Статьи Др. Авторы Статья: метамодель НЛП

Что такое метамодель

Вся идея метамодели дает вам возможности систематического контроля над языком. Когда мы начали обучать метамодели наших студентов, результат был следующий: сначала они ходили и мета-моделировали друг друга, примерно в течение недели, затем они начали слышать, что говорят они сами. Иногда они останавливались на середине фразы, поскольку начинали слышать себя. Это – еще одно свойство метамодели: она учит слушать не только других людей, но и себя, затем произошло следующее: они обратились внутрь себя и начали моделировать свои внутренние диалоги. Это превратило их внутреннюю речь из терроризирующего факта в нечто полезное.
   “Frogs into Princes”
Метамодель – вещь действительно упрощенная, но именно она служит основанием всего, что мы делаем. Без нее, и без систематического контроля над ней, вы работаете неряшливо. Различие между теми людьми, которые делают свою работу хорошо, и всеми остальными заключается в наличии контроля за метамоделью. Она буквально составляет основание всего того, что мы делаем, вы можете быть блестящим, остроумным и прекрасно использовать сложнейшие метафоры, но если вы не умеете хорошо собирать информацию, как внешнюю, так и внутреннюю, то вы не знаете, что делать. Вопросы метамодели дают вам нужную информацию немедленно. Она может превратить ваши внутренние диалоги в нечто полезное.
“Frogs into Princes”
Метамодель ( meta-model, Мета-модель, метамодель) это центральная техника НЛП для работы с информацией. Основным инструментом метамодели являются вопросы — вопросы, которые задаются не к содержанию мыслей, то о чем говорит человек, а к форме, как эти мысли выражаются человеком. (пример1, пример2) Поэтому применение метамодели помогает:
– находить и изучать факты;
– восстанавливать пропущенные детали;
– определяет что является вымыслом, а что происходило в действительности;
– обнаруживать ограничения, а затем подбирать необходимые ресурсы для их преодоления;
– способствует точному выражению своих мыслей и лучшему пониманию мыслей других людей в процессе общения;
– не “погружаться” в бесконечное содержание мыслей клиента, а работать с формой этих мыслей;
– оператору не навязывать свой опыт, свое видение, не придавать свои смыслы словам, которые говорит клиент.
Использование точных метамодельных вопросов и правил их применения помогает человеку извлекать необходимую информацию из бесконечного и заученного клиентом содержания при этом оставаться в стороне от интерпретации этого содержания, т.е оператор извлекает смыслы не из своего опыта, а именно из опыта человека, с которым общается. Такой подход – это гарантия, что вы получите именно информацию клиента, а не собственные интерпретации слов клиента.
Поэтому контексты где метамодель полезна и даже необходима — это ситуации, в которых точное речевое общение является необходимым и  доминирующим:
– бизнес контексты: переговоры, работа с кадрами, совещания. ия по важным вопросам развития фирмы и т.д. ;
– психологическая помощь: индивидульные вопросы, семейная терапия, поиск и нахождение узловых точек проблем для дальнейшего влияния на них и т.д.;
– постановка целей: формулировка, уточнение, разработка плана достижения, определение важных узловых точек влияющих на результаты и т.д. ;
– общение с детьми и т.д.;
– защита от изощренных манипуляторов и т.д.;
– защита от боевых нлп-еров любого разлива и т.д.
Метамодель усиливает то, что человек уже умеет делать: техники, методы, приемы влияния с использованием слов, навыки общения или стратегиии успешности — она такой “усилитель” уже имеющихся навыков. Например, вы хороший руководитель, преподаватель, психолог, менеджер, продавец или хороший переговорщик “в быту” — ваши способности получать результат при использовании метамодели оптимизируются, улучшаются и и легко “переносятся” на “не любимых клиентов”.
Изучение метамодели и формирование навыка метамоделирования –  это тщательная настройка баланса между количеством вопросов для извлечения необходимого минимума информации и качеством вопросов, когда извлекается максимально полезная и точная информация. Именно поэтому начиная изучать метамодель каждый начинает соприкасаться с магией влияния слов на людей и в процессе общения, и в процессе индивидуальных размышлений.
Научившись задавать точные вопросы человек получает в свои руки мощный инструмент влияния и контроля информации – это приводит в дальнейшем к личностному и профессиональному росту, успеху и пониманию других. Контролировать информацию – это знать, что совершенно необходимо для решения проблемы, а что является избыточным – и не требует пока к себе пристального внимания.

Исторический контекст и основные принципы метамодели.

