Вирджиния Сатир (Virginia Satir) Беррес Скиннер (Burrhus Skinner) Фриц Перлз (Fritz Perls) Грегори Бейтсон (Gregory Bateson)
 

Вопросы для подготовки к государственному экзамену по психологии

Часть I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Часть II. Дисциплины специализации

Часть III. Методы теоретической и практической психологии

Часть I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Понятие о психологии как науке. История и предыстория психологической науки. Основная психологическая проблематика: от представлений древних людей до современных психологических теорий. Развитие психологии в рамках философии. Материалистические и идеалистические направления изучения психики в истории психологии. Механистические взгляды на природу психического. Успехи биологических наук в изучении мозга и поведения живых организмов. Понятие общественно – исторической практики и принципы анализа психики и сознания.

Место и роль психологии в системе наук. Спор о статусе психологии: естественнонаучная и гуманитарная парадигмы. Номотетический и идеографический подходы в психологии. Специфика психологического знания. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Основные школы в современной психологической науке. Современные подходы к пониманию предмета психологии. Характер прикладных психологических проблем в области производства, техни­ки, образования, воспитания, здравоохранения, спорта.

Методологические основы современной психологии. Функции методологии. Категориальный аппарат психологии. Общепсихологические и частнопсихологические категории. Связь категорий психологии с практикой психологических исследований. Материалистический и идеалистический подходы. Методологические принципы психологии.

Учение о деятельности как теоретическая основа психологических исследований. Психологическая теория деятельности. Структура деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность. Понятие интериоризации и экстериоризации. Субъект деятельности. Мотивы и цели деятельности. Уровни построения движений. Понятие о координации движений (Н.А. Бернштейн). Теория деятельности и предмет психологии.

Соотношение психических явлений с работой мозга. Психофизическая и психофизиологическая проблемы. Строение нервной системы и психика. Проблема локализации психических функций. Проблема психической регуляции. Специфический и неспецифический пути проведения информации. Специфичность функционирования левого и правого полушария. Физиологические методы исследования психики.

Понятие психики. Психика и категория отражения. Формы отражения в живом и неживом мире. Психическое отражение как субъективный образ объективного мира. Поиск критериев психики в истории психологии. Развитие нервной системы и форм отражения. Функции психики. Свойства психики. Гипотеза А.Н.Леонтьева и К.Э. Фабри о стадиях и уровнях психического отражения у животных. Адаптивная роль психики в эволюции животных. Развитие высших психических функций у человека. Эволюция условнорефлекторного понимания психики с начала XX века до нашего времени. Развитие психики человека в онтогенезе. Поведение, деятельность и психика.

Проблема сознания в психологии. Проблема определения сознания. Сознание и уровни бодрствования. Сознание как высшая форма развития психики, результат общественно – исторического развития человека. Проблема условий возникновения сознания. Проблема диалогичности сознания. Функции сознания: отражение, порождающая, регулятивно – оценочная, рефлексивная, духовная. Конкретно-психологическая характеристика сознания. Сознание как функциональный орган индивида. Структура сознательных образов: бытийный слой (чувственная ткань и биодинамическая ткань) и рефлексивный слой (значение и личностный смысл). Их роль в построении сознательной картины мира.

Понятие бессознательного. Соотношения сознательного и бессознательного в психике человека. История исследований бессознательного. Негативная и позитивная трактовки бессознательного. Классификация бессознательных явлений. Сознание и неосознаваемое психическое. Неосозноваемые сопровождения сознательных действий и психических состояний. Их значение для психологии.

Общая характеристика ощущений. Происхождение ощущений. Развитие различных видов чувствительности. Значение ощущений в жизни человека. Общие характеристики ощущений. Проблема классификации ощущений. Понятие чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений. Измерение ощущений, количественные характеристики ощущений. Психофизические зависимости. Свойства ощущений. Единство сенсомоторного и когнитивного развития.

Ощущение и восприятие как различные формы отражения реальности. Проблема двойственной природы перцептивного образа: чувственная основа и перцептивный смысл (Э. Титченер), первичный образ и образ представления (Г. Гельмгольц), чувственная ткань и предметное содержание (А.Н. Леонтьев). Фазовая динамика становления образа восприятия. Основные свойства образа восприятия: предметность, целостность, константность, обобщенность. Факторы образования целостного образа Классификации восприятия. Восприятие пространства. Восприятие движения. Восприятие времени. Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятий. Восприятие как действие. Апперцепция.

Исследование восприятия в когнитивной психологии. Принципы обработки информации: «снизу – вверх» и «сверху вниз», сравнение с эталоном, подетальный анализ и прототипное сравнение. Псевдо – память. Законы формирования прототипов. Восприятие и искусственный интеллект. Классификация пси-феноменов. Экспериментальные исследования экстрасенсорного восприятия.

Общее определение понятия память. Теории памяти. Процессы памяти. Запоминание, сохранение, воспроизведение. Классификация видов памяти. Характеристика сенсорного уровня памяти ( мгновенная память ). Объём, длительность хранения, роль в обработке информации. Кратковременная память: объём, длительность хранения. Проблема забывания информации в КП. Кодирование информации в КП: слуховой, зрительный, семантический коды. Воспроизведение информации из КП.  Место памяти в когнитивной сфере.

Характеристика долговременной памяти. Объём, длительность хранения. Принцип специфичности кодирования. Эпизодическая и семантическая память. Специфика хранения информации в эпизодической и семантической памяти. Способы кодирования информации в долговременной памяти. Кластерная модель (Бусфилд, Бауэр), групповая модель ( Мейер ), модель сравнительных семантических признаков ( Смит, Шобен, Рипс ), сетевые модели ( Коллинз, Квиллан), модели пропозициональных сетей ( Норман ).

Модели памяти. Хранение информации в памяти. У. Джеймс: первичная и вторичная память. Парадигма «ящичков в голове». Модель Во и Нормана. Данные, подтверждающие существование кратковременной и долговременной памяти. Аткинсон и Шифрин: структуры памяти и управляющие процессы. Данные и хранилище памяти. Теория уровней обработки информации. Хранение информации и глубина обработки. Проблема развития памяти. Мнемотехника, принципы, лежащие в основе различных мнемонических систем.

