Демонстрации Демонстрация : Применение стратегии правописания (спеллинга)

Р.Д.: Давайте продемонстрируем, как научить этой стратегии, воспользуемся словом «pteridophytes». Я напишу его для Пэтти и Кейт. Вам придется выбрать, куда вы хотите поместить слово, разместить его перед собой или сверху слева от себя. Затем, согласно стратегии правописания, вам нужно войти в состояние позитива, состояние доверия. Правописание здесь можно сравнить со стрельбой: проходишь три этапа — «готовься, целься, огонь». Но прежде чем открывать огонь, нужно подготовиться. Я думаю, Лайза и Джин уже приготовились. Так, Лайза уже подготовилась гадать, делать предположения.

Это как Тодд делал свое первое упражнение по запоминанию. Он сказал: «Я хочу быть в таком состоянии, пока учусь. И я буду варьировать мой процесс, пока смогу оставаться в этом состоянии и пока буквы не закрепятся в сознании».

Т.Э.: А ведь все и в самом деле совсем не так, если начинаешь с ощущения комфорта и уверенности, а не страха или напряжения.

Р.Д.: Так вот, с Пэтти и Кейт мы находили, что есть некоторые слова, в которых они обе уверены, которые они знают. Вам обеим следовало бы подумать о том чувстве уверенности, которое у вас от знакомых слов. Найдите состояние, где вы ощущаете себя уверенно, привычно и ненапряженно. Затем закройте глаза и войдите в это чувство. А в своем сознании расчистите местечко для слова. Помните, как Тодд расчищал место для своих букв? Когда у вас такое
место появится, просто откройте глаза и посмотрите на буквы на бумаге, которая находится перед вами. Не следует тратить на это много времени. Только откройте глаза, а затем закройте снова. Затем посмотрите на слово мысленно.
Что осело в вашем сознании?

Т.Э.: Что осталось там естественным образом? Какие части слова там? Обратите внимание на то, что получилось.

Р.Д.: Обратите внимание, что в сознании более ясно. Можно также обратить внимание, есть ли какие-нибудь неясности. Подготовитесь, чтобы, когда вы откроете глаза снова, вам пришлось бы только подтвердить уже виденное, чтобы оно стало лишь более ясным. Можно затем смотреть на части, которые не столь ясны.

Если вы хотите, можно выделить слово каким-то образом. Например, можно представить буквы в другом цвете, возможно, вашем любимом цвете. Еще раз откройте глаза, посмотрите на слово и сверьте, что вы видите перед собой, с тем, что осело в сознании. Это то, о чем вы думали? Отметьте любую из букв, которые сами собой не осели в сознании или не ясны. Посмотрите на эти буквы и представьте их в другом цвете или подчеркните их, увеличьте. Делайте что-нибудь, чтобы их выделить, чтобы они отличались. Как вы их выделите — это ваше дело. Это зависит от вашего собственного творческого потенциала.

Теперь снова закройте глаза. Обратите внимание, что уже больше букв естественно остаются в сознании. Отметьте внимание, как это усилило ваше чувство уверенности. Можно больше расслабиться, потому что буквы становятся более ясными и их проще запомнить. Если нужно подстроить цвет букв или сделать, буквы больше или меньше, чтобы усилить это хорошее чувство, что ж, это тоже хорошо.

