность создает не столь сильную перегрузку, как другие виды замешательства и другие методы перегрузки. И поскольку в истории может произойти что угодно, вы находите случай включить в нее все наведение и использование. Конечно, чтобы провести это гладко, вам потребуется больше времени, чем я на это затратил сейчас.

Наслоение реальности может иметь разные функции. Оно не только доставляет мне предлог вставить в историю нечто такое, что могло бы вызвать сопротивление сознания; оно может также послужить для меня механизмом запуска соответствующего поведения, сдвинуть тон моего голоса и т.д. для наведения транса. Когда я говорю об Эриксоне и слышу, как я говорю тем же тоном, каким говорил он, это открывает мне доступ на уровне подсознания ко всему моему опыту общения с Эриксоном. Я не могу представить себе лучший образец наведения гипноза, чем Милтон Эриксон.

***

Поговорим теперь о другом важнейшем способе внушения, инкорпарации, или включении. Если происходит что-либо значительное – в сознании (например, неожиданно сильная реакция со стороны клиента), или извне (внезапно хлопнула дверь, или кто-нибудь прошел мимо и задел стул, на котором сидит клиент), – делать вид, что ничего не произошло – самый неудачный выход из положения. В результате вы теряете доверие клиента и выходите из раппорта с ним, – а между тем, клиент должен быть уверен, что вы способны заметить любое его переживание. Когда происходит что-либо подобное, вы должны немедленно инкорпорировать случившееся, то есть связать, объединить случившееся с тем, что вы говорили до этого, включить это в последующую вербализацию.

***

Вместо того, чтобы тратить время на внутренние попытки сформулировать подходящую интерпретацию, лучше просто начать вербализировать описания, основанные на сенсорных впечатлениях, доступных вашему зрению и слуху. Вы можете описать напряжение мускулов, слезы, положение тела и т.д. Это позволит поддерживать раппорт с клиентом с помощью подстройки и подтверждения его переживаний.

Вы можете, например, сказать нечто вроде: “Какое это было сильное переживание – вас это даже удивило, не так ли?” Или: “Внешние признаки, наблюдаемые мною у вас, тесно связаны с ярким внутренним переживанием, которое вы сейчас ощущаете”.

***

Удобный способ справиться с трудностями, возникающими при абреакции, заключается в том, чтобы многозначительно взглянуть на клиента перед началом фразы и сказать: “Ваше подсознание защищает вас – в этом его функция и обязанность – защищает вас в течение всей вашей жизни от материала, связанного с теми событиями вашего прошлого, которые, появившись на уровне сознания, были бы слишком мучительными, непереносимыми. Я хочу, чтобы ваше подсознание продолжало выполнять эту функцию так же, как оно это делало в прошлом. Когда вы изменяете состояние вашего сознания, то первые переживания, которые вы испытываете, специально предназначены для того, чтобы вспомнить, обнаружить и еще раз пережить некоторые позитивные, радостные события вашего прошлого. Негативный материал, относящийся к этой системе представлений, может быть отобран и отложен на неопределенное время таким образом, чтобы он не представлял опасности для вашего сознания. Когда вы приобретете некоторый опыт в изменении состояния сознания, материал можно будет обработать более удобным, действенным способом: ведь так называемые негативные переживания нашего прошлого часто образуют основу для широких возможностей в настоящем – если слышать, видеть и чувствовать эти переживания по-новому”.

Действуя таким образом, вы достигнете необходимого активного, положительного раппорта с подсознанием клиента, так как вы подтверждаете своими действиями одну из важнейших функций подсознания – защиту – и требуете, чтобы оно продолжало выполнять эту функцию, пока вы работаете с ним. Вы должны будете выдвинуть специальное требование: чтобы появляющийся материал был материалом, порождающим на уровне сознания весьма позитивное чувство желания – это позволит продолжать исследование новой размерности переживания.

***

Сегодня утром мы будем говорить об утилизации (использовании). Если вы уже добились измененного состояния у клиента, то каков наилучший способ использования такого состояния? Сегодня я исхожу из предположения, что вы внимательно следите за клиентом и сохраняете раппорт, я предполагаю также, что клиент уже находится в измененном состоянии.