В начале 70 –х годов 20 века пристальное внимание уделялось гениям психотерапии, скачки интуиции которых вовремя их работы поражали наблюдателей. Это вызывало восторг и преподносилось как магия /волшебство, которое невозможно повторить, потому что люди не понимали и не знали, что, как и зачем делают эти гении, на что реагируют и почему. Считалось, что в их работе нет структуры и ее невозможно описать так, чтобы передать их способности другим.
И все таки, молодой человек по имени Ричард Бендлер сначала предположил, а затем и обнаружил, что Маги обладают моделью изменения мира клиентов – метамоделью. С помощью нее они достраивают и обогащают карты других людей, создавая выборы и возможности для них, делая жизнь богаче и интересней. Он обнаружил структуру(повторяемость) в их работе, повторил ее (смоделировал, описал) и научил людей этой структуре (паттернам), обобщил свои выводы под общим названием – метамодель.
В основе эффективности его лингвистической метамодели заложен навык использования человеком языка. Язык здесь как средство моделирования людьми мира – реальности вокруг и создания своего «видения этого мира» или «карты для существования в этом мире». Ведь с помощью языка человек размышляет, осмысливает и понимает (создает модель), а также передает это понимание и видение другим в процессе общения.
В языке закодированы как ресурсы, так и ограничения, а проблемы — это не отсутствие у человека выборов, а невозможность увидеть эти выборы, потому что они не представлены в его карте. Лучшие выборы, представленные в карте любого человека это лучшие из осознаваемых возможностей. И люди не сломаны, не больны, не сумасшедшие — они ограничены в выборе, а это не то, что они делают неправильный выбор. Поэтому одна из основных целей метамодели открыть для человека видение этих возможностей = создание богатых выборами карт. То как это сделать описано с необходимы количеством деталей и примеров в книге “Структура магии” Бендлера, Гриндера. Нам полезно тезисно зафиксировать следующие факты:
– Карта отличается от ситуации, на основании которой эта карта была создана. В основе создания и передачи этих карт другим людям лежат процессы манипулирования символами — процессы моделирования: генерализация, удаление и искажение. Эти процессы идентичны как для создания богатых выборами карт, так и обедненных. Богатство карты определется такой моделью ситуации, которая дает набор возможностей реагировать.
– Общение — это серия вербальных взаимодействий. Когда мы говорим мы не осозноем процесса подбора слов в предложениях, а также как слова собираются в последовательности и какова структура этого процесса. Но в создании предложений есть правила — дети учат язык за короткий промежуток времени именно потому что формирование языка структурировано. Они усваивают правила языка, создавая устойчивую интуицию к тому где предложение правильно сформировано и обладает смыслом — т, е является моделью куска действительности, а где предложение просто набор символов не обладающих смыслом.
– Сформулированная лингвистами грамматика определяет какие последовательности слов есть правильно сформулированные предложения — предложения обладающие смыслом, а какие нет. Подобно лингвистам Бендлер и Гриндер утверждают, что маги, кто с помощью слов вызывают изменения в людях, знают какие предложения правильно сформированы в плане наличия в них возможностей для преодоления затруднений, а какие не обладают ими. Эти правила были ими описаны и структурированы в метамодель для изменений, которая основана на устойчивых интуициях, которые есть у каждого носителя языка. Зная эти правила и пройдя этап сознательных тренировок можно сформировать навык подобно навыку магов коммуникации.

Примеры применения метамодели.

Я задаю вопросы, чтобы научиться ограничениям своего собеседника. Если я могу научиться тому, как они работают, то могу изменить это любым желательным для меня образом, и они все равно будут работать — но по-другому. Вы не сможете сделать обоснованного суждения о процессе, пока не узнаете, каков он; и вы не сможете по-настоящему узнать, каков он, пока не опробуете его.
Ричард Бэндлер
Алгоритм использования метамодели описанный авторами включает в себя три пункта:
1) сбор информации
2) поиск и нахождение ограничений (границ)
3) выбор техники влияния или реагирование(если продолжаем использовать метамодель)
Сбор информации и идентификация ограничений использует основные инструменты метамодели — вопросы к тем или иным паттернам проявляющимся в речи человека. Выбор техники влияния также может использовать особые вопросы и приемы метамодели либо отдельные алгоритмы, которые напраявлены на решение конкретной задачи.
Всего в метамодели выделено 15 типов вопросов, каждый из которых исследует особую сферу в карте человека, который стремится к изменениям. Особняком стоят вопросы к “скрытым” смыслам (пресуппозициям), потому что вопросы к ним требуют особого умения по выявлению пресуппозиций и реагированию на них.
Напомню, что метамодель восстанавливает содержание, работая с формой предложений, позволяя оператору не погружаться в тонкости содержания человека и оставаться внешним наблюдателем, что позволяет не “примешивать”, не добавлять к словам человека того, что он не говорил. Это правило является необходимым условием для качественого использования метамодели.
А.Бояркин (codenlp.ru)

продолжение следует….

Нет комментариев