Общая характеристика мышления. История исследования мышления в психологии. Предмет психологии мышления. Понятие о мышлении. Специфика психологического анализа мышления. Соотношение сознания и мышления. Мышление и познание. Функции мышления. Представление о субъекте мыслительной деятельности. Мышление человека и искусственный интеллект. Исследования мышления в различных психологических направлениях. Представление о мышлении в классической психологии сознания. Основные закономерности мышления, выявленные в вюрцбургской школе. “Теория проблемных комплексов” О. Зельца. Представление о мышлении в психологии поведения. Исследования мышления в русле гештальтпсихологии. Проблемы мышления в психоанализе.

Исследования мышления в когнитивной психологии. Проблема мышления в исследованиях Дж. Брунера. Сенсомоторное, иконическое и символическое отражение действительности. Мыслительные стратегии. Концепция Ж. Пиаже. Мышление как структурирование взаимодействия субъекта с миром, как продолжение биологической адаптации. Понятие схемы, ассимиляция и аккомодация. Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.

Проблема мышления в отечественной психологии. Мышление в рамках культурно – исторической концепции Л. С. Выготского: мышление как высшая психическая функция. Мышление в деятельностной теории А.Н. Леонтьева. Принцип единства внешней, практической и внутренней умственной деятельности человека. Идеи П.Я Гальперина о поэтапной организации формирования умственных действий. Проблема мышления в школе Д. Узнадзе. Мышление и установка. Идея обратимости образного и символического планов мышления Л. Веккера.

Логика и психология мышления. Проблема природы логических законов. Понятие задачи. Процесс решения задачи. Представление об операциональном составе процесса решения задачи. Виды операнд. Основные мыслительные операции. Стадии мыслительного процесса. Индивидуальные особенности мышления. Виды мышления. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности. Соотношение мышления с другими познавательными процессами. Принципы построения программ развития мышления.

Проблема мысленных образов в психологии. Этапы изучения образов: философский, измерительный, когнитивный. Свойства образа. Количественная оценка образов представления. Представления и другие психические процессы. Теория двойного кодирования. Концептуально – пропозициональная теория. Радикальная теория образов. Понятие о функциональной эквивалентности зрительных образов Шеппарда.

Общая характеристика воображения. Характеристика творческого мышления. Понятие о воображении, его основные отличия от образов памяти и восприятия. Общефилософский и психологический подходы к воображению. Основные функции воображения. Теории воображения. Виды воображения. Проблема развития воображения. Воображение как отражение личности человека и ее психологического состояния. Воображение и творческое мышление. Основные характеристики творческого мышления: оригинальность, семантическая и образная гибкость, семантическая спонтанная гибкость. Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса. Понятие креативности. Условия, способствующие или препятствующие нахождению творческого решения.

Речь и язык. Теории происхождения речи. Предмет психологии речи. Понятие языка, виды языков. Характеристика языкового знака. Фонемы, морфемы, слова, предложения. Язык и общественный опыт. Понятие речи. Диалектическое взаимодействие языка и речи. Функции речи. Речь и сознание. Виды речи и их характеристика. Взгляды Л. Выготского и Ж. Пиаже на эгоцентрическую речь. Происхождение речи. Бихевиоральная теория речи. Преформистские теории. Трансформационная модель Н. Хомского. Глубинная и поверхностная структуры, правила преобразования. Грамматика и смысл. Гипотеза лингвистической относительности.

Проблема понимания письменной речи. Понятие избыточности стимула. Эффект схватывания слова. Опознание и контекст. Факторы, влияющие на понимание в процессе чтения. Когнитивные модели понимания речи. Психофизиологические основы речи. Зоны Вернике и Брока. Сенсорная, моторная, семантическая аффазии. Специализация полушарий, опыты с «расщеплённым» мозгом.

Основные подходы к анализу взаимоотношений мышления и речи. Речевое мышление как единство мышления и речи. Проблема формирования понятий. Виды понятий. Критерии усвоенности понятия. Условия, влияющие на образование понятий.

Понятие об эмоциях. Специфика психического отражения в эмоциях. Основные проблемы психологии эмоций. Проблема классификации эмоций. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии. Трехмерная концепция чувств В. Вундта. Рудиментарная теория эмоций. Теория Джемса-Ланге. Теория Кеннона – Барда. Функциональные трактовки эмоций. Регуляторная концепция Мак – Даугола. Психоаналитическая трактовка эмоций. Биологическая теория П. К. Анохина. Информационные подходы П. В. Симонова и Эшби. Стимул и его интерпретация в концепции Шахтера. Теории когнитивного консонанса и диссонанса.

 Физиологические основания эмоций. Характеристика эмоционального процесса. Центры боли и удовольствия. Неспецифичность физиологических проявлений. Детектор лжи. Возможности исследования эмоций. Компоненты эмоционального процесса: возбуждение, знак, качество. Проблема представленности эмоций на уровне сознания. Условия возникновения эмоционального процесса. Функции эмоций. Разновидности эмоциональных явлений. Понятие об общем адаптационном синдроме. Проблема высших эмоций человека – чувств. Проблема эмоциональных состояний. Эмоции и личность.

История изучения проблемы воли. Функции воли в различных подходах. Воля как произвольная регуляция. Соотношение воли и саморегуляции. Проблема волевых качеств. Критерии выделения волевых действий и волевой регуляции. Сознательные и бессознательные компоненты волевого действия. Этапы развёрнутого волевого действия. Психологические механизмы волевой регуляции. Гипотеза В. А. Иванникова о намеренном изменении смысла действия. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты воли. Развитие волевой регуляции в онтогенезе. Проблема формирования воли.