Основное полезное свойство измененного состояния сознания состоит в том, что вам уже не приходится бороться с системой ценностей клиента. Подсознание, если можно так выразиться, готово сделать все, что угодно, если оно организовано и проинструктировано надлежащим образом. Сознание же, напротив, постоянно вырабатывает предварительные суждения о том, что возможно, а что невозможно, вместо того, чтобы непосредственно пытаться с помощью действий определить, возможно это, или нет. Сознание, с его ограниченной системой ценностей, как правило, выносит чрезвычайно жесткие решения относительно того, что стоит попытаться сделать, а чего не стоит; набор возможных действий подсознания, напротив, чрезвычайно широк и разнообразен. В подсознании обычно отсутствуют ограничения такого рода.

***

Работая с партнером, вы предлагаете ему сесть, и когда он садится, предлагаете ему вспомнить, как он однажды совершал длительную поездку на машине. Он вел машину по шоссе – возможно, это было ночью, а может быть, и днем. Возможно, он выехал днем, но пока он находился в дороге, уже наступил вечер. Пока он ехал по дороге, уже начало смеркаться, стемнело, и он начал замечать вибрацию руля, шум мотора, повторяющееся движение всех видимых объектов, появляющихся и проносящихся мимо. Назойливое повторение переживаний… в то время, как вы едете все дальше… и дальше… в сгущающиеся сумерки… Вы едете… и все больше и больше расслабляетесь… и вы говорите себе, что вы должны остановиться и проснуться… это очень важно… Но вы очень устали… и смотрите на часы один раз… и потом еще раз… и вам кажется, что прошел уже целый час… но прошли всего лишь минуты… Иногда, на одну секунду, вы видите нечто вроде сна наяву… и вам кажется, что прошел один миг… но уже пролетело двадцать, двадцать пять минут… Все описания такого рода… вы можете использовать… для того, чтобы вести своего партнера все дальше и дальше… к измененному состоянию… И когда он переходит в измененное состояние… и начинает расслабляться… и чувствует себя все удобнее… я хочу, чтобы вы высказали ему свое предположение… что он может использовать свое подсознание… в качестве источника… источника… из которого он может черпать обучение… с которым он может сообщаться… и действительно испытывать переживание… единственное переживание, которое удовлетворяет его, может помочь ему… И что ему действительно необходима только одна вещь… наладить прочную связь, раппорт с подсознанием… можно, используя коммуникационный канал…

Иногда подсознание сообщается с сознанием с помощью движения… Это может быть движение… сопровождающее расслабление… Это случается, когда ваша голова… слегка поднимается и опускается… чтобы сообщить ответ “да”… и слегка покачивается из стороны в сторону… чтобы сообщить ответ “нет”… Это случается, когда левая рука… очень медленно… начинает подниматься… для того, чтобы сообщить ответ “да”, и правая рука… медленно поднимается для того, чтобы сообщить ответ “нет”… Это случается, когда ваша правая нога вздрагивает… непроизвольно… что означает “да”… и левая нога… вздрагивает непроизвольно… чтобы сообщить – “нет”… Это случается, когда вы смотрите налево… чтобы сообщить “нет”… и смотрите направо… чтобы сообщить “да”… Только ваше подсознание знает, как вы ответите… И если так должно быть, чтобы ваша рука начала подниматься… или ваша нога начала двигаться… то совершенно неважно, как это происходит… Важно только то, что ваш выбор… удовлетворяет вас… потому что ваше подсознание знает о вас больше… чем кто-либо другой…

***

Как и в любом другом упражнении, первое, что следует сделать – это войти в раппорт с клиентом. Наилучший способ войти в раппорт – медленно перемещать воображаемый хрустальный шарик вверх и вниз, сообразуя скорость перемещений с быстротой дыхания партнера. Таким образом, с помощью “хрустального шарика” вы уже делаете две вещи: устанавливаете раппорт, подстраиваясь к дыханию партнера, и сосредотачиваете внимание партнера на чем-то несуществующем. Сосредоточение внимания на несуществующем предмете всегда однозначно свидетельствует о том, что человек находится в измененном состоянии. Установив раппорт, вы начинаете говорить что-нибудь вроде: “Я смотрю на хрустальный шар… и вижу, как клубится туман… Туман сгущается, и из него возникает лицо… очень важное, знакомое вам лицо… из вашего прошлого”. Затем прервитесь и подождите до тех пор, пока ваш партнер не сфокусирует все внимание на “хрустальном шарике” и не представит себе определенное “важное лицо из прошлого”. Следует говорить все так, как если бы вы давали процессуальные инструкции: никаких точных деталей; все очень неопределенно.

