Демонстрации 6-ти шаговый рефрейминг

Давайте сейчас проделаем это. Кто хочет измениться? – Тайно…

ОК. Дик, сохраняйте содержание при себе, давая людям возможность просто наблюдать за процессом, через который вы будете проходить. И так, кто-то делает что-то такое, относительно чего не имеет выбора, делать это или не делать, такое неудержимое поведение, которое он хотел бы изменить на какое-то другое, или же он хочет что-то сделать, но оказывается не в состоянии. Тут нет две возможности вербального кодирования ситуации.

Дик: Это – первое.

ОК. Если все в порядке, то давайте присвоим этому стереотипу поведения, который вы хотели бы заместить чем-то более подходящим, кодовое название Х. Теперь я предположу, что стереотип Х, согласно вашей сознательной оценке, не характеризует вас как целостного взрослого человека. Мы уже обозначили стереотип, который он хочет изменить. Это первый шаг.

Следующий шаг – это вхождение в общение с частью личности, ответственной за стереотип Х, который Дик хочет изменить.

Здесь заключено одно положение, которое я открыто предъявлю Дику, на которое хочу обратить внимание всех присутствующих. Дик, я уважаю часть вашей личности, которая отвечает за стереотип Х, который снова и снова появляется в вашем поведении. Вы попали сюда. Вы сидите здесь. Вы можете делать и делаете в своей жизни много и успешно. Я убежден, что та часть в вашей личности, которая запускает в действие стереотип Х, даже вопреки вашей сознательной оценке, пытается сделать что-то полезное для вас! Я не буду вводить никаких изменений, пока часть вашей личности, ответственная за стереотип Х, не придет к убеждению, что изменения нужны ей так же,  как и всей вашей целостной личности.

Это имеет смысл только в том случае, если у вас есть система убеждений, которая говорит: “Смотри, если он сознательно контролирует свое поведение, то он уже изменился”. Таким образом, какая-то часть его личности, которая НЕ находится в сознании, управляет данным стереотипом поведения.

Я могу вам гарантировать, что в девяноста девяти случаях из ста, когда человек хочет измениться и приходит к вам за помощью, происходит диссоциация, конфликт между его осознанными желаниями и подсознательным набором программ. Бессознательное гораздо мощнее. Оно знает гораздо больше о его потребностях, чем сознание, и конечно больше, чем я могу узнать извне. Я немедленно объединяюсь с подсознанием, чтобы узнать прямо: “Смотри, я не собираюсь разговаривать с твоим сознанием. Говорю с частью, которая отвечает за этот стереотип поведения. Будет происходить некоторое действие. Я собираюсь выполнять в нем роль консультанта”.

И так, как вы будете общаться с этой частью личности?

Если вы пойдете в федеральное Управление в Сан-Франциско, чтобы подписать там какую-то нужную бумагу, вы столкнетесь с очень сложной задачей. В этом здании сидят 450 человек, а вам нужен один единственный из них, который только и может подписать эту бумагу. Если вы изберете такую стратегию поиска нужного вам человека, что первым попросите подписать свою бумагу швейцара, а потом пойдете по всем кабинетам подряд, то потратите очень много времени. Это будет неэффективной стратегией для того, чтобы получить то, что вам нужно в бюрократической организации. Эта метафора очень точно отражает суть того, что делают психотерапевты.Терапевтов обучают уделять очень много внимания сознательным требованиям своих клиентов.

Обычно же сознание меньше всего информировано о том, что происходит в поведении. Сам факт, что человек приходит в мой кабинет и говорит: “Я делаю Х, но не хочу этого делать, помогите мне избавиться”, – это для меня утверждение о том, что человек уже пытался измениться сам, используя все ресурсы, доступные его сознанию, но потерпел крах. Вдаваться с ним (с его сознанием) в обсуждение возможностей изменения кажется для меня столь же абсурдным, как просить подписать бумагу у швейцара управления. Я хочу пройти прямо в тот кабинет, где находится человек, в чьи обязанности входит подписание таких бумаг.

Я хочу наладить прямое общение с той частью личности Дика, которая на подсознательном уровне отвечает за поведение Дика в данном контексте.