Повторяю, откройте глаза и смотрите на слово. Если есть какая-то часть, которую вы хотите отследить пальцем, можно сделать это, если вы хотите. Так вот, продолжайте открывать и закрывать глаза до тех пор, пока, закрыв глаза, вы не увидите слово так же ясно, как когда вы на самом деле смотрели на него. Как у вас, Пэтти?
Пэтти: Угу.
Р.Д.: Хорошо, а у вас, Кейт?
Кейт: Я не уверена. Я на самом деле не вижу его.
Р.Д.: Просто закройте глаза и отметьте, что там. Не морщите лоб. Вы вкладываете слишком много усилий. Что вы видите мысленно?
Кейт: Я не вижу P-H-Y, но я знаю, что P-H-Y есть там.
Р.Д.: Между прочим, я заметил, что вы потянулись куда-то перед собой, указали на какое-то место и сказали: «Я знаю, что P-H-Y есть там». Даже с закрытыми глазами вы сказали, что знаете, что это — там.
Кейт: Ну я знаю, что слово на бумаге не исчезает только потому, что я закрываю глаза.
Р.Д.: И даже если вы не «видите» его закрытыми глазами, вы «помните», где это находится на бумаге.
Кейт: Да, действительно.
Р.Д.: С закрытыми глазами можете вы сказать, что является началом слова?
Кейт: Р-Т.
Р.Д.: Угу. Что потом?
Кейт: E-R
Р.Д.: Хорошо. Так. Вместо того чтобы смотреть, теперь нужно лишь помнить, что идет потом на бумаге. Как бы вы узнали, что можете помнить, где все буквы были на бумаге?
Кейт: (Пауза на мгновение, глаза закрыты.) Хорошо, я теперь могу назвать слово по буквам.
Р.Д.: Теперь это интересно. Как вы знаете, что можете назвать слово по буквам теперь?
Кейт: Потому что я могу повторить последовательность в голове: P-T-E-R-I-D-O-P-H-Y-T-E-S.
Р.Д.: Значит, вам нужно научиться сказать его себе, чтобы убедиться, что вы его знаете. А вы можете повторить последовательность назад? Попытайтесь.
Кейт: S-E-T-Y-H-P-O-D-I-R-E-T-P. (Аплодисменты.)
Р.Д.: Очень хорошо! Браво. И вам не пришлось его даже записывать пятьдесят раз. Вы не записывали его и три раза.