Концепции воли в зарубежной психологии. Исследование воли в рамках категории «persistence» (настойчивость). Настойчивость как свойство характера. Исследование настойчивости в русле факторного анализа. Настойчивость как устойчивость к угасанию. Влияние субъективных факторов и ситуации на проявление настойчивости. Настойчивость в контексте проблемы мотивации. Понятие воли и практика психотерапии.

История изучения внимания в психологии. Дискуссия о психическом статусе внимания и его природе. Роль схем в организации внимания (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин). Физиологические основы внимания. Виды внимания. Основные свойства внимания и их экспериментальные исследования. Функции внимания: отбор значимых раздражителей, игнорирование раздражителей, сохранение деятельности, регуляция и контроль. Расстройства внимания. Проблема развития внимания.

Исследования внимания в когнитивной психологии. Модель  с фильтрацией Бродбента. Модель делителя Трейсман. Модель уместности (Дойч и Норман). Оценка моделей внимания. Внимание в контексте разработки проблемы обработки информации человеком. Управление и внимание.

Понятие личности. Методологические и теоретические проблемы изучения личности. Понятие личности, проблема его определения. Центральные теоретические проблемы в психологии личности. Основные теоретические направления в изучении личности. Основные подходы к описанию личности (номотетический и идеографический, типологический и факторный). Структура личности. Индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность. Социальное и биологическое в личности. Представление о личности в трудах зарубежных психологов. Представление о личности в трудах отечественных психологов. Формирование и развитие личности в онтогенезе, движущие силы развития личности. Понятие и критерии личностной зрелости.

Проблема бессознательного, сознания и самосознания. Сознание и бессознательное в личности. Представление о бессознательном в различных теориях личности. Психологическая защита личности. Понятие и структура самосознания. Формирование самосознания в онтогенезе. Понятие и структура Я-концепции. Свойства Я-концепции. Самоотношение; самооценка и уровень притязаний. Идентификация и идентичность.

Общая характеристика мотивационной сферы личности. Общее представление о потребностях. Понятие, функции, виды мотивов. Конфликт и борьба мотивов. Понятие и виды мотивации (внешняя и внутренняя). Процесс становления мотивации. Направленность личности. Ценности и ценностные ориентации.

Темперамент. Развитие представлений о предмете психологии темперамента. Современные теории темперамента. Темперамент и основные свойства нервной системы. Общие и частные свойства нервной системы как физиологическая основа темперамента. Соотношение понятий свойство нервной системы, тип нервной системы, темперамент, особенности поведения.

Проявление свойств темперамента в когнитивной, эмоциональной и волевой сферах личности. Проявления темперамента в общей активности, эмоциональности и моторике. Психологическая характеристика темперамента по В.С. Мерлину и В.М. Русалову. Темперамент как фактор учебной деятельности. Учёт темперамента в профессиональной деятельности: отбор и индивидуальный подход. Индивидуальный стиль деятельности и темперамент. Темперамент и стиль общения. Диагностика темперамента. Место темперамента в структуре личности. Темперамент и характер. Темперамент и способности.

Характер. Развитие представлений о предмете психологии характера. Современные представления о характере в отечественной и западной психологии. Диагностика характера. Идиографический и номотетический принципы исследования характера. Возможные подходы к построению типологии характеров.

Механизм формирования характера. Индивидуальное и типическое в характере. Проблема перевоспитания характера. Общие закономерности структуры характера. Самооценка как подструктура характера. Характер, темперамент и поступки.

Проблема типологии характера. Акцентуация и патология характера. Типология характеров по Э. Кречмеру. Акцентуированные характеры по А.Е. Личко. Акцентуации личности по К. Леонгарду. Социальные типы характеров по Э. Фромму.

Место характера в общей структуре личности. Характер как система наиболее устойчивых черт личности. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера. Характер как система отношений личности. Черты характера и черты личности. Характер человека и защитные механизмы личности. Проявление характера в межличностных отношениях.

Способности. Развитие учения о способностях. Проблема диагностики способностей. Способности и задатки: неоднозначность взаимосвязей. Индивидуальные и межполовые различия в задатках и способностях. Функциональная асимметрия головного мозга и способности. Возможность развития способностей при отсутствии природных задатков. Отсутствие специальных задатков к развитию высших способностей. Понятие функционального органа как основы способностей (В.Д. Шадриков). Соотношение понятий способность, одарённость, талант, гениальность. Психологические проблемы одарённости. Профессиональная ориентация и способности. Структура общих способностей. Интеллектуальные способности и личность. Проблема способности к творчеству.

Различие между способностями, знаниями, умениями и навыками. Способность и неспособность. Виды способностей: физиологические и психологические; общие, специальные и индивидуальные и др. Формирование и развитие способностей. Факторы развития способностей. Способности и характер.

 

 

Часть II. Дисциплины специализации

Специализация «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И возрастная психология»

 

Возрастная психология как наука.         Предмет возрастной психологии. Разделы возрастной психологии: детская психология, психология подросткового возраста и юности, психология зрелости, геронтопсихология. Разработанность каждого из разделов. Место возрастной психологии в системе наук. Практические и теоретические задачи возрастной психологии.

Стратегии и методы исследования в возрастной психологии. Изменение стратегий исследования психического развития в зависимости от уровня развития и господства теоретических представлений в психологии. Наблюдение и его виды, принципы объективного наблюдения. Метод анкетирования, его особенности и значение. Метод беседы. Метод тестов в исследовании психического развития. Метод анализа продуктов деятельности. Проективные методы в исследовании развития. Констатирующий эксперимент. Методы продольных и поперечных срезов. Формирующий эксперимент.

Биогенетическое направление в психологии развития. Концепция рекапитуляции (Ст. Холл, Д. Болдуин). Проблема связи исторического и индивидуального в развитии. Критика теории рекапитуляции (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн).

Факторный подход в понимании движущих сил психического развития в онтогенезе. Теория трех ступеней развития К. Бюлера. Нормативный подход в изучении развития психики ребенка (А. Бине, Л. Термен). Возрастная диагностика развития детей и подростков А. Гезелла. Проблема объективной регистрации наблюдаемых фактов.