Я делаю также предложение о том, что та часть, которая заставляет вас делать Х, даже если вашему сознанию это совсем не нравится – делает для вас что-то, что в конечном итоге оказывается полезным. Я не знаю, в чем состоит польза, сознательно и вы не знаете об этом, так как хотите прекратить делать Х.

Итак, давайте установим с этой частью личности официальный контакт.

Это – второй шаг. Общение уже установлено, но давайте сделаем это официально.

Дик, знаете ли вы, как использовать слова, чтобы обратиться к себе внутри себя?

ОК. Сейчас обратитесь на некоторое время внутрь и задайте себе вопрос. Я скажу вам, что это за вопрос. После того, как вы этот вопрос зададите, ваша задача состоит в том, чтобы просто наблюдать за всеми изменениями в своем теле, за кинестетическими ощущениями, образами и звуками, которые появляются в ответ на вопрос. Вам не нужно пытаться как-то влиять на этот процесс.

Часть личности, ответственная за стереотип Х, даст знать о своих нуждах по одному их этих каналов восприятия.

Вы должны быть достаточно восприимчивыми, чтобы уловить ответ.

Вопрос, который я хочу, чтобы вы задали, таков: “Будет ли часть личности, ответственная за стереотип Х, общаться со мной в сознании?”

А затем просто замечайте, что будет происходить – любые изменения в чувствах, образах или звуках.

Пока Дик делает это, задача всех – наблюдать за ним и всегда получать ответы на вопросы, которые я задаю, до того, как он даст вербальный ответ. Но вы уже его получили. Это действительно типично. Недавно мы упоминали о метакомментировании, как об одном из вариантов общения. Это одна из ситуаций, в которой я бы настоятельно порекомендовал бы НЕ метакомментировать, если вы не хотите совершенно нарушить равновесие своего клиента. Если вы всегда можете получить ответ еще до того, как клиент его произведет, у вас есть действительно мощный канал связи с подсознанием, что позволяет вам делать действительно мощную проверку на согласованность. Если ответ, который вы наблюдаете, не совпадает с ответом, который дает ОН с помощью своего сознания, то это важно знать.

Дик, что вы переживали после того, как задали вопрос?

Дик: Смущение.

ОК. Смущение – это номинализация. Это не опыт, не переживание, это сознательное суждение о переживании. О его сознательных суждениях насчет опыта говорить бесполезно, потому что он уже сделал все, что мог, с помощью своих сознательных ресурсов, и это ни к чему не привело.

Нам надо работать с подсознанием. Что это у вас было за переживание, которое вы назвали: “смущение”? Как вы узнали о том, что “смущены”.

Дик: Было щекотно.

Итак, вы ощутили изменяющееся давление, может быть, этому сопутствовали изменения температуры. Были ли эти изменения расположены в какой-то части вашего тела?

Дик: Да, было и то и другое, в основном в желудке.

Так, в желудке. ОК. Теперь это действительно изящная невербальная реакция. Производя переосмысление, оставайтесь при трех основных репрезентативных системах, я вам настоятельно это рекомендую. Не связывайтесь со словами, они слишком подвержены влиянию сознания. Вся прелесть невербального кинестетического сигнала, подобного этому, состоит в том, что он рассматривается как непроизвольный. И вы можете сделать проверку, чтобы убедиться в том, что он непроизволен.

Дик, можете ли вы сделать так, чтобы чувство щекотания вызывать сознательно?

Дик: Может быть.

Попробуйте…

Дик: Нет.

Это тоже действительно хороший способ, чтобы убедить человека в том, что он общается с такой своей частью, которая обычно находится вне сознания. И, конечно, большинство гипнотических методов и методов обратной связи основывается на принципе изменения сознания, и получения доступа в этом измененном состоянии сознания к тем частям нервной системы и психики, к которым в обычном состоянии нет доступа. Был задан вопрос, требующий ответа “да-нет”, ответом явилось кинестетическое ощущение, изменения в сфере кинестезии.

И так, сейчас у нас есть ответ, и мы пока не знаем, что он обозначает – “да” или “нет”.

На сознательном уровне об этом не знает даже Дик.