***

Используя эриксоновский подход, вы придерживаетесь максимально неопределенных выражений, но продолжаете использовать несловесную обратную связь для того, чтобы узнать, как и когда ваш партнер следует за вами. Когда вы заметите, что начали появляться мощные непроизвольные реакции, особенно отчетливые – значит, можно сократить количество номинализаций и несколько более конкретизировать содержание, придерживаясь, однако, принципа неопределенности. Вы по-прежнему не будете знать, в чем состоит переживание партнера, но в то время, пока вы поддерживаете раппорт, ваш партнер способен живо и в мельчайших подробностях заполнить содержанием ваши предположения и ощутить в высшей степени осмысленное переживание.

***

Например, традиционные психиатры и психотерапевты считают, что войти в контакт с больными-кататониками очень трудно. Это легко, если вы умеете делать вещи, которые профессионалы, как правило, не учитывают – например, наступите такому больному на ногу. Обычно он сразу выходит из своего транса и говорит вам, чтобы вы перестали наступать ему на ногу. Может быть, со стороны это кажется несколько жестоким, но гораздо гуманнее поступить так, чем позволить такому больному гнить заживо в течение многих лет.

Если вы не хотите наступать на ноги, можно просто подстроиться к нему. При этом следует учитывать, что кататоники находятся в очень измененном состоянии, поэтому подстройка и установление раппорта с ними требуют значительно большего времени, чем обычно. У кататоника не так уж разнообразно поведение, трудно найти, к чему подстроиться – но все же он дышит, движет глазами и сохраняет некоторую позу. Мне удавалось подстраиваться к кататоникам в течение примерно сорока минут – это была тяжелая и неприятная работа. Однако это действовало, и действовало очень тонко и изящно. Если же вас не беспокоят тонкость и изящество, вы можете просто подойти и с силой наступить кататонику на ногу.

***

Участник одного из наших семинаров, Пэм, спросил меня, что можно сделать для его девятилетнего пациента, Дэйви, который находился в очень плохом состоянии. Мне рассказали, что мальчик не мог спать больше получаса в сутки уже четыре или пять дней, уже истощен до крайности и начинает болеть. Каждый раз, когда мальчик ложился спать, через 15 или 20 минут ему начинали сниться кошмары, полные чудовищ, он сбрасывал одеяло, начинал метаться и просыпался с криком. Пэм не знал, как справиться с этой проблемой, и попросил меня помочь ему как можно быстрее.

Во время обеденного перерыва я вышел в другое помещение вместе с Дэйви, его матерью и Пэмом. У меня было мало времени, так что я сразу приступил к установлению раппорта. Так как я старший среди девяти моих братьев и сестер, у меня нет проблем при установлении раппорта с детьми. К тому времени, когда мы сели, я уже установил раппорт с помощью походки, прикосновений и так далее.

Вместо того, чтобы приступать к обширной стадии сбора дополнительной информации, я сразу спросил: “Какого цвета чудовища?” Я не спрашивал мальчика: “Можешь ли ты представить чудовищ?”, “Существуют ли чудовища?”, “Видишь ли ты сны?”, “Беспокоит ли тебя что-нибудь?”, “В чем твоя проблема?” – вопрос, который я задал, уже подразумевал все это, и поэтому я пропустил предварительную фазу. “Какого цвета чудовища?” – огромный скачок, но у меня уже был раппорт с мальчиком, и никаких трудностей не возникло. Дэйви ответил и перечислил несколько цветов. Я сказал: “Мне кажется, они страшно большие и жуткие”. Он ответил: “Еще бы!”

Я спросил: “Кто из людей или зверей, которых ты знаешь, такой сильный, что может справиться с этими чудовищами?” Он ответил: “Не, я не знаю”, так что я продолжал поиски: “А человек, у которого есть шесть миллионов долларов, с ними справится?” Мальчик сказал: “Нет”.