Концепция конвергенции двух факторов – наследственности и среды – как движущих причин детского развития В. Штерна. Близнецовый метод и его значение для определения роли наследственности и среды в развитии психических функций.

Психоаналитические теории и их вклад в психологию развития. Теория классического психоанализа о развитии личности. Методы психоанализа. Значение детских переживаний в развитии личности. Структура личности. Защитные механизмы личности. Стадии психо-сексуального развития личности. Психоанализ детства в исследованиях А. Фрейд, М. Кляйн. Понятие социализации личности.

Эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона. Понятие идентичности. Стадии психосоциального развития личности. Ритуализация как форма преодоления психосоциальных жизненных кризисов личности.

Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме. Теория развития как научение. Законы научения. Классическое обуславливание (И.П. Павлов, Дж. Уотсон), оперантное обучение (Б. Скиннер), подражание (А. Бандура) как механизмы приобретения нового опыта. Теория социального научения.

Генетическая психология Ж. Пиаже. Эгоцентризм детского мышления и речи. Стадии интеллектуального развития ребенка и их характеристика. Закон перехода от общей эгоцентричности к интеллектуальной децентрации. Движущие силы психического развития ребенка. Проблема обучения и развития.

Переход от естественнонаучной к культурно-исторической парадигме в исследовании психического развития. Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского. Понятие о высших психических функциях. Психологический возраст как единица анализа психического развития. Социальная ситуация развития. Психологические новообразования личности, впервые возникающие на той или иной стадии развития, как особый тип строения личности и ее деятельности. Ведущая роль обучения в психическом развитии. Понятие зоны ближайшего развития. Системное и смысловое строение сознания.

Развитие идей Л.С. Выготского в работах А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина и др. Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности субъекта. Понятие ведущей деятельности. Проблема периодизации психического развития. Закон периодичности психического развития. Понятие о стабильных и критических периодах развития.

Проблема периодизации психического развития в онтогенезе. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Проблема акселерации. Понятие о неравномерности и гетерохронности психического развития. Природа, особенности протекания и значение возрастных кризисов в психическом развитии человека.

Общая характеристика новорожденности как кризисного периода в развитии. Морфологические особенности коры больших полушарий и особенности ВНД младенца. Развитие анализаторов к моменту рождения. Безусловные рефлексы. Ранние условные рефлексы.

Общая характеристика периода младенчества. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте. «Комплекс оживления» как основное новообразование периода раннего младенчества, условия возникновения, генезис и значение для последующего развития. Проблема депривации и ее последствия для психического развития ребенка. Непосредственно эмоциональное общение как ведущий тип деятельности младенческого возраста. Понятие госпитализма. Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка.

Основные закономерности развития психики в младенчестве. Особенности соотношения развития сенсорики и моторики в период младенчества. Возникновение акта хватания. Стадии развития манипуляций с предметами в младенческом возрасте. Подготовительный период в развитии речи. Особенности понимания речи и развитие предпосылок активной речи (гуканье, гуление, лепет). Кризис одного года, его причины и психологический смысл.

Основные закономерности развития психики в раннем возрасте. Характеристика социальной ситуации развития и ведущей деятельности в раннем детстве. Когнитивное развитие ребенка раннего возраста. Основные закономерности развития восприятия. Ранние формы наглядно-действенного мышления. Особенности развития первых детских обобщений и суждений. Основные закономерности развития речи ребенка. Особенности овладения ребенком семантической, фонематической, лексической и грамматической сторонами речи. Кризис трех лет. Причины и пути разрешения кризиса.

Генезис и стадии развития игры в детстве. Особенности генезиса игровой деятельности в раннем возрасте. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Проблема игровой деятельности в отечественной психологии. Структура игры. Роль и правило. Проблема замещения в игре. Виды игры. Значение игры для психического развития ребенка.

Основные закономерности развития психики в дошкольном возрасте. Социальная ситуация развития. Особенности развития форм общения со взрослым и со сверстниками. Психологические особенности когнитивной сферы дошкольник: особенности развития восприятия и его зависимость от видов деятельности ребенка, наглядно-образное мышление как основное новообразование дошкольного возраста. Особенности обобщений и суждений дошкольника. Овладение понятием сохранения как показатель перехода на конкретно-операциональную стадию интеллекта. Развитие функций и форм речи в дошкольном возрасте. Изобразительная деятельность: стадии развития и значение для психического развития ребенка. Развитие личности. Развитие Я-концепции, особенности самооценки. Возникновение социальных мотивов. Иерархия мотивов. Кризис семи лет, его причины и особенности протекания. Возрастные проблемы дошкольников. Проблема психологической готовности к школьному обучению: основные показатели готовности ребенка к школе – морфо-функциональная зрелость, предметно-специфическая готовность, психологическая готовность.

Основные закономерности развития психики в младшем школьном возрасте. Характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая деятельность. Основные стадии адаптации ребенка к школе. Причины школьной дезадаптации. Развитие мотивов учения. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Развитие личности. Особенности развития Я-концепции, рефлексии, самооценки. Варианты нарушения развития младших школьников.

Основные закономерности развития психики в подростковом возрасте. Проблема кризиса подросткового возраста. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Особенности когнитивного развития в подростковом возрасте Эмоциональное развитие подростка. Развитие самосознания и образа «Я» подростка. Роль общения со сверстниками в психическом развитии подростка. Чувство взрослости как основное психологическое новообразование возраста, специфическая форма самосознания. Аномалии личностного развития подростков. Типы акцентуаций личности в подростковом возрасте. Делинквентное поведение у подростков.

Основные закономерности развития психики в юношеском возрасте. Переходный характер юношеского возраста. Проблема ведущей деятельности юношеского возраста. Особенности развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы в юношеском возрасте. Особенности формирования мотивационной сферы личности в юношеском возрасте. Психологические особенности профессионального самоопределения. Формирование мировоззрения. Развитие общения в юношеском возрасте. Любовь и дружба в юношеском возрасте. Межполовые различия. Сексуальное поведение и профилактика его нарушений. Основные закономерности развития самосознания. Девиантное поведение, его причины и предупреждение.