Один из способов причинения себе беспокойства – это когда человек играет в психиатрию с различными частями своей личности, не имея при этом соответствующей квалификации. Человек интерпретирует сигналы, исходящие от частей его личности. Он начинает что-то чувствовать, и дает этому наименование “страх”, тогда как это может быть просто взволнованность, оживление или что-нибудь еще. Давая ощущениям наименования и действуя соответствующим этому наименованию образом, он искажает и внешнюю информацию.

Мы не хотим подвергать себя такому риску. Нет удобного способа убедиться в том, что означает сигнал.

Дик, сейчас я попрошу вас снова обратиться внутрь себя и поблагодарить ту часть своей личности, которая вам дала сигнал, потому что это общение для вас ценно.

Затем скажите: “Я бы очень хотел понять ваше сообщение, чтобы я не исказил того, что вы мне передаете”. Если вы имеете в виду “Да, я хочу общаться с вами на уровне сознания, то усильте, пожалуйста, предыдущий сигнал – щекотание в желудке. Если вы говорите “нет, я не хочу общаться с вами на уровне сознания”, то тогда наоборот, сделайте это ощущение менее сильным.

Пока Дик делает это, а вы наблюдаете за ним с целью получения ответа еще до того, как он сам получит его в сознании, поймите, что в том случае, если бы сигнал представлял бы собой образ, мы могли бы просто изменять амплитуду сигнала. Мы могли бы сделать картинку светлее в случае “да”, и темнее в случае “нет”. Если бы это был звук, мы могли бы попросить сделать его громче в случае “да”, и тише в случае “нет”. Таким образом мы избегаем риска сознательного искажения смысла различных кинестетических, визуальных и аудиальных сигналов. Это дает нам очень чистый канал общения с той частью личности Дика, которая отвечает за поведение, подлежащее с точки зрения Дика изменению. И, конечно же, это именно та часть личности Дика, которая знает, как это изменение совершить.

Этот процесс дает вам прекрасную возможность видеть то, что традиционно называют гипнотическими реакциями. Одно из наиболее полезных определений глубокого гипнотического транса, данное Милтоном Эриксоном, звучит так: “суженный объем внимания, направленного внутрь”. Мы попросили Дика сделать именно это: сузить свой объем внимания только для сигнала, который он получил. И все изменения, которые мы наблюдали извне: поверхности и цвета кожи, дыхания, размера губ – все они являются признаками того, что официальные гипнотизеры называют состоянием транса.

Дик, вернитесь, пожалуйста сюда, к нам. Что произошло?

Дик: У меня возникли ощущения.

Итак, ощущения усилились. Вы получили подтверждение, сделав проверку. Сейчас мы установили общение с этой частью вашей личности, у нас есть сигнал “да-нет”. Сейчас мы можем задать этой части любой вопрос и получить недвусмысленный ответ “да” или “нет”. У нас есть канал общения внутри Дика, которым управляет он сам. Мы этим не занимаемся. Мы просто консультируем его относительно того, каким должен быть следующий шаг. Сейчас он установил внутренний канал общения, который позволяет ему получать однозначные ответы от той части личности, которая отвечает за стереотип поведения, который он хочет изменить. Это все, что вам надо. Исходя из этой точки, вы можете сделать что угодно.

Третий шаг заключается в том, чтобы провести различение (разведение) между стереотипом Х и намерением той части, которая за этот стереотип отвечает. Дик, эта часть вашей личности, с которой вы сейчас общаетесь, имеет определенное намерение, она пытается как-то позаботиться о вас. Способ, с помощью которого она это делает, не приемлем для вас на сознательном уровне. Сейчас мы собираемся, используя установленный канал общения, поработать с этой частью.

Когда она будет иметь эти лучшие способы, ваши сознательные желания будут удовлетворены, и вместе с тем эта часть вашей личности будет продолжать заботиться о вас так, как она считает нужным.

А теперь, Дик, я хочу, чтобы вы снова обратились внутрь себя и задали следующий вопрос.

После этого будьте внимательны к сигналу, который за этим последует.

Спросите: “Не хотите ли вы дать мне знать на уровне сознания, что вы стараетесь для меня сделать с помощью этого стереотипа Х?”

Теперь ждите сигнала “да – нет”… (Дик широко улыбается).

Я попросил задать вопрос типа “да – нет”.

