Статьи Др. Авторы Статья: метамодель НЛП

Что такое метамодель

Метамодель ( meta-model, Мета-модель, метамодель) это центральная техника НЛП для работы с информацией. Основным инструментом метамодели являются вопросы — вопросы, которые задаются не к содержанию мыслей, а к форме, как эти мысли выражаются человеком. Поэтому применение метамодели помогает:
– находит и изучать факты,
– восстанавливать пропущенные или важные детали,
– определяет что является вымыслом, а что происходило в действительности
– обнаруживать ограничения, а затем подбирать необходимые ресурсы для их преодаления.
– способствует точному выражению своих мыслей и лучшему пониманию мыслей других людей в процессе общения.
– не “погружаться” в бесконечное содержание мыслей клиента, а работать с формой этих мыслей
– оператору не навязывать свой опыт, свое видение, не придавать свои смыслы словам, которые говорит клиент
И при этом метамодель позволяет не “переносить” проблемы содержания человека на самого оператора.
Контексты где метамодель полезна и даже необходима — это все те ситуации, в которых речевое общение является доминирующим:
– бизнес контекст: переговоры, работа с кадрами, совещания по важным вопросам развития фирмы и т.д. ;
– психологическая помощь: индивидульные вопросы, семейная терапия, поиск и нахождение узловых точек проблем для дальнейшего влияния на них и т.д.;
– постановка целей: формулировка, уточнение, разработка плана достижения, определение важных узловых точек влияющих на результаты и т.д. ;
– общение с детьми и т.д.;
– защита от изощренных манипуляторов и т.д.;
– защита от боевых нлп-еров любого разлива и т.д.
Метамодель также усиливает то, что человек уже умеет делать: техники, методы, приемы влияния с использованием слов, навыки общения или стратегиии успешности — метамодель это такой “усилитель” уже имеющегося. Например, вы хороший руководитель, преподователь, психолог, менеджер, продавец или хороший переговорщик “в быту” — ваши способности получать результат под влиянием метамодели не просто оптимизируются, структурируются и обобщаются на другие ситуации, они улучшаются и становятся более гибкими, давая возможность переносить их даже на “не любимых клиентов”.
Изучение метамодели и формирование навыка метамоделирования –  это тщательная настройка баланса между количеством вопросов для извлечения необходимого минимума информации и качеством вопросов, когда извлекается максимально полезная и точная информация. Именно поэтому с изучения метамодели начинается магия влияния слов на людей в процессе общения.
Используя метамодель человек получает в свои руки мощный инструмент влияния и контроля информации, что приводит к личностному и профессиональному росту и успеху, пониманию других, возможности контролировать не только вербальное общение, а дает знание какая информация необходима для решения проблемы, а какая пока избыточная и не требует к себе внимания.

Исторический контекст и основные принципы метамодели.

В начале 70 –х годов 20 века пристальное внимание уделялось гениям психотерапии, скачки интуиции которых вовремя их работы поражали наблюдателей. Это вызывало восторг и преподносилось как магия /волшебство, которое невозможно повторить, потому что люди не понимали и не знали, что, как и зачем они делают, на что реагируют и почему. Считалось, что в их работе нет структуры и ее невозможно описать так, чтобы передать их способности другим.
Но молодой человек по имени Ричард Бендлер сначала предположил, а затем и обнаружил, что Маги обладают моделью изменения мира клиентов – Метамоделью. С помощью нее они достраивают и обогащают карты других людей, создавая выборы и возможности, чтобы их жизнь была богаче и интересней. Он обнаружил структуру(повторяемость) в их работе, повторил ее (смоделировал, описал) и научил людей этой структуре (паттернам), обобщил свои выводы под общим названием – метамодель.
В основе эффективности его лингвистической метамодели заложен навык использования человеком языка. Язык здесь как средство моделирования людьми мира – реальности вокруг и создания своего «видения этого мира» или «карты для существования в этом мире». Ведь с помощью языка человек размышляет, осмысливает и понимает (создает модель), а также передает это понимание и видение другим в процессе общения.
В языке закодированы как ресурсы, так и ограничения, а проблемы — это не отсутствие у человека выборов, а невозможность увидеть эти выборы, потому что они не представлены в его карте. Лучшие выборы, представленные в карте любого человека это лучшие из осознаваемых возможностей. И люди не сломаны, не больны, не сумасшедшие — они ограничены в выборе, а это не то, что они делают неправильный выбор. Поэтому одна из основных целей метамодели открыть для человека видение этих возможностей = создание богатых выборами карт. То как это сделать описано с необходимы количеством деталей и примеров в книге “Структура магии” Бендлера, Гриндера. Нам полезно тезисно зафиксировать следующие факты:
– Карта отличается от ситуации, на основании которой эта карта была создана. В основе создания и передачи этих карт другим людям лежат процессы манипулирования символами — процессы моделирования: генерализация, удаление и искажение. Эти процессы идентичны как для создания богатых выборами карт, так и обедненных. Богатство карты определется такой моделью ситуации, которая дает набор возможностей реагировать.
– Общение — это серия вербальных взаимодействий. Когда мы говорим мы не осозноем процесса подбора слов в предложениях, а также как слова собираются в последовательности и какова структура этого процесса. Но в создании предложений есть правила — дети учат язык за короткий промежуток времени именно потому что формирование языка структурировано. Они усваивают правила языка, создавая устойчивую интуицию к тому где предложение правильно сформировано и обладает смыслом — т, е является моделью куска действительности, а где предложение просто набор символов не обладающих смыслом.
– Сформулированная лингвистами грамматика определяет какие последовательности слов есть правильно сформулированные предложения — предложения обладающие смыслом, а какие нет. Подобно лингвистам Бендлер и Гриндер утверждают, что маги, кто с помощью слов вызывают изменения в людях, знают какие предложения правильно сформированы в плане наличия в них возможностей для преодоления затруднений, а какие не обладают ими. Эти правила были ими описаны и структурированы в метамодель для изменений, которая основана на устойчивых интуициях, которые есть у каждого носителя языка. Зная эти правила и пройдя этап сознательных тренировок можно сформировать навык подобно навыку магов коммуникации.

Примеры применения метамодели.

Алгоритм использования метамодели описанный авторами включает в себя три пункта:
1) сбор информации
2) поиск и нахождение ограничений (границ)
3) выбор техники влияния или реагирование(если продолжаем использовать метамодель)
Сбор информации и идентификация ограничений использует основные инструменты метамодели — вопросы к тем или иным паттернам проявляющимся в речи человека. Выбор техники влияния также может использовать особые вопросы и приемы метамодели либо отдельные алгоритмы, которые напраявлены на решение конкретной задачи.
Всего в метамодели выделено 15 типов вопросов, каждый из которых исследует особую сферу в карте человека, который стремится к изменениям. Особняком стоят вопросы к “скрытым” смыслам (пресуппозициям), потому что вопросы к ним требуют особого умения по выявлению пресуппозиций и реагированию на них.
Напомню, что метамодель восстанавливает содержание, работая с формой предложений, позволяя оператору не погружаться в тонкости содержания человека и оставаться внешним наблюдателем, что позволяет не “примешивать”, не добавлять к словам человека того, что он не говорил. Это правило является необходимым условием для качественого использования метамодели.
А.Бояркин (codenlp.ru)

продолжение следует….

Нет комментариев