Основные закономерности развития психики в зрелости. Общая характеристика зрелости. Соотнесение хронологического, психологического и социального возраста. Проблема периодизации зрелости. Зрелость как период наивысших достижений личности. Особенности когнитивного и личностного развития в зрелом возрасте. Проблема кризисов зрелости. Кризис 30 лет – переход к средней зрелости, обусловленный расхождением между идеальной моделью мечты и реальностью образа жизни. Кризис 40 лет – переживание «символической смерти» молодости, перестройка сознания, изменение иерархии мотивов, потребность в продуктивном самовыражении. Причины кризиса 50-55 лет. Период старения. Биологические и социальные факторы старения.

Основные закономерности геронтогенеза. Особенности эволюционно-инволюционных процессов в геронтогенезе. Компенсаторные механизмы в период старения. Проблема профилактики старения. Задачи развития: принятие и освоение новых ролей, адаптация к потере физических возможностей, подведение итогов жизни и ее принятие, развитие личностной позиции в отношении смерти. Жизненная мудрость как основное личностное новообразование старости. Факторы долголетия. Старость как социальная проблема.

Геронтопсихология. Понятие о старении и старости. Теории старения. Физические изменения, старение когнитивной сферы в позднем возрасте. Кризис пожилого возраста. Задачи развития в старости. Типы старых людей. Варианты развития в позднем возрасте. Проблема выхода на пенсию. Прародительские роли. Психологические проблемы старости: одиночество, особенности переживания горя, уход за старыми людьми, жестокое отношение к старикам и др.

Понятие о смерти. Отношение старых людей к смерти. Психологические реакции умирающего (по Э. Кюблер-Росс). Психологическая помощь умирающим и их родным.

Методы научного исследования в психологии развития. Критерии научного познания. Методологические принципы научного исследования. Рациональные приемы работы с научной литературой. Разработка концепции и планирование исследования.

Основные закономерности нарушения психического развития в детском возрасте. Психологические параметры дизонтогенеза. Взаимосвязь первичных и вторичных нарушений (Л.С. Выготский) Возрастные закономерности нарушений психического развития ребенка. Классификация психического дизонтогенеза и отклоняющегося развития (Лебединский В.В., Семаго Н.Я., Семаго М.М.). Базовые составляющие психического развития ребенка. Общие и специфические закономерности аномального развития.

Психологическая характеристика некоторых форм психических расстройств. Группа недостаточного развития (тотальное недоразвитие, задержанное психическое развитие, парциальная несформированность ВПФ). Группа асинхронного развития (дисгармоничное развитие, искаженное развитие). Дефицитарное развитие, психологическая характеристика детей с грубым недоразвитием отдельных анализаторных систем, возможности компенсации. Поврежденное развитие. Особенности семьи, имеющей ребенка с проблемами в развитии.

Основные цели, задачи и содержание работы службы практической психологии образования. Нормативно-правовое обеспечение развития службы практической психологии. Основные виды деятельности психолога в образовательных учреждениях. Особенности взаимодействия психолога с учительским коллективом, администрацией. Взаимодействие школьного психолога с детьми разного школьного возраста. Работа школьного психолога с семьями учащихся.

Психологическое консультирование. Понятие, цели, задачи, основные принципы и правила психологического консультирования. Выделение этапов (стадий) процесса консультирования: подходы отечественных и зарубежных исследователей. Основные понятия психологического консультирования: первичный и рабочий запрос клиента, проблемная ситуация, консультативная гипотеза, психологическая проблема, психологический диагноз. Понятие и основные требования к контракту. Понятие консультативного контакта. Факторы, определяющие качество консультативного контакта. Характеристика феноменов переноса и контрпереноса в психологическом консультировании. Понятие, значение и возможные признаки сопротивления в консультировании.

Возрастно-психологическое консультирование. Цели и задачи возрастного консультирования. Этапы возрастно-психологической консультации. Психологические проблемы младших и старших дошкольников. Основные трудности и проблемы младшего школьника. Психологическое консультирование подростков и старшеклассников. Основные аспекты консультирования взрослых людей.

Психология детско-родительских и семейных отношений. Семья как малая группа. Основные функции семьи. Структура и типология семей. Структурные элементы: численный и персональный состав; легенды или мифы; семейные правила; совокупность ролей; семейные подсистемы; границы семьи. Выделение типов семей с учетом различных критериев. Понятие и стадии жизненного цикла семьи. Эмоциональные отношения в семье. Теории и классификации любви. Типы сексуальных отношений в браке. Проблема ревности и измен. Типы и особенности проблемных семей: семья с нарушенной внутрисемейной коммуникацией; дисгармоничный союз; семья в разводе; неполная семья; повторный брак и др.  Понятие и содержание родительского отношения. Типы родительского отношения: подходы А.Я. Варги, В.В. Столина, Е.Т. Соколовой и др. Характеристика типов патогенного воспитания: подходы В.И. Гарбузова, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллера. Понятие и основные характеристики родительской позиции. Виды и содержание родительских директив. Влияние детско-родительских отношений на психическое развитие ребенка. Факторы нарушения эмоционально-личностного развития ребенка: особенности семейных отношений, личностные особенности родителей, особенности родительского отношения или стиля воспитания.

Семейное консультирование. Цели и задачи семейного консультирования. Семейное консультирование как разновидность семейной психотерапии. Отказ от концепции болезни в семейном консультировании. Основные подходы: психоаналитический, системный, стратегический, поведенческий, коммуникативный.

Коррекция психического развития в детском возрасте (когнитивная и эмоциональная сфера). Задачи, принципы и формы коррекции психического развития ребенка. Краткий исторический очерк развития психолого-педагогической коррекции как практического приложения возрастной психологии. Основные формы коррекции: симптоматическая коррекция и коррекция каузального типа, направленная на преодоление причин и источников возникновения отклонений в развитии. Проблема определения целей коррекционной работы. Оптимизация социальной ситуации развития ребенка, развитие и обогащение видов деятельности ребенка, целенаправленное формирование возрастно-психологических новообразований. Проблема коррекции психического развития ребенка в зарубежной психологии.