Теперь пусть Пэтти проделает это. Закройте глаза, Пэтти. Можете видеть буквы мысленно?
Пэтти: Да, с легкостью.
Р.Д.: Тогда, может, вы начнете с называния букв в обратном порядке.
Пэтти: SETYHP-O-D-I-RETP (Аплодисменты.)
Р.Д.: Хорошо. Вы слышали, как быстро она делает это? Думаю, что у нее на самом деле ясный образ этого слова. Что меня особенно интересует в таких людях, как Пэтти, — с какой легкостью она это проделала. У нее была способность все эти годы. Все заключалось лишь в разрешение себе сделать это. Я думаю, с вами, Кейт, — это проблема научиться доверять каким-то своим другим чувствам. К примеру, когда вы проговаривали по буквам слово, вам
пришлось озвучивать его?
Кейт: Я не уверена.
Т.Э.: Вы озвучивали его в обратном порядке?
Кейт: Думаю, что оно было как написанное на самом деле.
Р.Д.: А вот это как раз то, что я хотел бы, чтобы вы осознали, Кейт, вы теперь знаете, как написать слово, не потренировавшись предварительно в его написании пятьдесят раз. У вас уже есть такая связь там. И когда вы подключаете такую связь, это более вфкно, чем обучение слову, — вы учитесь учиться. Чтобы показать, что я имею в виду, давайте возьмем другое слово. Вот самое мое любимое слово «Albuquerque» (это одно из первых слов, которые я научился произносить в обратном порядке ). Я напишу его на доске. (Кейт начинает наклоняться вперед и хмуриться.)
Т.Э.: Теперь, Кейт и Пэтти, не беспокойтесь по поводу того, что написано на доске. Закройте глаза на секунду и расслабьтесь. Думайте о чем-то приятном для себя: веселом, жизнерадостном, простом, что имеет отношение к рассматриванию вещей. Иными словами, важная часть этого хорошего ощущения состоит в том, что вы открываете глаза и смотрите на вещи. Все равно, машины ли это, проносящиеся мимо, мальчишки, бегущие в школу, это не имеет
значения. Требуется лишь, чтобы это было чем-то, где вы используете глаза, чтобы получить информацию, и это весело. Пусть это даже не что-то визуальное. Только обратите внимание на чувство, которое сопутствует ощущению, когда смотришь и тебе приятно. Обратите внимание, где место образа, на который вы смотрите.
Р.Д.: И даже если вы ясно не видите его, Кейт, вы знаете, что он там. Вы знаете, что видели его. И когда у вас такое состояние, откройте глаза и посмотрите на слово на доске. Закройте глаза и поместите его в то же самое место, как то переживание, которое вам доставляет удовольствие. Место, которое прямо перед вами.
Т.Э.: Вы на самом деле не стараетесь запомнить то, чем являются все буквы; просто представьте, что вы поместили эти буквы в то же самое место как приятное зрительное ощущение.
Р.Д.: Теперь, Кейт, если бы вам следовало написать первые четыре буквы этого слова, что бы вы написали?
Кейт: A-L-B-U?
Р.Д.: Хорошо, это правильно. И вам не пришлось даже записывать это кучу раз где-нибудь на ноге.
Кейт: Нет, но выглядят они хорошо.
Р.Д.: Хорошо, теперь закройте глаза снова. И с закрытымиглазами постарайтесь произнести слово по буквам наоборот.
Кейт: Вы хотите, чтобы я произнесла по буквам его в обратном порядке ? E-U-Q-R-E-U-Q-U-B-L-A. (Аплодисменты.)
Р.Д.: Правильно. Браво. И удивительная вещь, Кейт, что, если бы вам пришлось проделать это с еще несколькими словами, вы, вероятно, справились еще быстрее, пока это не стало бы вашей второй натурой, как у Лайзы. Затем вы просто смотрели бы на слова во время чтения и могли бы их воспроизвести, не затратив на это почти никаких усилий.
Т.Э.: Я думаю, интересно, что Кейт сказала, что буквы «выглядели хорошо», имея в виду то начальное состояние, которое мы выбрали. Когда Роберт начал писать слово на доске, я заметил, что первое, что сделала Кейт, — она наморщила лоб и вошла в состояние «сосредоточения». Поэтому я и попросил ее, чтобы она нашла состояние, где все просто забава, не имеющая никакого отношения к школе, но где вы используете глаза. Впоследствии, когда Кейт открыла в первый раз глаза, чтобы посмотреть на слово, ее лицо стало совсем другим, как и ее мышечное-напряжение, это было заметно по ее дыханию и даже по расположению образа. Она на деле переместила его немного. Дело в том, что вы хотите начать с состояния, которое связывает наблюдение с забавой. Вы начинаете с такого состояния, пусть даже следует возвратиться к такому состоянию каждый раз, когда готовитесь выучить новое слово.
Р.Д.: И я думаю, вам нужно осознать другую важную вещь, Кейт, — вы уже имеете позитивное ощущение, когда читаете. Все, что следует делать, это дать своему мозгу знать, что можно автоматически записывать то, что вы видите, без необходимости сознательно переписывать это множество раз.

(Обращаясь к группе.) Отметьте, как специфическое переживание может стать подтверждением для нового убеждения и примером стратегии.
Теперь, Пэтти, давайте поработаем с вами. Вы знаете, как произнести по буквам Albuquerque?
Пэтти: Конечно.
Р.Д.: Хорошо, закройте глаза. Можете произнести по буквам в обратном порядке ?
Пэтти: E-U-Q-R-E-U-Q-U-B-L-A. (Аплодисменты.)
Р.Д.: Пэтти, я думаю, что для вас важно подумать, если уж так у вас все легко получилось, что произошло бы, если бы вы продолжили произносить слова по буквам так же, как вы только что сделали?
Пэтти: Обо мне стали бы думать, что я хороший орфограф.
Т.Э.: А что люди думают о хороших орфографах? Некоторые не думают об этом вообще. Они задаются вопросом: «Ну и дела, я задавался вопросом, на самом ли деле я хотел бы пойти с вами на свидание. А произносить слова по буквам вы умеете?» (Смех.) Хотя есть и те, кто мог бы сказать: «Если вы не умеете произносить слова по буквам, я с вами не пойду. Но если умеете произносить слова по буквам, забудьте, потому что может выясниться, что я не знаю то, о чем говорю».

Нет комментариев