Blog Смысл жизни

0 961

Рей Баумейштер, проанализировав многие обширные исследования, описал четыре основных способа, с помощью которых люди находят смысл жизни:
1. Цель. Смысл жизни всегда существует по отношению к долгосрочным будущим целям и задачам — детям, работе, развитию мастерства или научного знания и т.д.

2. Эффективность. Смысл жизни основан на позитивной сенсорно-очевидной обратной связи в настоящем времени, которая укрепляет возможности человека, способность контролировать и управлять событиями.

3. Традиционная мораль. Смысл жизни достигается в следовании набору правил и запретов, основанных на социальной или религиозной системе ценностей.

4. Ценность себя. Смысл жизни не связан со сравнением себя с другими, которое приводит к чувству превосходства над другими из-за более высокого статуса, ума, привилегий, достижений, собственности и т.д.

Эти четыре различных способа представляют собой достаточно разные значения, но все они имеют важную общую черту — использование проверяемой сенсорно-очевидной обратной связи. Вы обычно знаете, когда приближаетесь к цели или когда чувствуете, что способны сделать то, что хотите. Вы знаете, следуете ли или не следуете традиционной морали, или в каком месте социальной лестницы находитесь — наступили ли вы на пальцы человека ниже рангом, а ваши пальцы — под ногами человека выше статусом.

Каков бы ни был способ (или способы) человека определять значение, когда из-за жизненных событий значение становится не таким очевидным, человек, скорее всего, посчитает свою жизнь «бессмысленной». Когда будущая цель кажется недостижимой, эффективность человека исчезает из-за возраста, телесных повреждений или болезни, пропадает то, на чем основан боевой дух или статус, или сравнение себя с другими становится уже не в пользу человека, в таком случае смысл жизни, основанный на этом, также исчезает. Однако, эта уязвимость основана на ограниченном объеме; человек сфокусирован только на объеме настоящего времени и только на себе.

Если бы человек подумал о более широком временном объеме, распространяющемся на прошлое, и о том, как все, что он сделал за все годы, влияло на других, смысл для него уже основывался бы на чем-то более стабильном, и основа для него распространялась бы и на настоящее время. Значение того, что он сделал в прошлом, распространяется и на жизни других людей, даже когда изменение обстоятельств не допускает эту обратную связь в настоящем.

Некоторые люди могут найти в своей жизни соответствие одному или более из четырех значений Баумайстера, но другие сказали бы, что они не могут ответить на вопрос: «Каков смысл моей жизни?» Поскольку одной из проблем таких больших вопросов является то, что они очень велики по объему, то будет интересно задать тот же самый вопрос «каков смысл…?», но применить его к гораздо меньшему объему. Например, если мы спросим: «В чем смысл говорить «здравствуйте»?, или «В чем смысл яблока?», становится очевидным, что в вопросе не хватает настолько многого, что на него невозможно ответить.

Основное, чего не хватает в вопросе «В чем смысл яблока?», это фразы «смысл для кого»! Смысл яблока будет совершенно разным для червя, голодного оленя, поэта, ученого, или того, кто не любит яблоки. С нашей точки зрения мы можем видеть, что по своей природе данное дерево создает яблоки, один из миллионов видов, который существует, поскольку успешно воспроизводит себя. Но насколько мы знаем, яблоко не имеет смысла для самого себя или для дерева, которое их производит, это просто часть функционирования дерева.

Очень просто забыть о том, что смысл всегда относителен; вещь не может иметь смысла для самой себя, а может иметь только для кого-то другого. Яблоки не имеют самосознания, так что они даже не могут подумать о вопросе: «В чем смысл моей жизни?», а уж тем более задать его. Но если бы яблоко могло задать вопрос, как бы оно ответило на него? Когда мы задаем вопрос самим себе, может ли вообще существовать ответ? Яблоко может иметь смысл для других организмов, но не для самого себя, и то же верно для нас.