Личностно ориентированное взаимодействие педагогов с детьми. Понятие, цель, задачи и основные принципы личностно ориентированного взаимодействия педагогов с детьми. Сравнительная характеристика основных видов педагогического взаимодействия (учебно-дисциплинарного и личностно ориентированного) по следующим критериям: цель, позиция во взаимодействии, особенности взаимоотношений и контакта, способы взаимодействия. Способы личностно ориентированного взаимодействия педагогов с детьми: просьба, доверительная беседа, психологическая поддержка ребенка (безусловное принятие, признание продуктов деятельности, одобрение личностных особенностей ребенка и т.п.), диагностика мотивов непослушного поведения ребенка, использование «Я-сообщений»  при выражении негативных эмоций и др.

Психологический тренинг как многофункциональный метод. Общая характеристика психологического тренинга как многофункционального метода: понятие, цели, задачи, виды. Основные принципы и правила работы тренинговых групп. Методика проведения тренинга: содержание основных этапов или блоков, процедурные аспекты и комплектование тренинговых групп. Краткая характеристика основных методических средств: групповая дискуссия, ролевая игра, психогимнастические упражнения, феномен обратной связи в тренинге. Роль, задачи и типичные ошибки  ведущего группы тренинга.

Методика организации групп личностного роста. Различие между психотерапией и личностным ростом. Основные процедуры и правила, создающие условия для личностного роста. Эмоциональная привлекательность группы личностного роста. Особенности группы центрированной на получении переживаний в настоящий момент. Определение целей совершенствования личности: самораскрытие, самоосознание, самовыражение, самоактуализация. Постановка развивающих задач. Особенности руководителя группы личностного роста. Организация контроля, за ходом взаимодействия. Внутригрупповая этика. Определение перспектив личностного роста. Оценка актуальной мотивации к личностным изменениям. Выявление основных препятствий личностному росту. Оценка эффективности затраченных усилий.

Теория и практика психологической коррекции личности. Роль психоанализа З.Фрейда в развитии практической психологии. Проблема коррекции и воспитания в трудах А. Адлера. Психокоррекция личности по К.Г. Юнгу, как процесс духовного развития. Коррекция личности через развитие самопринятия и активное межличностное взаимодействие. К. Хорни о стремлении к безопасности, как факторе формирующем поведение. Социокультурный подход Э. Фромма. Экзистенциальные потребности и социальные типы характера. Психологическая коррекция личности в ходе применения телесноориентированных психотерапевтических методов В. Райха и А. Лоуэна. Психокоррекция через «принятие» и «самоактуализацию» в русле «гуманистической психологии». Психокоррекционная работа в группе, как тренинг межличностных взаимодействий. Трансперсональный контекст в психологической коррекции, как преодоление личностной ограниченности.

Психологические проблемы школьного обучения. Значение оценки возрастных психических новообразований школьников. Развитие индивидуальности учащихся и способы её выявления. Создание психологического портрета ученика. Способы построения урока. Диагностика эффективности разных моделей обучения. Критерии и показатели оценки результативности осуществляемого обучения: полнота, обобщенность, прочность, осознанность. «Развивающий эффект» обучения. Психологические требования к дидактическим средствам обучения и особенности их использования в учебном процессе. Причины возникновения «школьной перегрузки». Возможности предупреждения неуспеваемости школьников. Общая характеристика коррекционно-педагогической деятельности. Учет закономерностей развития познавательной сферы ребенка при организации учебной деятельности.

Методы профориентации и профконсультирования. Теория индивидуального стиля деятельности Е.А. Климова; теория абсолютной и относительной профессиональной пригодности К.М. Гуревича. Человек как субъект труда; профессиональное самоопределение в развитии личности; этапы профессионального становления и адаптации.

Профориентация как система: основные категории, принципы, этапы. Виды и формы профессионального просвещения. Свойства личности, изучаемые в ходе профессиональной диагностики; методы профдиагностики. Стратегии профконсультирования; типы профконсультаций. Классификации и общая методология профотбора. Роль психолога в профессиональной адаптации. Требования к подготовке и этические нормы психолога-профконсультанта.

Психологическое сопровождение профессионального развития педагога. Ценностные приоритеты модернизации российского образования. Онтологические характеристики профессионально-педагогической культуры. Этапы и модели профессионального развития педагога.

Психометрические основы психодиагностики. Понятие надежности, валидности, репрезентативности теста.

Психология и психотерапия кризисных состояний личности

Кризис и кризисное состояние. Возрастные, травматические и невротические кризисы. Проявления кризиса и признаки кризисного состояния. Стадии проживания кризиса. Кризисная интервенция: понятие, цели задачи, показания. Психологическое содержание принятия решения. Этапы развития проблемы. Диагностические критерии ПТСР. Механизмы возникновения ПТСР. Принципы телефонного консультирования переживающих кризис. Специфика телефонного консультирования. Нормы работы экстренных служб телефона доверия. Саморазрушаюшее поведение, суицидальное поведение, самоубийство. Стадии формирования суицидального поведения. Факторы риска суицидального поведения, индикаторы суицидального риска. Утрата и горевание. Фазы работы горя. Клиническое описание острого горя. Осложненное горе.

Психологическая коррекция эмоциональных состояний.  Коррекция эмоциональных состояний,  как  интеграция  эмоциональных и интеллектуальных компонентов личности; овладение  собственными мыслями, чувствами, поведением. Организация самонаблюдения. Методы оценки эмоциональных состояний. Примерное содержание этапов овладения навыками саморегуляции эмоциональных состояний. Методы модификации состояний сознания: практика медитации; деавтоматизация – контроль собственного сознания; поведенческая психорегуляция; самогипноз; психорегуляция, как творческий процесс – самовыражения, спонтанность. Работа со скрытыми чувствами.

