Blog Диалоги с Ричардом Бэндлером: Хорошо сформулированный результат

ОФ:

Ричард, когда ты работаешь с клиентом, ты почти всегда сначала стараешься помочь клиенту выяснить, что же он хочет (какова его цель), прежде чем помогать ему с изменениями. Составляющие того, что мы называем «хорошо сформулированным результатом», крайне важны. Мог бы ты подробней рассказать о «хорошо сформулированных результатах» и о «хорошо сформулированных направлениях»?

РБ:

«Хорошо сформулированный результат» – это совсем не то, что заявление пришедшего клиента, например: «Я хочу перестать бояться птиц». Я хочу, чтобы клиент понял, что причина его прихода в том, что он может чего- то достичь здесь, а не просто избавиться от проблемы. Когда человек говорит: «Я хочу перестать бояться птиц», – я обычно отвечаю: «Отлично. У меня тут есть большой топор, которым я могу отрубить вам голову, и вы больше никогда не будете бояться птиц. Вас это устраивает?» Обычный ответ: «Естественно, нет». Я продолжаю: «Тогда и не просите об этом». А потом я спрашиваю, что клиент хочет испытывать, что он хочет иметь возможность сделать, находясь рядом с птицами. Я спрашиваю об этом, потому что всегда клиенты хотят что-то получить в итоге. Какое-то внутреннее состояние. Клиенты не хотят довольствоваться «отсутствием чего-то». Они должны что-то получить, что «будет присутствовать».

Я хочу, чтобы они, в конце концов, могли бы сказать: «Увидев птицу, я хочу просто сказать: «Какая красивая птичка!» или «Лети спокойно мимо». Мне все равно, что они хотят получить. Главное, чтобы они сказали, что они «хотят делать», вместо того, что они «не хотят делать». Потому что «не хотеть делать» – приводит к страху или к фобии. У них должно быть любопытство, а не страх.

Также, если человек хочет научиться какому-то навыку, недостаточно изучить стратегию другого человека, чтобы достичь успехов. Например, если кто-то хочет научиться играть на гитаре, ему нужна стратегия, как учиться играть. Причем стратегия должна быть приятной и приносить радость от обучения. Также есть большая разница между чтением нот и написанием музыки. Таким образом, человек должен выбрать такие стратегии, которые приведут к результату – он станет музыкантом. Если вы создаете обучающую программу, то результатом должна быть способность писать музыку и читать ноты. Для меня это прежде всего задание направления.

Причем хорошо сформулированный результат для клиента отличается от моего желаемого результат по этому поводу. Я должен достичь результата, при котором клиент решит установить себе направление – не только избавиться от определенного страха, но и от других страхов тоже. Мой результат должен привести к тому, что они выберут направление, которое приведет их на путь к лучшей жизни. Например, они будут лучше относиться к своим детям и достигнут более высоких результатов в работе. Они должны найти более интересные хобби и увлечения, открыть все остальные радости жизни в таком количестве, в каком это возможно. В этом случае они наполнят свою жизнь хорошими вещами и событиями, вместо того чтобы накапливать какую-нибудь ерунду.

ОФ:

Ты помогаешь людям совершить изменения и двинуться по хорошо сформулированным направлениям. Предлагаешь ли ты им помощь в принятии ими полезных и хороших решений?

РБ:

Принятие полезных решений всегда будет зависеть от самих решений. Некоторые решения можно принять легко и быстро. Некоторые требуют серьезных размышлений. Все понимают, что наркоман, решивший принять героин после 6-ти месяцев в клинике для наркоманов, принимает плохое решение. Наркоман всего лишь представляет себе любимое им состояние после приема наркотика и просто его принимает. Все, что ему нужно было сделать, это превратить образ в кино и посмотреть, что будет дальше. Он должен просмотреть его много раз, чтобы осознать те ужасные последствия, которые последуют после того, как краткая эйфория от приема наркотика пройдет.

Некоторые люди просматривают фильмы своим внутренним взором слишком детально. Если вы их спросите, не собираются ли они завтра сходить в магазин, то они потратят три часа на размышления, рисуя себе картинки всех возможных последствий похода в магазин, представляя, что об этом подумают все жители Земного шара, что может случиться или не случиться по дороге в магазин и в нем самом. На самом деле, они делают противоположное тому, что делает наркоман.

Весь фокус в том, чтобы уравновесить количество обрабатываемой мозгом информации, связанной с решением. Важно не утонуть в потоке информации и не изучить ее слишком поверхностно. Нужна «золотая середина». Вам нужно ровно столько, чтобы сделать правильный выбор, принять правильное решение и научиться доверять своему бессознательному. Мы отсортировываем полезные решения от вредных, помещая их в различные места нашего разума, и сравниваем ощущения от них. Но, к сожалению, не все люди доверяют этим ощущениям. Они прекрасно знают, что нужно и полезно сделать, но не делают этого.

из книги Conversations with Richard Bandler:  Two NLP Masters Reveal the Secrets to Successful Living

by Richard Bandler, Owen Fitzpatrick

Нет комментариев