Если мы должны найти ответ на такой вопрос, как «в чем смысл яблока?», нам необходимо не только вписать элемент «для кого», но и все другие недостающие элементы. «В чем смысл яблока для кого, в каком контексте, с какими последствиями, по отношению к каким целям, какие брать критерии для оценки!»

Если бы мы не положили большую часть ингредиентов в пирог, мы не были бы удивлены, что результат не выглядит как пирог или не имеет вкуса пирога. Когда мы упускаем большую часть ингредиентов создания значения, неудивительно, что трудно найти какое-либо значение вообще. Поиск постоянного выдающегося значения похож на попытку испечь пирог, при этом не добавляя большую часть его ингредиентов; именно так вы и печете пирог. Когда мы определяем все ингредиенты смысла, мы всегда можем найти его.

Если я определю все эти недостающие объемы, я обнаружу что могу ответить на вопрос достаточно просто. Например, если я спрошу: «В чем смысл моей жизни для моих детей, и их целей и критериев?», я смогу легко ответить на этот вопрос как в определенных контекстах, так и более общих. Определенным смыслом для моего сына в это утро было то, что я давал ему теплую дружбу, взаимодействие и некоторую информацию, то, что и он, и я ценим вместе.
Однако, если бы я должен был спросить: «В чем смысл моей жизни для почтальона», я бы получил совершенно другой ответ. В таком случае для него я являюсь тем, кому он доставляет почту, одним из тех, для кого он работает и имеет средства существования.

Так что, моя жизнь не имеет одно единственное значение; у нее много значений для многих разных людей, в зависимости от моего места в их жизни. Поняв, какой смысл моя жизнь имеет для других, я понимаю его и для себя. Я являюсь тем, кто важен для других. Так что, пока я не могу найти смысл в своей жизни рефлексивно и напрямую, я могу найти ценность смысла косвенно, осознавая, насколько моя жизнь важна для других людей.

Когда я складываю все эти значения, я могу обнаружить «смыслы своей жизни», очень полезную и важную категорию. Если вы подумаете обо всех тех людях, с которыми вы контактировали, или на кого влияли каким-то образом, включая всех тех, кого вы никогда не встречали, например тех людей, которые сделали, перевезли, хранили и продали скрепки для бумаг, которые вы купили в прошлом месяце, то вы поймете, что предоставили множество смыслов для многих людей.

В классическом фильме «Жизнь прекрасна» Джордж Бейли находится в депрессии и на гране самоубийства из-за грядущего краха бизнеса, когда ангел показывает ему, каков был бы его маленький город, если бы он не родился и все его хорошие дела на протяжении многих лет никогда не случились бы. Если вы прожили свою жизнь в соответствии со своими ценностями и тем, что важно для вас, вы положительно влияли на многих людей, большинство из которых вы даже никогда не встречали. Ваша жизнь не имеет определенного смысла, у нее много, много смыслов, и сумма всех их значительна. Если вы подумаете обо всех этих смыслах одновременно, вы сможете испытать то, что находится за пределами слов.

Мне нравится закрывать глаза и представлять себе, как я вижу всех этих людей, на которых я повлиял в течение своей жизни, как напрямую, так и косвенно. Ближе ко мне находится моя семья и близкие друзья, на которых я повлиял больше всего. Немного дальше находятся студенты, просто друзья и люди, которых я откуда-то знаю. За ними бакалейные клерки и другие, кого Я бы с трудом узнал на улице. За ними все те другие люди, на которых я повлиял, а также люди, на которых повлияли люди, на которых повлиял я — друзья друзей, супруги студентов, огромная толпа, распространяющаяся за горизонт.

Это пример того, как вы можете использовать то, чему уже научились, чтобы создавать опыт необъятной категории, утилизируя совокупный объем, чтобы предоставить значение, которое будет все еще с вами до надписи на вашем надгробии, когда все, что у вас было, вот-вот исчезнет.

Стив Андреас “Шесть слепых слонов”

Нет комментариев