Я не сказал: “Дайте мне информацию”.

Если вы были внимательны, то заметили, что произошло нечто драматическое.

Он спросил ответа типа “да – нет”.

Он получил такой ответ, но получил также и информацию о намерении.

Дик: Что было мне очень приятно.

Что было ему приятно и удивило его. На этом моменте терапия кончается. Сейчас последует сознательная оценка того, что данная часть личности старалась сделать для него на подсознательном уровне. Дик, ведь раньше вы не знали, что она старается для вас сделать?

Дик: Нет, но я получил некоторый намек еще тогда, когда вы все это говорили – до того, как, я обратился внутрь себя. У меня появилось ощущение, что она…

Когда мы демонстрируем наши методы, часть проблем заключается в том, что за два дня работы мы установили с вашим подсознанием настолько хороший раппорт, что вы начинаете все делать слишком быстро.

Итак, сейчас у Дика есть сознательное понимание намерения части личности, ответственной за стереотип Х. Дик, действительно ли вы хотели бы, чтобы эта часть вашей личности заботилась о вас в этом направлении, даже если конкретный способ этой заботы вас не устраивает? Вам не нравится способ, которым это проводится, то есть стереотип Х, но согласны ли вы с намерением этой части, хотели ли бы вы иметь такое намерение относительно себя?

Дик: Да.

Вот сейчас есть согласованность между намерением подсознательной части и его оценкой со стороны сознания.

Это означает, что можно приступить к четвертому шагу: созданию новых вариантов поведения, которые более эффективно, чем Х, будут реализовывать то же самое намерение, в то же время удовлетворяя требованиям сознания. То есть мы собираемся поддерживать намерение и результат его реализации, видоизменяя способы достижения этого результата, пока не найдем лучшие способы его достижения, не вызывающие конфликта с остальными частями Дика.

Дик: Есть ли у вас такая часть личности, которую вы рассматриваете как творческую?

Дик: Ха!

Вот, творческая часть выскочила! “Привет! Вот и я. Тебе что-нибудь надо?”

Я думаю, что вы все оценили и поняли смысл того, когда я сказал, что следующая эволюционная ступень в развитии человека – это множественная личность. Итак, есть ли у вас такая часть личности, которую вы оцениваете как творческую?

Дик: О, да.

Обратитесь внутрь себя и спросите свою творческую часть, хочет ли она взяться за следующую задачу. Разрешите мне сейчас объяснить вам сначала, что это за задача. Попросите творческую часть на подсознательном уровне обратиться к части, отвечающей за поведение Х, и определить, что она пытается сделать для всей личности. Затем заставьте творческую часть создавать новые способы реализации этого намерения. Она выдаст 10, 20 или 1000 способов, но сделает это совершенно безответственно. Это будет просто процесс создания способов, без всякой оценки того, будут ли они срабатывать. А сейчас из всего этого множества способов часть Х выберет те, которые по ее мнению являются более эффективными, чем стереотип Х в плане достижения той же самой цели. Она должна выбрать по меньшей мере три способа, которые по ее мнению были бы по меньшей мере так же эффективны в достижении той цели, как и стереотип Х, но лучше, чтобы они были эффективнее. Имеет ли все это для вас смысл?

Дик: Да. Я думаю, что да.

ОК. Обратитесь внутрь себя и попросите свою творческую часть сделать это. Спросите у нее, хочет ли она сделать это. Если она скажет “да”, дайте ей команду начать. А часть Х, если она принимает новый способ, должна каждый раз подавать этот сигнал “да”. Вы можете осознавать создаваемые варианты, а можете и не осознавать, для наших целей здесь это совершенно безразлично.

Дик: Это звучит как сильное предположение.

Да, конечно, но тысячи людей во всем мире делают это. Для человека это возможно, а вы – человек. Вы должны обратиться внутрь и объясните это творческой части и части Х. Если они согласятся, то разрешите им начинать. Сейчас мы собираемся использовать ваши собственные творческие ресурсы для реорганизации вашего поведения. (Длинная пауза).

Дик, получили ли вы три сигнала? (Нет). Сколько сигналов вы получили? (Ни одного). Вы не получили ни одного сигнала (Ни одного) Ни одного. Вы не получили ни одного сигнала. Снова обратитесь внутрь себя и спросите у части Х, были ли ей предоставлены различные варианты?