Основные направления современной психотерапии. Психотерапия: определение, психологическая и клиническая парадигмы. Психологическая проблема. Классификации методов в психотерапии.  Индивидуальная и групповая психотерапия.

 

Часть III. Методы теоретической и практической психологии

 

Измерения в психологии. Понятие измерения. Специфика измерений в психологии. Шкалы измерения в психологии: номинальная шкала, порядковая шкала, шкалы интервалов и отношений. Методы измерения порогов чувствительности. Метод минимальных изменений, метод постоянных раздражителей, метод средней ошибки и их применение для определения абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности.

Методы изучения памяти. Исследование непроизвольного запоминания. Измерение объема кратковременной памяти, метод Джекобса. Запоминание материала, превышающего объём кратковременной памяти. Метод удержанных членов ряда. Метод заучивания-воспроизведения, метод антиципации. Исследование процесса воспроизведения в форме узнавания. Метод тождественных рядов. Исследование опосредованного запоминания. Метод двойной стимуляции. Метод парных ассоциаций. Метод пиктограмм.

Виды заданий, используемые для диагностики мышления. Репрезентация мыслительных операций в различных диагностических заданиях. Исследование операции обобщения. Исключение лишнего. Выделение существенных признаков. Абстрагирование. Обобщающая и изолирующая абстракция. Понятие. Содержание и объём понятия. Определение понятий. Обобщение и ограничение понятий. Классификация. Исследование связей между понятиями. Аналогии. Последовательности. Умозаключения.

Исследование процесса формирования понятий. Мыслительные стратегии. Исследование процесса формирования понятий. Методика Выготского-Сахарова. Методика Брунера. Исследование формирования оптимальной стратегии решения задачи: методика «Ханойская башня». Исследование лабильности мыслительных процессов: «словесный лабиринт», «анаграммы». Методы исследования творческого мышления. Методические приёмы исследования конвергентного и дивергентного мышления. Методики Дж. Гилфорда и Е. Торранса.

Основные направления исследования речи. Экспериментальная психосемантика. Экспериментальное исследование интравербальных связей. Использование свободного ассоциативного эксперимента для построения семантического поля слова. Цепной ассоциативный эксперимент. Направленный ассоциативный эксперимент. Исследование прагматического значения слов. Семантический дифференциал. Исследование письменной речи.

Методы исследования внимания. Измерение объёма внимания. Исследование концентрации и устойчивости внимания. Корректурная проба Бурдона. Варианты «тестов на вычёркивание». Таблица Крепелина. Интеллектуальная проба. Исследование переключения внимания. Красно-черные таблицы Горбова-Шульте. Использование корректурной пробы для исследования переключаемости внимания. Исследование распределения внимания. Использование корректурной пробы для исследования распределения внимания. Исследование избирательности внимания. Тест Мюнстерберга.

Методы исследования эмоций. Самооценка эмоционального состояния. Эмоциональная направленность личности. Распознавание невербальных проявлений эмоций. Графическое выражение эмоций. Физиологические корреляты эмоций. Использование цветового теста для диагностики текущего эмоционального состояния.

Факторный и типологический подходы к исследованию личности. Факторные опросники. Опросник Р. Кэттелла 16 PF. MMPI. Типологический подход. Изучение типов акцентуаций характера (методика Г. Шмишека или патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко). Использование методов наблюдения, интервью и беседы для исследования личности. Виды наблюдения. Составление схемы структурированного наблюдения. Виды интервью. Преимущества и недостатки указанных методов.

Психодиагностика интеллекта. Критериальная валидность тестов интеллекта. Индивидуальные тесты интеллекта. Групповые тесты интеллекта. Тесты интеллекта, свободные от влияния культуры. Специфика тестов достижения, их отличие от тестов интеллекта.

Использование метода психобиографиии для исследования личности. Жизненный путь личности и методические подходы к его изучению. Каузометрия А.А. Кроника. Оценка значимости жизненных событий. Принципы построения психобиографической анкеты.

Эксперимент как метод психологического исследования. Место эксперимента в системе наук. Эксперимент как активный метод исследования. Экспериментальное воздействие. Зависимая и независимая переменная. Побочные переменные. Научная гипотеза. Типы гипотез: теоретическая, экспериментальная, статистическая. Внешняя и внутренняя валидность эксперимента и их соотношение. Экспериментальный контроль. Факторы, угрожающие внутренней валидности и способы их контроля. Факторы, нарушающие внешнюю валидность и способы их контроля. Экспериментальная выборка и её репрезентативность.

Виды психологического эксперимента и основные экспериментальные схемы. Естественный и лабораторный эксперимент. Интраиндивидуальная и межгрупповая схемы эксперимента. Контроль факторов, нарушающих внутреннюю и внешнюю валидность. Кросс-индивидуальная схема. Многоуровневые эксперименты. Факторные эксперименты. Эксперименты и квазиэксперименты. Обзор основных экспериментальных планов. План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой и его варианты. Планы с множественными сериями измерений. «Лоскутные» планы.

Основные направления деятельности школьного психолога: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психодиагностика, психокоррекция. Необходимость работы с различным контингентом: учащиеся, учителя, родители.

Диагностика личности в школьной психологической службе. Использование психодиагностических процедур в ходе оценки личностных особенностей школьников. Беседа, наблюдение, тестирование как средства диагностики. Особенности и обоснованность применения психодиагностических методов в школьной психологической службе: тестов интеллекта, тестов достижений, личностных опросников, анкетного метода и проективных методик.

Диагностика готовности к школьному обучению. Диагностические программы по определению готовности детей к школе. Познавательная готовность ребенка к школьному обучению. Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника. Мотивационная готовность к школьному обучению, её диагностика. Волевая готовность к школьному обучению, её диагностика. Интеллектуальная готовность к школьному обучению, её диагностика (диагностический комплекс Л.А. Венгера)

Принципы подбора и построения методик по определению готовности детей к школе. Качественный и количественный анализ данных.