Потом я случайно натолкнулся на нечто. Я спросил: “Ты смотрел фильмы из серии “Звездные войны”?” Это было несколько лет назад – тогда каждый девятилетний мальчишка, конечно, смотрел “Звездные войны”. Его лицо просияло при мысли об этом фильме. Я сказал: “Мне кажется, я знаю, какой из героев тебе больше всего нравится”. Разумеется, он спросил: “Какой?” Я сказал: “Вуки”, – “Ну да, он самый”.

Я сказал: “Между прочим, давай-ка я научу тебя фокусу со спящей рукой, чтобы ты мог управлять своими снами”. Я взял его за руку, поднял ее и попросил мальчика представить себе Вуки в какой-нибудь особенно запомнившейся ему сцене фильма. Его рука каталептически повисла в воздухе, и я сказал: “Теперь твоя рука спит, и пусть она потихоньку опускается, но не быстрее, чем ты увидишь один раз, а потом еще один раз, как Вуки ведет себя в той части фильма, которая тебе особенно нравится”.

Когда его рука начала опускаться бесконтрольными подсознательными движениями, я увидел быстрое движение его глаз, и поэтому знал, что он визуализирует события фильма. Я сказал: “Все правильно. Ты видишь Вуки?” Он сказал: “Угу”.

“Попроси его, чтобы он был рядом с тобой и стал твоим другом и помогал тебе защищаться”. Я заметил, что рот и губы мальчика стали двигаться так, как будто он задает Вуки вопрос. Я спросил: “Что он сказал?” Дэйви ответил: “Я не понял его: он просто издал какой-то звук”. Если вы смотрели “Звездные войны”, то вы знаете, что речь Вуки весьма неразборчива. Тогда я сказал: “Отлично. Скажи ему, чтобы он кивнул головой, если говорит “да”, или пусть он покачает головой, если скажет “нет”. Спроси его еще раз”. Дэйви снова представил Вуки и спросил его еще раз, и Вуки утвердительно кивнул ему. Я спросил: “Посмотри, ведь Вуки такой сильный, что может справиться с этими чудовищами?” Мальчик чуть-чуть подумал, а потом сказал: “Мне кажется, нет. Они гораздо больше его, и такие хитрые”.

Я сказал: “Но ведь Вуки двигается быстрее этих чудовищ, верно?” Дэйви ответил: “Ну”. Я положил руку ему на плечо и сказал: “Хорошо. Значит, Вуки останется с тобой, и ты знаешь, что он остается для тебя, потому что ты чувствуешь, как что-то давит тебе на плечо, как будто он стоит рядом с тобой и положил руку тебе на плечо, и он знает, что если случится беда, он бросится тебе на помощь, возьмет тебя в руки и убежит, потому что он бегает быстрее чудовищ. Так что ты всегда сможешь убежать, если тебе не останется другого выхода”. Он продумал все, что я сказал, и кивнул.

“Однако, мы еще не справились с самими чудовищами. Кто еще может их победить?” Таким образом, мы уже забыли о непобедимости чудовищ, и мальчик нашел ответ на мой вопрос – точно так же, как любой клиент всегда находит ответ, если психотерапевт с величайшей тщательностью подготовит контекст. Мальчик выбрал Годзиллу.

Я сказал: “Отлично. Теперь представь себе Годзиллу”. Дэйви сразу же закрыл глаза и поднял руку. Он научился этому с одного раза и все правильно понял; я снова заметил быстрые движения глаз, свидетельствующие о том, что он видит внутренним взором. Потом он остановит движения глаз и сказал: “Но он не хочет отвечать мне”. Я сказал: “Хорошо, пусть он покажет головой”. Дэйви ответил: “Но он смотрит в другую сторону”. – “Скажи ему, чтобы он обернулся!” – Дэйви проговорил: “Обернись”.

Это уже само по себе было очень важным изменением его личности. Он  теперь управлял мощными созданиями из того мира, который приводил его в ужас. Причем я действовал все время и полностью в пределах его системы ценностей, пользовался его метафорами.

***

Нет комментариев