(Снова задайте вопрос типа “да-нет”) Спросите, представляла ли ей творческая часть различные варианты выбора… (Он кивает) ОК. То есть она их получала?

Дик: Вроде бы да.

Итак, творческая часть создавала варианты. ОК, снова обратитесь внутрь и спросите, был ли хоть один вариант приемлем. Был ли среди этих вариантов хоть один более эффективный, чем стереотип Х в плане реализации того намерения?

Некоторые из вас любят давать советы своим клиентам. Каждый раз, когда вы даете совет, это будет менее эффективным, чем если бы вы давали открыто соответствующие инструкции, отослали бы человека к своим собственным ресурсам, чтобы изобрести альтернативные варианты поведения. Вы – уникальное человеческое существо, но и ваш клиент – тоже. Наложение может иметь место, а может и не иметь, как вы убедились с помощью упражнения, когда вам было дано задание галлюцинировать. Некоторые из вас угадали содержание желаний партнера, и так точно, что было почти невозможно этому поверить. Другие же совсем ничего не угадали. Если у вас есть такое безусловное пересечение опыта с клиентом, то вы сможете дать полезный совет. В этом нет ничего плохого, если вы достаточно чувствительны, чтобы уловить реакцию, которую он дает на ваш совет. Но даже в этом случае будет более эффективно отослать клиента к своим собственным ресурсам. (Дик отрицательно качает головой).

ОК. Вы получили сигнал “нет”. Ни один из новых вариантов не является приемлемым? Творческая часть насоздавала множество выборов, ни один из которых не оказался более эффективным, чем стереотип Х. А сейчас попросите часть Х пойти к творческой части и стать ей советчиком, чтобы помочь ей создавать более подходящие для реализации того же намерения выбора. Пусть она объяснит творческой части, что именно мешает уже предложенным вариантам быть более эффективными, чем стереотип Х. Осознали ли вы инструкцию, Дик?

ОК: Теперь обратитесь внутрь, объясните это части Х, и спросите ее, хочет ли она это сделать? Потом ждите ответа “да-нет”. Если “да”, то дайте ей команду начинать.

Этот процесс существенно отличается от обычных психотерапевтических и гипнотических техник. Мы просто служим консультантами сознанию клиента. Всю работу он делает сам. Он – свой  собственный терапевт, своим собственный гипнотизер. Мы ничего из этих вещей не делаем. Мы прямо общаемся только с его сознанием, и инструктируем его насчет того, как должен протекать процесс. Он отвечает за то, чтобы установить и поддерживать эффективное общение с теми частями личности, которые он хочет изменить. И конечно же, если он научится на примере делать это, то сможет делать это сам, без нас. Это – еще одно преимущество. В этом процессе в клиента встраивается автономия.

Дик: Получили ли вы три сигнала?

Дик: Я не уверен в этом.

ОК: Снова обратитесь внутрь и спросите часть Х, есть ли у нее три варианта, более эффективные, чем стереотип Х, для реализации известного намерения (неважно, осознаете ли вы эти варианты или нет). Используйте тот же самый сигнал. Очень важно все время возвращаться к тому же самому сигналу, настолько же важно получить три новых варианта. Если у вас есть как минимум три варианта, вы начнете проявлять гибкость в своем поведении.

Дик: Я получил сигнал “да”.

ОК: Итак, он получил позитивный ответ, то есть: “Да, у меня есть три варианта, более эффективных, старый стереотип Х”. Дик не обязательно должен осознавать, что это за варианты. Пятый шаг состоит в том, чтобы убедиться, что новые реакции действительно возникли в его поведении. Дик, используя ту же самую систему сигналов, спросите часть Х: “Поскольку у вас есть три варианта поведения, более эффективных чем стереотип Х, берете ли вы на себя ответственность за то, что эти варианты реально проявятся в моем поведении в соответствующей ситуации?” И помните, что ответ “да” это усиление, “нет” – уменьшение. Верно?

Дик: Я не уверен в том, что это верно.

ОК: Тогда попросите часть Х дать вам сейчас сигнал “да” перед тем как вы начнет, чтобы вы знали, что есть “да”, а что есть “нет”.