Основные методы коррекции психического развития в детском возрасте. Коррекция умственного развития: развитие восприятия, сенсорных способностей, активизация познавательной деятельности. Особенности использования конструктивной и изобразительной деятельности в целях коррекции когнитивных функций. Особенности коррекции несформированности готовности к школьному обучению: формирование мотивационно-личностной готовности, коммуникативной готовности, интеллектуальной и речевой готовности, произвольной регуляции поведения, коррекции внутренней позиции школьника.

Способы (техники) личностно ориентированного взаимодействия педагогов с детьми. Способы личностно ориентированного взаимодействия педагогов с детьми: просьба, доверительная беседа, проекция результата, возложение полномочий, психологическая поддержка ребенка (безусловное принятие, приемы позитивного внимания, признание продуктов деятельности, одобрение личностных особенностей ребенка.), диагностика мотивов непослушного поведения ребенка, использование «Я-сообщений»  при выражении негативных эмоций, техники снижения эмоционального напряжения у собеседника.

Коррекция психического развития в детском возрасте (когнитивная и эмоциональная сфера). Основные этапы коррекционной работы: этап планирования целей, задач и тактики; этап разработки программы; организационный этап; этап реализации коррекционной программы; этап оценки эффективности коррекции. Основные принципы построения коррекционной программы. Методы коррекции психического развития ребенка. а) Метод конгруэнтной коммуникации: б) Метод игротерапии. в) Метод арттерапии. г) Метод социальной терапии. д) Метод систематической десенсибилизации. е) Метод поведенческого тренинга.

Методы профориентации и профконсультирования. Специфика профориентационной работы с различными категориями населения; профориентационная работа в школе. Особенности профконсультационной работы на предприятиях и в кадровых агентствах. Методы активизации профессионального самоопределения в индивидуальном профконсультирвании и работе с группой. Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда. Использование опросника Липмана для составления описания профессии (должности) связанной преимущественно с умственным трудом.

Методы коррекции личности. Основные психокоррекционные процедуры. Свободные ассоциации. Воспоминания детства. Дневники. Определение источника тревоги путем выявления «защитных механизмов». Особенности процедуры «детского психоанализа». Правила самоанализа. Упражнения, направленные на развитие «кооперативного поведения». Словесные ассоциации. Гештальт-терапевтические упражнения на развитие способности «самосознавания» и спонтанного самовыражения. Процедура холотропной терапии – интенсивное дыхание, использование музыки и работа с телом. Процедуры психофизической саморегуляции.

Психологическое сопровождение профессионального развития педагога. Психологическая готовность педагога к реализации гуманистического подхода в образовании. Экопсихологический подход к разработке стратегии стратегии психологического сопровождения профессионального развития педагога.

Проективные  методы в психологической диагностике. Общая характеристика проективных методов. Цели и принципы применения. Место в психологической диагностике. Проективные рисуночные методики («Рисунок несуществующего животного», «Рисунок семьи» и др.). Общие закономерности интерпретации рисунков.  Стадии развития детского рисунка.  Тест Люшера. Метод незаконченных предложений.

Методы психологического консультирования. Беседа как основной метод психологического консультирования. Понятие и стадии консультативной беседы (или основные этапы консультирования). Техники и приемы психологического консультирования. Техника постановки вопросов. Техника поддержки и ободрения клиента. Прием нерефлексивного слушания. Техники перефразирования и обобщающего резюме. Техники прояснения; интерпретации; отражения чувств клиента. Прием конфронтации с клиентом. Техника самораскрытия консультанта и др. Личность консультанта как главный инструмент в консультировании. Модель эффективного консультанта (основные требования к личностным особенностям консультанта). Ловушки консультирования. Феномен «спасательства» в консультировании.

Возрастно-психологическое консультирование. Цели, задачи возрастного консультирования. Характеристика этапов индивидуальной консультации. Основные этапы и процедура: первичный прием, диагностический этап, разработка рекомендаций. Консультативные установки (общие и частные). Отклонения в развитии дошкольников, их причины и способы коррекции. Консультирование по проблемам детей младшего школьного возраста. Психологическое консультирование в подростковом и юношеском возрасте.

Семейное консультирование. Факторы удовлетворенности браком. Психологические причины разводов. Методы исследования добрачных установок, семейных ценностей. Причины внутрисемейной дестабилизации и обращений в психологическую консультацию на различных этапах функционирования семьи. Методы изучения взаимодействия родителей с детьми. Методы психодиагностики детско-родительских отношений.

Психологический тренинг как многофункциональный метод. Методика проведения тренинга: содержание основных этапов или блоков, процедурные аспекты и комплектование тренинговых групп, эффекты тренинга. Краткая характеристика основных методических средств: групповая дискуссия; ролевая игра; психогимнастические упражнения; феномен обратной связи в тренинге, условия конструктивной обратной связи. Важные аспекты отношений с группой и типичные ошибки  ведущего группы тренинга

Психология и психотерапия кризисных состояний личности

Экстренная психологическая помощь в критических ситуациях: методы снижения психоэмоционального напряжения, восстановление контакта с реальностью. Дебрифинг как метод снижения психоэмоционального напряжения в условиях массовых катастроф

Методы снятия психоэмоционального напряжения: «вентиляция» чувств, релаксационные и медитативные упражнения. Методы визуализации и направленного воображения, направленные на поиск ресурсного состояния.

Принципы и этапы кризисной интервенции. Общая схема консультативного сопровождения при принятии решения. Решение и выбор  в ситуации фрустрации. Методы форсирования принятия решения.

Психологическая поддержка клиентов, страдающих посттравматическими стрессовыми расстройствами. Принципы работы с посттравмой.

Логика телефонного консультирования. Сложные ситуации и ошибки телефонного консультирования.

Психотерапевтическая поддержка суицидиентов. Консультирование членов семьи и близких суицидиента

Работа с осложненными реакциями горя. Психологическая поддержка ребенка, пережившего утрату.