Дик: Да… но… я потерял след.

Да, я знаю. Вот почему я и прошу вас сделать это. Просто обратитесь внутрь себя и попросите дать сигнал “да”, чтобы вы знали, что это такое.

Дик: Сигнал “да” – это релаксация.

Так, хорошо. Вернемся немного назад. Вернемся внутрь и спросим часть Х, есть ли у нее три новых выбора, три новых варианта поведение, которые будут работать более эффективно, чем Х.

Дик: Здесь было “да”.

Шестой шаг, как я считаю, состоит в том, что и делает эту модель действительно изящной. Экологическая проверка – это наше открытое признание, что Дик – как и каждый из нас – это сложный сбалансированный организм. Для нас было бы просто изменить стереотип Х и не обратить внимания на то, как это изменение отзовется на других частях его опыта и поведения, но это было бы глупо и ужасно. Существует способ предупреждения и защиты от этого.

Сейчас мы хотели бы, чтобы вы поблагодарили эту часть личности за всю работу, которую она для вас сделала. Она получила то, что хотела и удовлетворена этим. А сейчас мы должны определить, участвовали ли в этом процессе другие части личности, которые возражают против трех новых вариантов моего поведения? А теперь будьте восприимчивы к каждой системе ощущений – могут появиться чувства, образы, звуки…

ОК: Вы получили ответ. И?

Дик: Возражений нет.

Как вы об этом узнали? Это важно. Я попросил вас быть внимательным ко всем системам. Вы вернулись и сказали: “Нет. Возражений не было”. Как вы узнали о том, что возражений не было?

Дик: Я нигде не почувствовал напряжения.

Вы не почувствовали напряжения. Были ли какие-то изменения в аудиальной, кинестетической или визуальной системе?

Дик: Ну, релаксация.

ОК: Была общая физическая релаксация. Просто чтобы убедиться, проверить на согласованность, поблагодарите ту часть вашей личности, которая дала вашему телу расслабиться. Затем спросите: “Если релаксация означает отсутствие возражений, пусть ощущение расслабления станет еще отчетливее. Если какие-то возражения есть, пусть возникнет некоторое напряжение. И опять, все, что мы делаем – это видоизменяем сигнал “да – нет”. Причем все равно, означает ли увеличение “да”, а уменьшение – “нет”, или наоборот. Это неважно.

Дик: Я получил какие-то возражения.

ОК: В чем же точно состояли ваши переживания? Было ли это мышечное напряжение?

Дик: Да, вокруг глаз.

ОК: Всегда, когда вы получаете сигнал, надо точно убедиться, что он означает. Поблагодарите ту часть себя, которая дала вам ответ в виде напряжения мышц вокруг глаз. Затем попросите, чтобы напряжение усилилось, если ответ означает “да” и уменьшилось, если “нет”, в отчет на вопрос: “Возражаете ли вы против новых способов?”

Дик: Было уменьшение.

Слегка необычно возникновение сейчас у Дика напряжения мышц. Обычно в этот момент у людей учащается сердцебиение. Большинство людей ассоциируют это с тревогой или страхом. Когда я прошу людей перестать галлюцинировать и просто попросить об увеличении темпа в ответ, если “да” и уменьшении, если “нет”, то сердцебиение обычно замедляется. Я понимаю так, что сердцебиение является просто сигналом того, что какая-то из частей личности просто взволнована тем, что происходит.

Дик: Я осознавал также пульсацию в ладонях, но напряжение вокруг глаз казалось мне более драматическим, чем ощущения в руках, так что именно поэтому я назвал ощущения вокруг глаз.

ОК: Давайте проверим и это. На этот раз обратитесь внутрь и поблагодарите ту часть себя, которая подала вам сигнал в руках. Затем задайте тот же самый вопрос и попросите об увеличении интенсивности сигнала, если ответ будет “да”, и об уменьшении, если ответ “нет”.

Дик: Интенсивность ощущения уменьшилась.

Уменьшение, значит у этой части нет возражений. Если бы они были, то мы просто вернулись бы к третьему шагу процедуры. У вас есть новый сигнал типа “да-нет” – это пульсация в ладонях. Затем сделайте различение между возражением со стороны этой части и ее намерением. Вы будете продолжать циклическое движение по шагам процедуры до тех пор, пока не интегрируете все возражения.

Обычно мы фиксируем первый набор из трех новых вариантов поведения, не вмешиваясь в первый набор вариантов. Но можно также попросить обе части объединиться, сформировать комитет и пойти к творческой части с тем, чтобы она сформировала новые варианты, приемлемые для обеих этих частей.

Экологическая проверка очень и очень важна. Многие из вас, сделав свою работу очень изящно, видят, что клиент согласован – в вашем кабине. Когда же он его покидает, то появляется какая-то часть его личности, которая в данной ситуации имеет определенные задачи. Когда он попадает, например, домой, то вдруг теряется доступ к тому, что было доступно ему, пока он сидел в вашем кабинете, или в группе. У него есть и другие части, которые знают, что если он поведет себя так же, как в вашем кабинете и проявит изменения, он может потерять дружбу, испортить отношения и т. п. Экологическая проверка – это способ убедиться, что новый способ поведения не будет мешать ни одной части личности вносить свой позитивный вклад в личность в целом. Конечно, единственная реальная проверка проводится в том, что новые способы поведения будут работать.

ОК: Дик, и что же вы будете делать, если через шесть-семь недель снова обнаружите, что проделываете стереотип Х? Что же вы предполагаете тогда сделать?

Вы можете принять это как сигнал того, что новые способы поведения, к которым вы здесь пришли, были неадекватными тому намерению. Но вы сможете вернуться к своей творческой части и дать ей инструкции изобрести еще три новых способа. Стереотип поведения является барометром, указывающем на то, насколько адекватными являются новые варианты. Если старое поведение появляется после некоторого тестового периода времени, то это говорит о том, что новые способы не более эффективны, чем старые. Это сигнал к тому, чтобы вы вернулись к этому процессу и создали новые варианты.

Возврат к старому поведению – это не сигнал неудачи, а сигнал некомпетентности, и вы можете вернуться назад и зафиксировать это. Переосмысление сработает. Я гарантирую вам, что его поведение изменится. Если оно через некоторое время станет прежним, то это означает, что новые способы поведения менее эффективны, чем Х в плане получения чего-то. Тогда он снова проходит через весь процесс, находит вторичную выгоду и создает новые способы достижения этой выгоды.

Если вы не сделаете симптом, сказав об этом открыто, сигналом к повторению процесса, то сознание пациента всегда назовет новое появление симптома “неудача”. Когда симптом распознается как сигнал, то клиент уделяет ему внимание как СООБЩЕНИЮ.

Вероятно, он всегда был сообщением, но он никогда не рассматривал его с этой точки зрения. Поступая таким образом, он приобретает механизм обратной связи. Он открывает для себя, что всего лишь в определенное время он получил определенный сигнал.

***

ПЛАН 6-ти шагового рефрейминга

1. Определите стереотип Х, подлежащий изменению.

2. Установите общение с частью личности, ответственной за этот стереотип.

а) будет ли часть моей личности, ответственная за стереотип Х, общаться на уровне сознания?

б) установите значение сигнала “да” и “нет”.

3. Разведите поведение (стереотип Х) и намерение соответствующей части.

а) не хотите ли вы дать мне знать на уровне сознания, что вы хотите для меня сделать с помощью стереотипа Х?

б) если получите ответ “да”, то попросите сообщить об этом на уровне сознания.

в) приемлемо ли это намерение для сознания?

4. Создайте новые стереотипы поведения, которые бы осуществляли данное намерение. На уровне подсознания часть, ответственная за стереотип Х, сообщает о своем намерении творческой части, и выбирает три варианта из тех, которые создает творческая часть.

Каждый раз, когда она дает выбор, то подает сигнал “да”.

5. Спросите часть, ответственную за стереотип Х, возьмет ли она на себя ответственность за то, чтобы в соответствующей ситуацией осуществлять новые варианты поведения.

6. Экологическая проверка. Есть ли какие-то части моей личности, которые возражают против трех выбранных новых вариантов поведения? Если получен ответ “да” то надо повторить все, начиная с шага 2.

Нет комментариев